Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Определение инноваций, функции (1)Стр 1 из 5Следующая ⇒
Введение Анализ мировой экономики конца 20-го и начала 21 столетий позволил выделить две главные тенденции: 1) ее глобализацию; 2) резкий рост инноваций и их значения в экономике. Если раньше успех предпринимательства зависел больше от классической комбинации факторов производства, то сегодня этот успех в значительной степени определяется сложной комбинацией элементов знаний, интеграцией этих факторов и технологий, объединением капитала, информационных и интеллектуальных ресурсов и т. д. (гольшт.) Одной из основных составляющих этой комбинации являются инновации. Процесс, направленный на реализацию инноваций (результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новом или усовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности), а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки – инновационная деятельность. Инновационная деятельность стала основой и неотъемлемой составляющей конкурентоспособной экономики. Где бы ни работал в будущем специалист, «он должен быть подготовлен к тому, чтобы иметь дело с инновациями». Поэтому, цель курса «Стратегия инновационной деятельности»: изучение инноваций и особенностей инновационных процессов в условиях рынка. Для этого нам необходимо раскрыть теоретические основы и роль инноваций в рыночной экономике, а также определить особенности инновационных процессов национальной экономики и мирового рынка. Тема 1 Основные понятия инновационных процессов (2) 2, 4 Понятие и классификация инноваций. Инновационный процесс Определение инноваций, сущность и предмет, функции (1) Классификация инноваций Инновационный процесс (1) Определение инноваций, функции (1) Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта (фатх.) (либо инновация – это доведение до рынка результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР) (больш. Толк. словарь бизнеса.)) Сам термин «инновация» как новую экономическую категорию ввел в научный оборот австрийский ученый Йозеф Алоиз Шумпетер (1883 – 1950) в первом десятилетии XX в. (30-е гг.) и определил его как «изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных, транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности» («Теория экономического развития» (1911)). Труды Шумпетера «стали основой» для научных исследований других ученых в данной области, которые, в свою очередь, сформулировали свои определения инноваций (прил 1). В современной экономике методология описания инноваций базируется на международных стандартах. В рамках Организации экономического сотрудничества и развития была образована Группа национальных экспертов по показателям науки и техники, которой разработано Руководство Фраскати – «Предлагаемая стандартная практика для обследований исследований и экспериментальных разработок» (Италия, г. Фраскати, 1963г.). Цель Руководства – координация работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях. Положения этого документа периодически уточняются, что обусловлено изменениями стратегической политики в сфере науки и техники на национальном и международном уровнях, в организации научных исследований и разработок. Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на рекомендациях, принятых в Осло В 1992 г. и получила название «Руководство Осло». Согласно международному стандарту инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощениев виде новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Слово «инновация» стоит в одном ряду с такими понятиями, как «новшество», «новация», «нововведение». Приведенные слова включают всего два понятия. Поскольку новшество и новация – синонимы, так же как нововведение и инновация. Инновация (нововведение) отличается от новшества (новации) тем, что обозначает новшества, внедряемые или уже внедренные. Новшество (новация) же – это оформленный результат фундаментальных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт (технологию, управленческий или производственный процесс, организационную, производственную или другую структуру), ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов (стандарты, рекомендации, методики, инструкции и т.п.), результатов маркетинговых исследований и т.д. (прил 2). Основными признаками инновации являются: 1) научно-техническая новизна, совокупность новых знаний; 2) практическая реализуемость, т.е. воплощение новых знаний в новом продукте, технологии, социальной среде и пр.; 3) способность удовлетворить определенные запросы потребителей, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е. реализуемо на рынке; 4) эффект (экономический, технический, социальный), необходимый для воспроизводства инновационного процесса. Это означает, что сама по себе новая идея, как бы досконально она ни была описана, формализована и представлена на схемах и чертежах, - это еще не инновация, если эта идея не воплощена в используемых на практике продуктах, услугах или процессах. Только реализованные в новой продукции или процессах новые идеи являются инновациями. Только воплощенная в реальных объектах или процессах новая идея может удовлетворить практические потребности людей. Инновации появляются и внедряются во всех областях человеческой деятельности. В частности, известны инновации: 1) технические (новые вещества, машины, товары); 2) технологические (новые процессы и методы); организационные (новые способы организации и управления); 3) экономические (новые явления в экономике, например, в свое время инновацией было планирование, в другое время – маркетинг); 4) социальные; политические; 5) юридические; идеологические; 6) в литературе и искусстве; 7) в материальной культуре; 8) военные, медицинские и т.д. Некоторые из них могут одновременно относиться к нескольким группам. Предметом инновации могут быть: 1) продукт;
|