![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация инноваций
В научной литературе наблюдается разнообразие классификаций инноваций. Классификация зависит от ряда критериев, а одна инновация может быть отнесена к нескольким видам. Классификация по принципу отношения к предшественнику, т.е. выделение предшественника и определение его функции. Отношение к предшественнику может быть различных типов. 1. Открытие – принципиально новая идея, не имеющая предшественников (не путать с открытием в научно-техническом смысле). Ими можно считать телевизор, компьютер 2. Замещение, или вытеснение – происходит, когда новинка сохраняет все полезные качества предшественника, но обладает и дополнительными достоинствами (звуковое кино, вытеснившее немое, видеомагнитофон и видеоплеер и т.д.). 3. Ограничение – происходит, когда новинка по некоторым параметрам превосходит предшественника, но не сохраняет отдельных его достоинств (электроосвещение, сменившее, но не вытеснившее свечу или керосиновую лампу, или цветное кино или фото и черно-белое). 4. Дополнение, или сосуществование – новинка, обладающая рядом достоинств, не присущих предшественнику, при том, что тот обладает рядом достоинств, не присущих новинке (водный транспорт, широко используемый наряду с железнодорожным). 5. Возрождение – фактически воспроизведение ранее вытесненного товара, но, как правило, в несколько обновленном виде (газовая плита и газовые фонари, или скайп и видеотелефон). Если в качестве основы классификации инноваций принять масштабы вызываемых ими последствий, то можно выделить: 1. Стратегические инновации, служащие реализации стратегических целей развития, имеющих социально экономический характер. Они являются следствием реализации долгосрочных мероприятий инновационного характера, имеющих значение как для всего общества, так и для отдельных предприятий. 2. Текущие инновации (фактические). Их целью является повышение эффективности хозяйственной деятельности на более коротких временных отрезках (изменения в изделиях, методах производства, организации труда). Например, принимая во внимание степень новизны инновации, ученые делят их на три группы: 1. Новинка мирового масштаба (абсолютная новизна). Применение изобретения нигде не имеет аналогии, это первое в мире внедрение изменения. 2. Новинка в масштабе страны. Она имеет адаптационновоспроизводящий характер, то есть, нет аналога в данной стране, но существует за границей. 3. Новинка в масштабе данного предприятия (относительная новизна). Сюда относят инновации, имеющие аналоги и реализуемые другим предприятиям в данной стране, а также инновации, годные и используемые только на данном предприятии. С точки зрения оригинальности изменения выделяют: 1. Оригинальные (креативные) инновации, являющиеся самостоятельными результатами работы отдельного человека, группы или предприятия. 2. Имитирующие инновации, заключающиеся в копировании и воспроизведении оригинальных изменений, которые в данном времени и месте приносят выгоды. Другие классификации инноваций даны в приложении 2.
|