Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Уровни умственного развития






Л.С. Выготский сформулировал очень важное для пе.агоги ческой психологии положение о двух уровнях умствент^ витяя ребенка: это уровень актуального развития (наличн^ ^ю вен, подготовленности, характеризующийся уровнем ингвлдек туа.1ьного развития, определяемым с помощью задач, к уче)щк может выполнить самостоятельно) и уровень, опьделя к> Щ*й зону его ближайшего развития. Этот второй урове^ пси хич< ского развития достигается ребенком в сотрудничестве ccnrjrw> лым, не путем прямого подражания его действиям, а реп; нием задаг, находящихся в зоне его интеллектуальных возможв)СТ ^ 106


^Большая или меньшая возможность перехода ребенка от то-10 что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он уме-м делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувстви­тельным симптомом, характеризующим динамику развития ц успешности умственной деятельности ребенка. Она вполне совпадает с зоной его ближайшего развития» [47, с. 248]. 0а этой основе был сформулирован принцип «опережающего обу­чения», которым определяется эффективная организация обуче­ния, направленного на активизацию, развитие мыслительной де­ятельности обучающегося, формирование способности самосто­ятельно добывать знания в сотрудничестве с взрослыми и дру­гими обучающимися, т.е. саморазвиваться. Опережающее обуче­ние означает не только временное по отношению к актуальному уровню развития ребенка опережение, но и пересмотр самого ха­рактера обучения. Л.В. Занков подчеркивает, что неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные однообразные повторения, по-види­мому, не могут способствовать интенсивному развитию школь­ников [72]. Изменения должны быть и в углублении учебного ма­териала, в большем объеме теоретического анализа, обобщения, развивающего теоретическое мышление ученика.

Важно отметить, что интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в ча­стности, в учебной деятельности. В качестве критериев интеллек­туального, умственного развития выступают: самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, уме­ние отличить существенное от несущественного, различный уро­вень аналитико-синтетической деятельности, критичность ума (Н.Д. Левитов, Н.А. Менчинская), а также темп продвижения как скорость формирования обобщения, экономичность мышления (З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий). Очевидно, что основной кри­терий развития интеллекта ребенка — умение самостоятельно, творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктив­ных задач к творческим. Существенным показателем развития ребенка, его сознания является уровень рефлексии, т.е. степень осознания ребенком своих действий, самого себя, своего Я. По­следнее становится основным механизмом, опосредствующим разные стороны развития личности ребенка, в том числе и ин­теллектуального.


 
 

кает
С^анПТвития ° А- °- . -и ЩИре

Развитие личности

Развитие человека как личвп™ сте его «жизненного пути» «? П? происходит в об]

cmeZT ** 1^™*£ (£ *»* жизненного Тут^^К ЧестХГ ЛИЧНОСТИ «ак Clc ШЛЬЙОе де™««о> >? ™при-

^ации ра^™^' CK^^S? 2HOrO " **»• как ^ВИТИЯ-

•'' как он старает -' осознав, что оно

то

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал