Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Уровни умственного развития
Л.С. Выготский сформулировал очень важное для пе.агоги ческой психологии положение о двух уровнях умствент^ витяя ребенка: это уровень актуального развития (наличн^ ^ю вен, подготовленности, характеризующийся уровнем ингвлдек туа.1ьного развития, определяемым с помощью задач, к уче)щк может выполнить самостоятельно) и уровень, опьделя к> Щ*й зону его ближайшего развития. Этот второй урове^ пси хич< ского развития достигается ребенком в сотрудничестве ccnrjrw> лым, не путем прямого подражания его действиям, а реп; нием задаг, находящихся в зоне его интеллектуальных возможв)СТ ^ 106 ^Большая или меньшая возможность перехода ребенка от то-10 что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он уме-м делать в сотрудничестве, и оказывается самым чувствительным симптомом, характеризующим динамику развития ц успешности умственной деятельности ребенка. Она вполне совпадает с зоной его ближайшего развития» [47, с. 248]. 0а этой основе был сформулирован принцип «опережающего обучения», которым определяется эффективная организация обучения, направленного на активизацию, развитие мыслительной деятельности обучающегося, формирование способности самостоятельно добывать знания в сотрудничестве с взрослыми и другими обучающимися, т.е. саморазвиваться. Опережающее обучение означает не только временное по отношению к актуальному уровню развития ребенка опережение, но и пересмотр самого характера обучения. Л.В. Занков подчеркивает, что неправомерное облегчение учебного материала, неоправданно медленный темп его изучения, многократные однообразные повторения, по-видимому, не могут способствовать интенсивному развитию школьников [72]. Изменения должны быть и в углублении учебного материала, в большем объеме теоретического анализа, обобщения, развивающего теоретическое мышление ученика. Важно отметить, что интеллектуальное развитие происходит не само по себе, а в результате многостороннего взаимодействия ребенка с другими людьми: в общении, в деятельности и, в частности, в учебной деятельности. В качестве критериев интеллектуального, умственного развития выступают: самостоятельность мышления, быстрота и прочность усвоения учебного материала, быстрота ориентировки при решении нестандартных задач, умение отличить существенное от несущественного, различный уровень аналитико-синтетической деятельности, критичность ума (Н.Д. Левитов, Н.А. Менчинская), а также темп продвижения как скорость формирования обобщения, экономичность мышления (З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий). Очевидно, что основной критерий развития интеллекта ребенка — умение самостоятельно, творчески решать задачи разного типа, переходя от репродуктивных задач к творческим. Существенным показателем развития ребенка, его сознания является уровень рефлексии, т.е. степень осознания ребенком своих действий, самого себя, своего Я. Последнее становится основным механизмом, опосредствующим разные стороны развития личности ребенка, в том числе и интеллектуального.
Развитие личности Развитие человека как личвп™ сте его «жизненного пути» «? П? происходит в об] cmeZT ** 1^™*£ (£ *»* жизненного Тут^^К ЧестХГ ЛИЧНОСТИ «ак Clc Ш*°ЛЬЙОе де™««о> >? ™при- ^ации ра^™^' CK^^S? 2HOrO " **»• как ^ВИТИЯ- •'' как он старает -' осознав, что оно
|