![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методические рекомендации. В ходе самостоятельного изучения темы «Общение» следует запомнить обозначение термина общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми
В ходе самостоятельного изучения темы «Общение» следует запомнить обозначение термина общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Единство общения и деятельности. Выявить определение потребностей человека как стремлений к тем условиям, в которых он поддерживает свое нормальное физическое и психическое состояние. Первичные (биологические) и культурные человеческие потребности. Обозначить содержание и цели общения: передача информации, взаимодействие, взаимовосприятие. Обратить внимание на виды общения: личное, деловое, индивидуальное, групповое равноправное, неравноправное, противоречивое, конфликтное. Общение как обмен информацией - восполнение знаний человека опытом и знаниями других людей. Вербальная коммуникация, устная и письменная речь Невербальная коммуникация (мимика, жесты, позы, визуальный контакт).Наиболее полно эта тема представлена в книге 1 Психология 5-е изд. 2010. Немова Р.С. в разделе 4. «Психология человеческих взаимоотношений» стр.511-623.
Темы рефератов: 1. Вербальные и невербальные средства общения. 2. Перцептивная сторона общения. 3. Психологические механизмы, лежащие в основе понимания. 4. Коммуникативные умения личности. Вопросы для самоконтроля: 1. Каковы цели общения? 2. Объясните понятие «вербальные средства общения»? 3. Является ли письменная речь средством общения? 4. Объясните понятие «невербальная коммуникация»? 5. Перечислите виды общения? 6. Расскажите об общении в коллективе? Тестовые задания для подготовки к практическим занятиям Тест «Самооценка психических состояний» (по Г.Айзенку) Инструкция. Перед вами описание различных психических состояний, присущих человеку. В случае частого проявления состояния, предлагаемого в утверждении, ставится 2 балла, если состояние бывает, но изредка – 1 балл, совсем не подходит – 0 баллов. Затем подсчитывается сумма по каждому из 4 блоков утверждений. Текст опросника. 1. Не чувствую в себе уверенности. Часто из-за пустяков краснею. Мой сон беспокоен. Легко впадаю в уныние. Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях. Меня пугают трудности. Люблю копаться в своих недостатках. Меня легко убедить. Я мнительный человек. Я с трудом переношу время ожидания. 2. Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход. Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом. При больших неприятностях я склонен, без достаточных оснований, винить себя. Несчастья и неудачи меня ничему не учат. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной. Я нередко чувствую себя беззащитным. Иногда у меня бывает состояние отчаяния. Я чувствую растерянность перед трудностями. В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели. Считаю недостатки своего характера неисправимыми. 3. Оставляю за собой последнее слово. Нередко в разговоре перебиваю собеседника. Меня легко рассердить. Люблю делать замечания другим людям. Хочу быть авторитетом для других. Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего. Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю. Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться. У меня резкая, грубоватая жестикуляция. Я мстителен. 4. Мне трудно менять привычки. Нелегко переключать внимание. Очень настороженно отношусь ко всему новому. Меня трудно переубедить. Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться. Нелегко сближаюсь с людьми. Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана. Нередко я проявляю упрямство. Неохотно иду на риск. Резко переживаю отклонение от принятого мною режима дня. Обработка результатов. Первый блок был посвящен тревожности, второй блок – фрустрации, третий блок – агрессивности, четвертый – ригидности.
|