Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
СредствА ППФП студентов
Исследования многих авторов убедительно показывают, что одним из самых существенных моментов в построении единой системы мер по физическому воспитанию с профессионально-прикладной направленностью является правильный подбор средств ПФК, позволяющий одновременно оказывать тренирующее воздействие на целый комплекс органов и функций человека или избирательно воздействовать на их развитие. Средства ППФП можно группировать в следующем порядке: • прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; • прикладные (приоритетные для специальной физической подготовленности) виды спорта (целостное использование); • вспомогательные виды спорта, дополняющие учебный процесс по разделу ППФП; • гигиенические факторы. В ППФП подготовке студенческой молодежи широко применяются упражнения профессионально-прикладной гимнастики, базовые виды спорта, туризм, специальные упражнения на специальных тренажерах. Основываясь на программно-нормативных актах по физическому воспитанию, передовом опыте кафедр физического воспитания вузов Республики Беларусь, научно-исследовательском материале, представляется возможным выделить наиболее распространенные физические упражнения и виды спорта для ППФП в практике физического воспитания студентов. Упражнения и виды спорта для повышения эмоциональной устойчивости проявления волевых качеств и черт характера: гимнастические и акробатические упражнения, кувырки, стойки, прыжки через различные преграды, упражнения на гимнастических снарядах, на равновесие, сложно-координационные упражнения; спортивные игры и различные виды спортивных единоборств. В качестве восстановительных средств используются сауна, самомассаж, расслабляющие упражнения, музыка. Упражнения и виды спорта для развития скоростно-силовых качеств: пауэрлифтинг, армрестлинг, гиревой спорт, спортивные единоборства, упражнения с отягощением, на тренажерных устройствах, гимнастические упражнения, виды легкой атлетики. Упражнения и виды спорта для формирования осанки и улучшения функции опорно-двигательного аппарата: ходьба и ее разновидности, висы на перекладине, наклоны и повороты туловища, плавание, бег, корригирующая гимнастика, пружинящие движения, а также другие упражнения из отдельных видов спорта. Упражнения и виды спорта для развития выносливости: продолжительный бег, кросс по пересеченной местности, ходьба на лыжах, туризм, плавание, циклические виды. Значительно расширилось использование ациклических и смешанных физических упражнений — гимнастических, игровых, силовых, легкоатлетических в целях развития специфических видов выносливости: силовой, скоростной, координационной, потребность в которых определяется как требованиями профессии, так и жизненной практикой. Упражнения и виды спорта для формирования устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды: спортивная ходьба, кросс, бег на средние дистанции, спортивные подвижные игры, организованные на высоком эмоциональном фоне, туризм, ориентирование. Представленные средства ППФП распределяются по группам в соответствии с их направленностью: • развитие профессионально важных способностей; • воспитание психических, волевых и других профессионально значимых качеств; • формирование и совершенствование профессионально-прикладных умений и навыков; • повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям профессиональной деятельности. В различных видах трудовой деятельности отдельные профессионально значимые физические и психические качества и их сочетания неодинаковы. В таблице 7.1 представлены известные конкретные виды физических упражнений, использование которых развивает определенные, нужные для каждой из профессиональных групп качеств.
Таблица 7.1 — Средства физической культуры для развития физических и психических качеств (по Г. Г. Санояну, 1979)
|