Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предворительные выводы – мотивация к толкованию и действиям






 

 

Итак, не сложная математика подсказывает нам, что событие 15 февраля 2013 года не может быть ни стихийно-случайным, ни рукотворным. Значит, остаётся, практически со стопроцентной вероятностью, признать, что это имеет божественную цель, которая может и должна быть понята человечеством.

Из замеченной подсказки, с неизбежностью следуют и вопрос, и ответ о причине того, что именно теперь нам надлежит получить (понять), не имеющий исторических аналогов божественный посыл.

Если мы предположили или даже согласились, что «С 15.02.2013» не случайность, а знамение, от смысла которого нам нельзя прятаться, и необходимо открыть перед ним дверь нашего сознания, то нельзя не заметить, что, читающееся в нём содержание, соответствует лишь данному моменту из всей двухтысячелетней истории христианства. Это ни с чем несравнимое время: даже для периода научно-технического развития цивилизации. Информация неожиданно показала свою силу великой стихии. Теперь не только христианские подвижники, но и учёные, и элитные эксперты могут подметить опрометчивость слов: «знание – это моя сила». При этом человечество становится похожим на единый (информационно взаимосвязанный), но опасно внутренне противоречивый, больной, уродливый и недоразвитый организм. И такое человечество действует в масштабе всей земли и, даже, выходит за её пределы, - в космос. Учёные и технологи, как конкистадоры, захватившие новый континент, удивляют и распаляют жажду потребителей всё новыми чудесами; а сами, уже достигнув критической массы знаний и технических средств, объединённых и усиленных информационной революцией, углубляются дальше в познание природы вещей, - в микромир и генетику. Возможности познания и управления всем и вся на всех уровнях (кроме истинно духовного) обрели новое качество и небывалые силы. Внешне это похоже на появление многоклеточных организмов там, где были лишь колонии одноклеточных. Но, как подросток вырастает силами тела раньше, чем обретает начала мудрости, так и человечество с небывалой быстротой (в масштабе истории – одномоментно) находит возможности вторгаться в глубинные основы гармонии мира. В основы той красоты, в которой мы видим подтверждение веры в бытие Божие.

Но это не всё. Новые методы познания, а также методы изменения природы и управления ею, могут применяться и в отношении человека. Видя такие перспективы, люди, борющиеся за приумножение богатства и власти, теряют остатки равновесия и подстёгивают такое приложение науки. Приобретая небывалые возможности, они их используют с лишённым осторожной предусмотрительности азартом. Так создаётся новая, всё более явная, линия разлома и конфликта между людьми, поворачивающими в сторону всё большего удаления от Бога, и людьми религиозными. Новизна и глубина этого разлома особенно принципиальна для христианства. Подвижники, достигавшие покаяния и чистоты, - святые преподобные, - видели в каждом человеке образ Божий. В этом не просто подтверждение, но и возвышение христианского видения божественного мира и дополнительное, - более высокое, - основание веры. Именно без понимания этого, у человечества обостряется болезнь роста: ни чем не тормозится и ни кем не останавливается разрастание, неподконтрольных обществу, структур, действующих в соответствие с утилитарным отношением к человеку, - как к объекту исследования, управления и изменения, с применением всех средств (и старых, как мир, и недавно изобретённых). Эта тенденция оказывается в состоянии войны с природной человеческой способностью к свободному самосовершенствованию: по-христиански - покаянию. Эта тенденция состоит в том, чтобы изменять человека по воле других людей. В утилитарных целях! На геополитическом уровне, всё это уже используется для информационных войн. Но изменение личности – просто ради определённого изменения каждого отдельного человека – это может быть ещё более глобальной целью. И во всём этом угроза не только для христиан. Она сейчас не так заметна, как, напугавшая всех в 20-м веке, опасность полного взаимоуничтожения в термоядерном огне. Но уже идёт гонка вооружений, взрывная сила которых состоит в, открывающихся ныне, новых возможностях изменять человека без его понимания этого и без осознанного согласия на это. И неконтролируемость этого опасней термоядерного оружия. Поэтому теперь, как никогда ранее, становится необходимым понимание того, что пришло время, когда люди должны сделать решающий шаг к новой и особенной зрелости человечества, то есть - попытаться истинно соответствовать тем знаниям и возможностям, которые до сих пор достигаются, как бы по-детски, - как плоды безоглядных человеческих устремлений.

То, что это лучше других могут понимать христиане, - христиан и обязывает. Больше, чем других! Ведь христиане знают, что, даже, если праведный, как Иов, святой человек живёт в своём, идеально религиозном, благочестиво устроенном, мире, Бог может пошатнуть его устроенность (дать поприще Иова) – ради того, чтобы он увидел не замеченное и понял то, что не решается обдумать. Для мира подвижников это не ново. Исаак Сирин об этом сказал так: «… имею нужду в жезле искушений, чтобы им расширялось во мне вселение Твое» (Слова подвижнические Слово 47).

Вероятно, сведения об опыте подвижников дошли до нас не только для того, чтобы мы старались с молитвой, по-христиански мужественно и смиренно, встречать личные невзгоды и страдания. Я смею предполагать, что в настоящее время переходного возраста человечества эти духовные достижения необходимо будет сделать основой для усилий, которые ещё предстоит прилагать человеку в мире, который он сам кардинально меняет. Может быть это подобно тому, как математик создаёт метод только для доказательства конкретной теоремы, но через годы это назовут теорией групп, которая становится основой всей физики микромира, без которой не было бы сегодняшних технических достижений в макромире. Напрашивается мысль, что прорывы разума могут быть богоугодными, если они уравновешиваются соответствующими усилиями духовного совершенствования человека.

 

Однако тут нас встречает успокоительно-осаживающее возражение. Изменить мир, который лежит во зле, и построить царство добра, просвещения и справедливости на земле – всё это мечты от гордости и самообольщения. «Царствие Божие внутрь вас есть». Христианину нужно личное молитвенное покаяние, участие в церковном богослужении и таинствах, ради единения в Церкви с Христом и спасения во Христе. А все, ныне умножающиеся, апокалипсические признаки только служат нам сугубым напоминанием к неусыпному христианскому благочестию. И не надо забывать, что неустроенность и беды православного мира говорят о том, что Бог нас не забыл.

Истинность этого утверждения несомненна. Но вся ли это истина? Разве Бог безоговорочно призывал к нерадению в делах человеческих, тем более – к беспорядку? Может быть, кое-что в, успешно организованном, еретическом и секулярном мире Бог хранит и нам в наущение? Как бывало, что что-то у язычников приводилось Богом в пример, в осуждение и, даже в наказание Иудеям. И зачеркнула ли благая весть слова Екклесиаста: «И предал я сердце моё тому, чтобы исследовать и испытать мудростью всё, что делается под небом: это тяжёлое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нём» (Еккл. 1, 13)?

Пришло ли время сугубо адвентистских настроений? Должны ли уже все христиане упаковать чемоданы добрых плодов своего покаяния и благочестия и «присесть на дорожку»?

Всё-таки, из знания того, что человек смертен, не следует, что чающие воскресения мёртвых, не должны бороться за жизнь. Думаю, что это верно и в отношении всей Церкви во времена, похожие на финально апокалипсическое время. Ведь Апостольской Церкви поставлена задача: «Идите, научите все народы…, уча их… до скончания века», - до тех пор, пока Бог не положит предел земного пути Своего творения. Для человека, сотворённого по образу Творца, естественно любить красоту земли и космоса, свет которого пришёл к нам из времени, когда не было ещё ни людей, ни земли, ни солнца. И Бог дал человеку талант, чтобы, как бы своими силами, по этому свету узнавать многое об этой далёкой красоте (ведь светила мы видим «и для знамений» - Быт. 1, 14; - то есть, чтобы люди познавали истину), - как бы читая древнейшее Писание. Один штришок: первые астрофизики нашли гелий на Земле после того, как открыли его на Солнце, - не бывая на нём. Велик замысел Бога о человеке, но разве другие Его творения, сами по себе, безразличны Ему? Об этом слова Господа в книге Иова: «Кто проводит потоки…, чтобы шёл дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, …?» (38, 25-27). Впрочем, теперь, когда нам становятся известны подробности о тех (далёких по времени и в пространстве) мирах, человек, можно сказать, уже присутствует там. Но, кроме такого знания, для взросления, человеку (и, может быть, многим монахам и старцам) нужно ещё и то, о чём Бог с улыбкой и упрёком говорит Ионе: «Неужели так сильно огорчился ты… сожалеешь о растении, над которым ты не трудился… Мне ли не пожалеть…, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» Бог показывает Ионе его несовершенство в любви. Человеку, сотворённому, чтобы наполнять, владычествовать и возделывать землю (Быт. 1, 28; 2, 5), естественно любить всякую тварь, которая «с надеждою ожидает откровения сынов Божиих» (Рим. 8, 19). Разве не в согласии эти слова Апостола с мыслью о том, что тварь ожидает мудрого угодного Богу и потому благого владычества человека «над всяким животным» (Быт. 1, 28) и возделывания всей земли. Да, мы знаем, что и Евангелия, и послания апостолов, и Откровение говорят христианам, что человечество, в конце концов, отвернётся от Бога: будет порабощено греху и побеждено злом. Но если борьба за истину не требует немедленного самопожертвования, человек вправе и должен проходить, дарованный и таинственный, - для каждого свой, - путь до конца. Сам Иисус молился: «…, если можно, пронеси…». Библия наполнена событиями покаяния ради жизни. Иисус скорбит об Иерусалиме, навлекающем на себя грядущее разрушение. Да, Православие следует пониманию, что без помощи Бога невозможно исполнить ни одной Его заповеди, но важно, ведь, и другое. Если бы каждый человек смог совершение каждого своего действия переложить на Бога, - чтобы всё совершал Бог, - то исчез бы смысл творения, имеющего дары сил, воли, свободы и творчества. Прикладывая свои человеческие творческие силы и, при этом, молитвенно стараясь не отступать от согласия с волей Божьей, православный человек оправданно стремится исполнять заповеди в этом мире. Поколение – за поколением: так до конца поприща человечества, как целого, и до жизни будущего века. Можно ли при этом упускать первую заповедь о предназначении человека – возделывать землю? С этим связана и проблема взросления человечества. И, похоже, что о срочной необходимости приложения к этому максимальных усилий говорит человечеству Бог знамением «С 15.02.2013». Прежде всего, - говорит Русской Православной Церкви.

И, при этом, нет запрета искать союзников в не церковном мире, - ради того, чтобы человечество, в целом, как можно более продуктивно могло находить благоприятные направления своего развития.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал