Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическая оценка природных ресурсов
Одним из направлений улучшения охраны природы и использования природных ресурсов является определение экономической оценки природных ресурсов. Окружающая природная среда обеспечивает три важнейшие для человека функции: — обеспечение природными ресурсами; — ассимиляция отходов и загрязнений; — обеспечение людей природными услугами, тесно связанными с качеством окружающей природной среды: рекреация, эстетическое удовольствие, комфортность проживания и др. То есть окружающая природная среда представляет человеку важнейшую функцию— жизнеобеспечения. По мере интенсивного развития производства стала проявляться ограниченность природных ресурсов, которая сопровождалась резким ухудшением состояния окружающей среды. Это привело к осознанию в обществе необходимости платности использования природных ресурсов и пониманию того, что директивное, основанное на распределительном принципе управление не обеспечивает их рационального использования. Неадекватная оценка природных ресурсов приводит к занижению возможных эффектов от экологизации экономики и перехода к устойчивому ресурсосберегающему развитию. Ежегодные потери природных ресурсов оцениваются во многие миллиарды рублей. Решение проблемы стали искать в прекращении бесплатного пользования природными ресурсами и загрязнения окружающей природной среды. Принцип платности природопользования законодательно определен в Законе РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.). Считается, что природные ресурсы обладают стоимостью в той мере, в какой затрачен человеческий труд на их разработку, и приобретают потребительскую стоимость, если они используются для развития общественного производства. Экономическая оценка природных ресурсов — это денежное (стоимостное) выражение народохозяиственнои ценности естественных благ, которые дают природные ресурсы, т. е. их общественная полезность, измеренная через производство и потребление. Определяющей сущностью экономической оценки природного ресурса является не его цена, а экономический эффект от использования природного ресурса. Оценка природных ресурсов исходит из общефилософских подходов к оценке и состоит в сопоставлении свойств, присущих ресурсам, с критериями ценности, которое выдвигает человеческое общество. В зависимости от вида человеческих потребностей ценность может быть материальной, социально-политической, эстетической и пр. В этой связи выделяют: — экономическую оценку — определение полезности природных ресурсов как вклада в удовлетворение общественных потребностей через производство и (или) потребление и выраженной в экономических показателях; — внеэкономическую оценку — определение экологической, социальной, эстетической, культурной или иной ценности ресурса, обычно не выражаемой в экономических показателях (но может быть условно исчислена в денежном выражении как сумма, которой готово и может пожертвовать общество за сохранение этого вида ресурса); среди внеэкономических оценок необходимо отметить технологическую (производственную) оценку, определение которой исходит из различий в природных особенностях внутри одного вида природных ресурсов (сорт нефти, марка угля др.). Исходя из критериев оценки можно выделить несколько основных подходов к оценке природных ресурсов: 1. Затратный подход, при котором ценность ресурсных источников определяется по суммарным затратам на их использование или добычу, освоение. В настоящее время на этом принципе основано установление платы при водоснабжении населенных мест, за забор воды промышленными предприятиями. Основным недостатком такого подхода является, как правило, несовпадение стоимости (себестоимости) ресурса и его потребительской стоимости. Это обстоятельство делает неприменимым затратный подход для стимулирования рационального природопользования. 2. Монопольно-ведомственный подход являющийся разновидностью затратного подхода, вызванного политической и экономической ситуацией 90-х гг. в России. Особенность данного подхода состоит в том, чтобы размер платежей за пользование природными ресурсами соответствовал потребностям финансового обеспечения деятельности специализированных федеральных и региональных служб, которые осуществляют распорядительные функции в области природных ресурсов и охраны окружающей среды. Такой подход не способствует рациональному использованию природных ресурсов вследствие своей субъективности и искусственности. Но тем не менее монопольно-ведомственный принцип платности природопользования законодательно отражен в Законе РФ «Об охране окружающей среды». Здесь плата за использование природных ресурсов подразделена на два вида: плата за право пользования природными ресурсами; плата на воспроизводство и охрану природных ресурсов. Последняя призвана компенсировать затраты специальных ведомств, осуществляющих деятельность по воспроизводству и охране отдельных природных ресурсов. 3. Результативный подход. Здесь экономическую оценку (стоимость) имеют лишь те ресурсы, которые приносят доход. Экономическая оценка определяется денежным выражением (стоимостью) первичной продукции, полученной от эксплуатации природного ресурса, т. е. разницей между полученным доходом и текущими затратами. С точки зрения рационального природопользования данный подход имеет ряд недостатков. Стоимость первичной продукции может быть определена не для всех природных ресурсов. Например, добытые сырая нефть, руда, уголь имеют вполне определенную товарную стоимость. В то же время выделение в первичном продукте доли дохода от воды представляет определенную проблему. Та же проблема возникает при использовании земельного ресурса. Далее, доход от использования ресурса может быть как прямой, так и косвенный. Последний вид дохода очень сложно оценить адекватно. Например, использование природных объектов в рекреационных целях, водных объектов как транспортных артерий и т.д. Результативный подход не учитывает фактор времени. Например, не используемый в настоящее время и поэтому, с точки зрения данного подхода, не имеющий экономической оценки ресурс может быть востребован и даже стать дефицитным в будущем, по мере развития новых технологий, производств, в процессе освоения новых территорий. То есть результативный подход не реализует потенциальные результаты, необходимые при перспективном планировании природопользования. 4. Рентный подход основан на выявлении дополнительного экономического эффекта (дифференциальной ренты), возникающего при использовании данного ресурсного источника по сравнению с худшим. Экономическая оценка природных ресурсов, базирующаяся на ренте, является достаточно хорошо проработанным вопросом в теории экономики природопользования. Трактовки этой теории разнообразны, предлагаемые способы исчисления ренты достаточно сложны, а для многих природных ресурсов не разработаны. Такая неопределенность затрудняет практическое использование рентных экономических оценок и соответственно платежей при природопользовании. При рентном подходе экономическая оценка природного ресурса равна величине приносимой им дифференциальной ренты при оптимальном режиме его эксплуатации. В зависимости от количественных и качественных характеристик ресурсные источники одного вида приносят неодинаковую пользу на единицу затрат, т.е. дифференциальную ренту. Она рассчитывается по принципу замыкающих затрат — предельно допустимых расходов, которые готово нести общество ради получения единицы данного ресурса. Расходовать больше уже неэффективно. Разность между замыкающими затратами и индивидуальными фактическими затратами показывает, сколько выигрывает экономика на единицу данного вида ресурсов. В соответствии с этим подходом худшие ресурсные источники получают нулевую оценку, хотя их использование экономически эффективно. К преимуществам рентного подхода можно отнести: — при рентных оценках лучший ресурс, использование которого дает относительно больший доход при одинаковых затратах, получает большую стоимость (экономическую оценку); — затраты на освоение ресурса ориентированы на некоторый средний уровень, поэтому их оценка более объективна; ■ — рентные оценки учитывают фактор ограниченности природного ресурса; — рентные платежи обосновывают необходимость разделения собственника природного ресурса и пользователя природного ресурса. Недостатки рентного подхода: — плата за ресурсы должна вноситься всеми природопользователями, которые эти ресурсы используют. Плата за ресурсы на основе ренты не делает ее общей, так как рента образуется лишь в средних и лучших условиях. «Худшие» природопользователи ренты не платят, так как она у них не образуется; — плата за ресурсы в размере всей дифференциальной ренты неоправданна, так как в этом случае может изыматься дифференциальная рента не только в первой, но и во второй форме, которая связана с более эффективным использованием капитала и ресурса. В настоящее время использование рентного подхода в оценке природных ресурсов имеет существенное значение при решении вопроса дифференциации собственности на природные ресурсы. 5. Рыночный подход. Важным качеством рынка являются его возможности обеспечить наилучшее использование различных ресурсов благодаря ценовым сигналам об их дефицитности. Рыночная оценка нефти, газа, леса и других природных ресурсов, ее изменения позволяют регулировать эффективность их использования. Однако деградация окружающей среды, истощение природных ресурсов, чрезмерное загрязнение свидетельствует о сбоях в рыночном механизме. Цены, складывающиеся на «природных» рынках, часто дают искаженную картину истинной ценности природных благ, не отражают реальные общественные издержки и выгоды использования экологических ресурсов. В результате складывается неадекватная оценка дефицитности ресурсов, величин спроса и предложения, что дает заниженные стимулы для эффективного использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. Во многом это связано с недоучетом в цене экстер-нальных издержек, что искажает цену и делает ее заниженной с точки зрения действительных общественных издержек. Традиционный рынок позволяет более или менее удовлетворительно оценить только одну функцию окружающей среды — обеспечение природными ресурсами. Две других важнейших экологических функции жизнеобеспечения — экоси-стемное регулирование и обеспечение людей природными услугами (рекреация, эстетическое удовольствие и пр.)— не находят своего адекватного отражения в рыночной системе. 6. Воспроизводственный подход. Создание такого подхода явилось следствием множественности локальных экологических кризисов и необходимостью воспроизводства природных ресурсов! Суть воспроизводственного подхода состоит в следующем. Совокупность средообразующих как возобновляемых, так и невозобновляемых природных ресурсов на определенной территории и состояние окружающей природной среды, приближенное к естественному (заданному) уровню, принимают за некоточ рый стандарт. Тогда использование на определенной территории какоч го-либо природного ресурса подразумевает его восстановление в преч жнем количестве и качестве для возобновляемых ресурсов, а для невоч зобновляемых — компенсацию с учетом неухудшения принятого станч дарта качества окружающей природной среды в данном месте. Экономическая оценка (стоимость) природного ресурса в этом случа^ определяется как совокупность затрат, которые необходимы для воц производства или компенсации потерь ресурса на рассматриваемой терх ритории. Такой подход предполагает следующее обязательное условие -^ эксплуатацию или использование природного ресурса. Областью прц^ менения такого подхода являются сырьевые регионы, где в результате экстенсивной эксплуатации природных ресурсов их резервы практически исчерпаны, а состояние окружающей природной среды близко к катастрофическому. Следует отметить, что перечисленные подходы не являются «чистыми», они во многом пересекаются. Проблемы совершенствования ценообразования в экономике, и прежде всего в природоэксплуатирующих отраслях, имеют важное значение для совершенствования природопользования. Здесь можно выделить два аспекта. Во-первых, многие проблемы использования достижений научно-технического прогресса, внедрения малоотходных технологий наталкиваются на неэффективность ресурсосбережения при низких ценах на природные ресурсы. Оказывается, гораздо более выгодно проводить ресурсорасточительную политику и компенсировать отсталость технологий перепотреблением ресурсов. В этих условиях разумное повышение цен на природные ресурсы, более полный учет экологического фактора в цене на продукцию природоэксплуатирующих отраслей стимулировали бы переход производителей в народном хозяйстве на режим ресурсосбережения с использованием вторичных ресурсов. Во-вторых, цена должна более полно учитывать уровень экологической безопасности продукции. Продукция чистая в экологическом отношении должна иметь более низкую цену и быть более предпочтительной для потребителя по сравнению с продукцией, производство которой связано с негативным влиянием на окружающую среду или которая сама по себе представляет опасность для человека и природы в процессе потребления или в виде отходов. И здесь необходимо использовать механизм налогов на экологически опасную продукцию, наценок, субсидий и льгот для производителей и потребителей чистой продукции. Например, в сельском хозяйстве для производителей должно быть выгоднее использовать биологические средства защиты растений по сравнению с пестицидами, органические удобрения по сравнению с минеральными. Создание рынка природных ресурсов целесообразно в условиях их дефицитности и возможности получения значительных средств за их продажу. Это особенно актуально в условиях огромного природного богатства России и дефицита средств для его рационального использования и охраны. Цивилизованный рынок ресурсов может позволить активно вовлечь иностранный капитал в природоэксплуатирующие отрасли. Создание бирж природных ресурсов, проведение аукционов, где на конкурсной основе российские и иностранные предприниматели могли бы покупать природные ресурсы, право на их разработку или аренду при жестком экологическом контроле и комплексной экологической экспертизе позволили бы существенно увелйчить государственные и региональные доходы от природопользования. Рынок природных ресурсов (прежде всего земля) должен предусматривать и создание ипотечной системы, что позволит владельцам ресурсов закладывать их для получения инвестиций в развитие производства.
|