Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая оценка ассимиляционного потенциала






Наличие у природной среды способности ассимилировать некоторое ко­личество вредных выбросов или отходов дает возможность хозяйствующе­му субъекту экономить на природоохранных издержках. Развитие общества и возрастание антропогенных нагрузок на природную среду создает реаль­ную угрозу выхода территориальных экологических систем из состояния равновесия, т. е. исчерпания или ограничения возможностей природной сре­ды ассимилировать вредные выбросы. В подобном случае появляется про­блема рационального использования ассимиляционного потенциала терри­торий.

Ассимиляционный потенциал — это способность окружающей природ­ной среды (атмосферы, водных источников, почвы) воспринимать различ­ные антропогенные воздействия в определенных масштабах без изменения своих основных свойств в неопределенно длительной перспективе. То есть под ассимиляционным потенциалом понимают лимитированную способность экологических систем нейтрализовать и обезвреживать в определенных ко­личествах вредные выбросы. Ассимиляционная способность окружающей среды представляет собой специфический природный ресурс. Учитывая гло­бальные масштабы воздействия на окружающую среду, возникает понятие ограниченности ассимиляционного потенциала окружающей среды (АПОС).

Сложность количественного определения данного природного ресурса связана с разнообразием видов антропогенного воздействия, а также с труд­ностями определения безопасного уровня каждого из этих видов воздей­ствия. Одним из элементов механизма рационального использования асси­миляционного потенциала является его экономическая оценка.

Экономическое значение АПОС как особого качества природной среды выражается в принципиальной возможности экономить на природоохран­ных затратах. Эта экономия определяет общественную полезность или цен­ность АПОС. Помимо экономии на затратах по очистке выбросов наличие АПОС позволяет предотвращать потери (ущерб) от загрязнения. Таким об­разом, предотвращенный ущерб — экономия затрат по предотвращению за­грязнения — определяет экономическую оценку АПОС на основе затратного подхода.

Экономическая оценка или цена ассимиляционного потенциала опреде­ляется его значением в процессе формирования затрат и результатов. С од­ной стороны, наличие такого потенциала позволяет часть отходов производ­ства выбрасывать в окружающую среду и тем самым экономить на затратах по очистке выбросов от загрязнителей. С другой стороны, устойчивость тер­риториальных экологических систем к определенным антропогенным на­грузкам, способность перерабатывать и обезвреживать отходы предотвра­щают ущерб, который может быть вызван ухудшением основных свойств окружающей среды. Тогда основу экономической оценки ассимиляционно­го потенциала составляют затраты на предотвращение загрязнения, или ве­личину предотвращенного ущерба. Такую экономическую оценку можно рассматривать как затраты на воспроизводство или восстановление ассими­ляционного потенциала. С достаточной для практических целей точностью она может быть принята равной затратам, которые потребовались на сниже­ние выбросов до минимально возможных значений ПДВ и ПДС для атмо­сферы или гидросферы на рассматриваемой территории. К.Г. Гофман ука­зывает, что «экономическую оценку ассимиляционного потенциала в годо­вом исчислении можно принять равной полусумме средних затрат на очис­тку и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды для рас­сматриваемой территории». Полусумма затрат умножается на объем ПДВ — —Эа = (ПДВ (С + У)0, 5). Для загрязненных территорий из полученной опи­санной выше способом оценки необходимо вычесть величину уже нанесен­ного ущерба. Тогда в случае одного загрязнителя для атмосферного воздуха можно записать:

где Ja — экономическая оценка АПОС; ПДВ ФВ — предельно допустимый и фактический уровень выбросов; С — средние затраты на улавливание еди­ницы выбросов; У — средний ущерб, приносимый единицей выброса на рас­сматриваемой территории.

Переход от годовой к долгосрочной оценке ассимиляционного потенци­ала производится суммированием годовых оценок за период эксплуатации ассимиляционного потенциала. Практически неограниченный срок нахож­дения АПОС в хозяйственном обороте позволяет долгосрочную оценку при

где г — норма дисконтирования.

Для сильно загрязненных территорий экономическая оценка АПОС мо­жет принимать отрицательное значение, т. е. АПОС исчезает как ресурс.

Метод рентной оценки АПОС (оценка основана на его дефицитности) строится на возможностях искусственного воспроизводства АПОС. При этом оценка представляет собой разность между общественно необходимыми за­тратами на снижение выбросов (воздействий) до экологических нормативов и индивидуальными затратами на достижение экологических нормативов в пределах конкретной территории, ассимиляционный потенциал которой под­лежит оценке. Данный подход представляется более предпочтительным как с точки зрения соответствия объективной стоимости природного ресурса, каким является АПОС, так и с позиций практического использования.

Для практического осуществления экономической оценки АПОС на ос­нове рентного метода предлагается использовать степень (кратность) пре­вышения экологических нормативов в оцениваемом районе. Затем через по­лученный показатель (коэффициент) и заранее определенное значение эко­номической оценки АПОС в эталонном районе (соблюдаются экологические нормативы) рассчитать искомую экономическую оценку АПОС. Кроме того, данный подход предполагает проведение экономической оценки АПОС для каждого загрязняющего вещества отдельно. Общая экономическая оценка АПОС определяется суммированием оценок по отдельным веществам. Су­ществуют достаточно серьезные проблемы практической реализации эконо­мической оценки АПОС:

1. Трудность количественной определенности АПОС ставит вопрос о до­пустимом количестве вредных выбросов, которые может принять окру­жающая среда без изменения своих основных свойств (т.е. какое коли­чество АПОС как природного ресурса может быть использовано в хо­зяйственной деятельности).

2. Практически не решен вопрос о представлении АПОС в качестве при­родного ресурса (понятие детериорационного кадастра представляет со­бой пока только научную категорию). Это обстоятельство, а также от­сутствие четкой количественной определенности АПОС не позволяет рассматривать его как объект собственности.

3. При отсутствии объекта нет собственности (не может быть) и собствен­ника. В этом случае невозможно решить вопрос о распределении прав на пользование этого ресурса.

4. Существует вопрос объективной экономической оценки АПОС, поскольку то, что никому не принадлежит, никем не оценивается. В Настоящее время пользование АПОС осуществляется бесплатно или почти бесплат­но. В лучшем случае может быть установлена цена за пользование им, но она не базируется на экономической оценке АПОС. Таким образом, практическое внедрение методов экономической оценки ассимиляцион­ного потенциала возможно при условии введения прав собственности на АПОС.

5. Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал должно быть дополнено возможностью перераспределения (продажи) прав соб­ственности на АПОС между предпринимателями-загрязнителями.

6. Необходим соответствующий инструментальный механизм управления АПОС (государственные или муниципальные управленческие органы, рыночные институты: уполномоченные банки, биржи по торговле пра­вами на загрязнение и т.д.).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал