Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экстерналъные издержки
Внешние, или экстернальные, издержки — одна из основных категорий экономики природопользования. Проблема экстернальности основана, во-первых на понятии собственности. С точки зрения двух субъектов собственности — общества и предпринимателя— экономические интересы различны: общество заинтересовано уменьшить ущерб от загрязнения, а предприниматель — природоохранные издержки, которые отражаются на основных экономических показателях производства. При этом для предпринимателя-природопользователя ущерб, нанесенный «третьим лицам», является по сути внешними издержками его производства. Эти внешние издержки совершенно не равнозначны внутренним издержкам производства и представляют собой убытки предпринимательской деятельности. Исключение составляет тот случай, когда предприниматель сам несет ущерб от собственных выбросов. Таким образом, в общем случае имеет место конфликт интересов различных субъектов собственности. Во-вторых, экстернальные издержки возникают в связи с ограниченностью ресурса, в качестве которого в данном случае выступает способность окружающей природной среды поглощать без видимых негативных последствий некоторое количество выбросов. Это качество окружающей природной среды называется «ассимиляционным потенциалом». Выбросы, превышающие объем ассимиляционного потенциала, приводят к появлению ущерба и соответственно к возникновению экстернальных издержек. В-третьих, исходя из ограниченности ассимиляционного потенциала, с одной стороны, и несовпадения интересов различных собственников, с другой, возникает вопрос о праве собственности на ассимиляционный потенциал. Тот собственник, который получает возможность (право) его использовать, выигрывает за счет отсутствия экономического ущерба и экономии на природоохранных затратах. В то же время для того собственника, которому он не достался, велика вероятность потерпеть убытки вследствие деятельности первого. При этом убытки второго для первого являются экстерналь-ными издержками. Таким образом, учитывая конфликт интересов общества и предпринимателя, необходим механизм регулирования воздействия на окружающую среду. Суть регулирования заключается в интернализации экстернальных издержек, т.е. обществу необходимо превратить внешние издержки во внутренние и заставить предпринимателя оплатить все издержки, связанные с его деятельностью. Реализация этой цели видится в установлении обществом платы за выбросы, равной экстернальным издержкам («пигувианский налог»). Размер платы должен исходить из принципа компенсации нанесенного ущерба. Различают следующие типы внешних экстерналий; временные (между поколениями), связанные с переложением дополнительных природоохранных затрат на будущие поколения (исчерпание невозобновимых ресурсов, деградация плодородных земель и др.); глобальные (межгосударственные), определяемые прежде всего трансграничным переносом вредных веществ и пр.; межотраслевые, например, в процессе разработки месторождений полезных ископаемых выбывают из оборота плодородные сельскохозяйственные земли и т.д.; межрегиональные аналогичны глобальным, характеризуются меньшими масштабами, например, распространение вредных веществ с территории одного субъекта РФ на территорию другого; локальные, связанные с деятельностью конкретных природопользователей. Реальная необходимость учитывать экстернальные природоохранные издержки появляется не сразу, а только после того, как возникает и может быть количественно оценен экологический ущерб окружающей природной среде, причиненный хозяйственной деятельностью конкретного природопользовате-ля. При этом следует иметь в виду, что экологический ущерб, также как и внешние финансовые расходы, появляется только после того, как способность окружающей природной среды к самовосстанавлению и саморегуляции (при воздействии хозяйственной деятельности природопользователя) становится ограниченной. До возникновения экологического ущерба существуют только внутренние природоохранные издержки природопользователя. Рассмотрим проблему загрязнения окружающей среды в связи с возникающим для общества ущербом, экстернальными издержками и определим оптимальный с позиций общества уровень производства. Рыночная система является эффективной при использовании и распределении ресурсов, имеющих денежную оценку, но дает сбои при использовании ресурсов с заниженной ценой или вообще бесплатных, к которым относятся природные блага («провалы рынка»). Когда предприятие эксплуатирует бесплатные природные блага (например, ассимиляционный потенциал воды или воздушного бассейна), что часто не стоит ему ничего и не отражается на его внутренних затратах, однако при этом возлагаются дополнительные экстернальные издержки на все общество. Важно оценить экологические возможности по нейтрализации загрязнений, ассимиляционного потенциала среды на экономические показатели. Разные территории обладают неодинаковым ассимиляционным потенциалом. Например, способность к ассимиляции загрязнений, устойчивость экосистем в северных регионах ниже, чем в южных. Очевидно, чем выше ассимиляционный потенциал природной среды, тем меньше могут быть природоохранные затраты на предотвращение загрязнений, тем выгоднее условия для экономического развития и минимизации общественных и частных издержек. Это придает ассимиляционному потенциалу конкретной территории вполне реальную экономическую ценность. В масштабе планеты важную роль в глобальном экологическом регулировании играет Россия, где 2/3 территории не затронуты хозяйственной деятельностью. В практическом плане ассимиляционные возможности обычно получают свое отражение в стандартах и нормативах максимально возможного загрязнения без нанесения ущерба природной среде. На рис. 8.2 показан момент возникновения экстернальных издержек для общества в зависимости от ассимиляционной емкости. При уровне производства на предприятии-загрязнителе до объема Qa природа справляется с дополнительными нагрузками благодаря своим ассимиляционным возможностям. Этому соответствует пересечение кривой производимых предприятием загрязнений и горизонтальной прямой ассимиляционной емкости в точке, соответствующей объему загрязнений А и уровню производства Qa, т. е. подобный объем загрязнений природа может выдержать и «внешнего» экологического ущерба для общества нет. Однако при увеличении объемов производства свыше Qa и соответственно росте загрязнений более количества А, т. е. превышающего ассимиляционную емкость среды, возникают экстернальные издержки, налагаемые на общество. Теория экономической эффективности предполагает, что загрязнитель (предприятие, государство), должен полностью компенсировать экологический ущерб, наносимый его деятельностью. Это создает стимулы для сокращения ущерба от загрязнения по крайней мере до того уровня, где предельные издержки сокращения загрязнения для производителя будут равны предельному ущербу, причиняемому этим загрязнением. Рассмотрим проблему нахождения экономического оптимума загрязнений. Это понятие не означает, что загрязнений вообще не должно быть, и они все нейтрализуются. К сожалению, в экономической действительности это невозможно, так как чем больше улавливается загрязнений, тем дороже обходится борьба с каждой последующей единицей загрязнения. Тем самым для полной ликвидации загрязнений потребуются колоссальные затраты, и легче будет вообще ничего не производить. Речь должна идти об определенных условиях, при которых достигается экономический оптимум между эффективностью производства и экстернальными издержками, экологическим ущербом. На рис. 8.3 показано возможное определение экономического оптимума загрязнений. Предположим, что окружающая среда обладает ассимиляционным потенциалом, позволяющим ей нейтрализовать часть производимых загрязнений. Объем загрязнений, не превосходящий величину Za (нижняя горизонтальная ось), может поглощаться средой без нанесения экологического ущерба. При этом объем производства не должен превосходить Qa и предельные экстернальные издержки равны нулю (верхняя горизонтальная ось). Кривая/ представляет собой кривую предельной чистой частной прибыли, получаемой фирмой-загрязнителем при увеличении производства на единицу (предельная чистая прибыль равна разнице между получаемым предельным доходом и предельными издержками производства). Кривая 2 предельных экстернальных издержек отражает экономический ущерб, наносимый загрязнением, в расчете на дополнительную единицу производства. Экономи- ческий оптимум загрязнений достигается в точке X, где пересекаются кривые 1 и 2. В этой точке предельная чистая прибыль производителя равна предельным экстернальным издержкам. При этом уровень производства равен Q, а уровень загрязнений — Z. Подчеркнем, что в точке X достигается и общественно оптимальный уровень производства. Без учета внешних издержек (только на основе внутренних издержек) оптимальный уровень производства для предприятия-загрязнителя составил бы Qb, а объем загрязнений — Zb. До достижения этих показателей предприятие получало бы прибыль (кривая 7). В этом случае уровни производства и загрязнений превышали бы социально оптимальные (Q и Z) и обществу наносился бы некомпенсируемый ущерб. Покажем, что экономический оптимум достигается именно в точке X. Предположим, что предприятие решило увеличить производство и производить продукцию в объеме Qc, что больше оптимального количества Q. При этом производится и больше загрязнений Zc (Zc > Z). Однако в этом случае предельная чистая прибыль фирмы существенно ниже экологического ущерба, предельных экстернальных издержек всему обществу, наносимого предприятием, и который оно должно компенсировать (на рис. 8.3 «площадь прибыли» фигуры QXXIQc меньше «площади издержек» QXCQc), т. е. увеличенный уровень производства Qc «общественно не эффективен». Работа предприятия становится убыточной для него — сумма внутренних и внешних издержек превышает прибыль. Достижение экономического оптимума еще раз показывает важность роли государства в регулировании природопользования. В условиях «чистого» рынка производилось бы больше загрязнений и экологический ущерб для общества был бы выше. Государство посредством экономического (налоги, платежи и др.) или прямого (законы, стандарты) регулирования заставляет загрязнителя платить за причиненный им экологический ущерб (принцип «загрязнитель платит»). Тем самым достигается замыкание, интернализация эк-стерналий, превращение внешних для фирмы издержек во внутренние.
|