Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инструменты экономического механизма природопользования






В разделе 7.3. были выделены экономические методы управления при­родопользованием и природоохранной деятельностью, где частично рассмот­рены некоторые элементы механизма экономического регулирования при­родопользования и природоохранной деятельности. Остановимся более под­робно на основных элементах формирования экономического механизма при­родопользования и природоохранной деятельности.

Экономические механизмы охраны окружающей среды и рационально­го природопользования ориентированы на обеспечение эффективного при­родоохранного управления. Реализация такого управления достигается с помощью разнообразных экономических рычагов воздействия на природо-пользователя, включающих формирование ценообразования с учетом при­родоохранного фактора; разработку стимулирующих принципов финанси­рования природоохранных мероприятий, а также принятие государственных и региональных природоохранных программ. Среди основных задач, решаемых с помощью экономических механизмов управления природопользова­нием, следует выделить:

— планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

— установление лимитов использования природных ресурсов, выбро­сов и сбросов вредных веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

— установление нормативов платы и размеров платежей за использова­ние природных ресурсов, выбросы и сбросы вредных веществ в окру­жающую природную среду, размещение отходов и другие виды нега­тивного воздействия;

— предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих тех­нологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эф­фективных мер по охране окружающей природной среды;

— возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружа­ющей природной среде и здоровью человека.

Согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды», пользо­вание природными ресурсами в России является платным. В соответствии с этим положением экономические механизмы управления природопользова­нием включают следующие инструменты:

— платежи за пользование природными ресурсами (ресурсные платежи);

— компенсационные платежи за выбытие природных ресурсов из целе­вого оборота или ухудшение их качества (компенсацию ущерба), вы­званные деятельностью природопользователя;

— платежи за загрязнение окружающей природной среды (эмиссион­ные платежи);

— штрафы за нарушение природоохранного законодательства;

— рыночные цены на часть природных ресурсов, поступающих в эконо­мический оборот и являющийся объектом рыночных операций;

— дифференциацию налогообложения с учетом экологических факто­ров;,

— финансирование (бюджетное и внебюджетное) природоохранных ме­роприятий, включая систему экологических фондов воспроизводства природных ресурсов;

— страхование экологических рисков.

Одним из центральных элементов экономических методов регулирова­ния природоохранной деятельностью является естественнонаучное обосно­вание предельно допустимых нагрузок на природную окружающую среду, которое основано на количественной оценке значений ассимиляционного потенциала и представлении его в качестве ресурса с последующим исполь­зованием его стоимостной оценки в экономических расчетах. При этом в качестве ориентировочной аппроксимации ассимиляционной емкости раз­личных регионов и территорий часто принимаются расчетные значения ли­митов на ПДВ, ПДС и другие, последовательные итерации которых в ре­зультате могут способствовать более объективной ее оценке. В этом случае ассимиляционный потенциал будет выражаться как система экологических нормативов, которые, с одной стороны, являются количественной характе­ристикой экологических потребностей, а с другой —' параметрами, характе­ризующими издержки по сохранению такого ресурса как качество окружаю­щей природной среды.

С учетом вышеизложенного в современных условиях необходимо выде­лить следующие элементы формирующегося экономического механизма при­родопользования:

1) систему экономических инструментов рационального природополь­зования;

2) систему финансирования природоохранных мероприятий;

3) платность природопользования;

4) ценообразование с учетом экологического фактора на первичные и вторичные ресурсы;

5) создание рынка природных ресурсов;

6) экологическое страхование;

7) экологическую экспертизу проектов;

8) лицензирование природопользования;

9) создание механизма реализации государственных и региональных эко­логических программ.

Система экономических инструментов рациональной природоохранной деятельности включает в себя:

— налоговую политику;

— субсидии и льготное кредитование;

— ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения;

— продажу прав на загрязнение;

— использование принципа «залог-возврат»;

— штрафы;

— платежи за загрязнение и размещение отходов.

Большинство данных направлений уже показало свою экологическую эффективность во многих странах мира. Особенно широко используемым и эффективным инструментом считаются налоги. Экологические налоги при­званы решать следующие задачи: сделать стоимость продукции более адекватной затратам, в том числе природных ресурсов, и ущербам, наносимым окружающей среде; способствовать компенсации экологического ущерба са­мим загрязнителем, а не всем обществом (т.е. способствовать реализации принципа «загрязнитель платит» и интернализации, «замыканию» экстер-нальных затрат). Экологические налоги могут выполнять как стимулирую­щую роль для развития экологосбалансированных производств и видов дея­тельности, так и «подавляющую» для природоемкой деятельности. В дан­ном случае государство дает только первоначальный толчок, с помощью налогов воздействуя на цены, а все остальное по идее должны делать ры­ночные механизмы — воздействовать на поведение производителя и потре­бителя, на спрос и предложение продукции в зависимости от степени ее экологичности и пр.

В значительном совершенствовании нуждается система государствен­ных субсидий для экономики. Эти денежные пособия должны предостав­ляться прежде всего в целях стимулирования экологоебалансированной дея­тельности в народном хозяйстве. В настоящее время субсидии играют ско­рее противоположную, антиэкологическую роль. Особенно это проявляется в двух крупнейших народохозяйственных комплексах — ТЭК И АПК.

Ускоренная амортизация основных фондов является хорошо апробиро­ванной в мире мерой для стимулирования приоритетных видов деятельнос­ти, НТП. Предприятия, завышая амортизационные отчисления, тем самым сокращают размер прибыли, подлежащей налогообложению, в результате чего возрастает его чистая прибыль. Опыт использования ускоренной амор­тизации в природоохранных целях показал хороший эффект с точки зрения быстрого накопления капитала для обновления оборудования с целью мини­мизации экологического ущерба.

Большие перспективы имеет развитие рыночных механизмов продажи прав на загрязнение. Одним из важнейших принципов такого рынка явля­ется право на продажу различного рода выбросов и сбросов. Упрощенная схема такой торговли следующая. В рамках ограниченной территории вво­дится лимит на определенную сумму выбросов (сбросов) загрязняющих ве­ществ. Данная сумма загрязнений не может быть превышена при новом строительстве. В этих условиях вновь строящееся или реконструируемое предприятие, желающее расширить свое производство, попадает в рамки экологических ограничений на возможности собственного увеличения за­грязнения окружающей среды в регионе. Поэтому перед предприятием сто­ит выбор: или создать надежную Систему очистки у себя, или купить право на дополнительное загрязнение у другого предприятия. Решающее влияние на выбор оказывает величина удельных затрат на очистку на самом предприятии и других производствах в регионе. Если затраты на удержание соб­ственных загрязнений в рамках лимита являются более значительными, чем подобного рода затраты у соседнего предприятия, то оказывается выгодным заплатить соседу, чтобы тот усовершенствовал свои очистные системы и снизил свой объем загрязнения. В результате общая сумма загрязнения не увеличивается, а сумма расходов на охрану окружающей среды минимизи­руется.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал