Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательные и распорядительные акты субъектов Федерации и муниципальных образований в области природопользования
Согласно Конституции РФ субъекты Федерации также вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к их ведению. Нормотворческой деятельностью вправе заниматься представительные и исполнительные органы власти республик, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Сфера компетенции субъектов Федерации определяется отраслевыми законодательными актами: по землепользованию — Земельным кодексом, по недрам — Законом о недрах, водопользованию — Водным кодексом, по использованию животного мира — Законом о животном мире, по окружающей природной среде — Законом об охране окружающей среды. В основе такого разделения лежит отношение к природным ресурсам. Порядок отнесения природных ресурсов к федеральным или иным регулируется ранее упомянутым Указом Президента РФ о федеральных природных ресурсах. Конституция РФ (ст. 76) устанавливает твердое правило: законы и иные нормативные акты субъектов Федерации не должны противоречить Конституции РФ или Постановлениям Правительства РФ. Разрабатывая свое законодательство в области природопользования субъекты РФ стремятся отразить региональные особенности (политические, экономические, организационные, социальные и т.д.). В то же время субъектам РФ не всегда удается эти особенности отражать, что приводит к дублированию федеральных норм и в свою очередь подвергает сомнениям необходимость существования такого законодательства. Рассмотрим на примере Краснодарского края законодательные акты, принимаемые субъектом Федерации и муниципальными органами в области охраны природы и рационального использования природных ресурсов. Общие положения по вопросам природопользования и экологии отражены в Уставе Краснодарского края— ст. 5, 7, 32, 72, 74 и 75. Статья 5. Органы государственной власти края самостоятельно осуществляют в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим уставом следующие полномочия: а) принятие, изменение и дополнение устава края, законов и иных нормативных правовых актов края, контроль за их соблюдением; '.:. в) разработка и исполнение социально-экономических, научно-технических, экологических и иных программ края; г) распоряжение природными ресурсами, имуществом и финансами края; Статья 7. В совместном ведении Российской Федерации и Краснодарского края находятся: — обеспечение соответствия Устава, законов и иных нормативных правовых актов Краснодарского края Конституции Российской Федерации и федеральным законам; — вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; — осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; — установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; — административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; — координация международных и внешнеэкономических связей Краснодарского края, выполнение международных договоров Российской Федерации. По вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Краснодарский край осуществляет правовое регулирование в пределах своей компетенции, определенной федеральными законами. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, Краснодарский край вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона зако-! ны и иные нормативные правовые акты Краснодарского края приводятся в соответствие с принятым федеральным законом. Статья 32. Законодательное собрание края: — принимает Устав Краснодарского края и поправки к нему; — осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Краснодарского края как субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Краснодарского края; — осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим уставом и законами Краснодарского края. Законом Краснодарского края: — утверждается краевой бюджет и отчет о его исполнении, представленные главой администрации (губернатором) Краснодарского края; — устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания; — утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов края и отчеты об их исполнении; — устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью края, в том числе долями (паями, акциями) края в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм. Проекты законов края о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств края, другие проекты законов края, предусматривающие расходы, финансируемые за счет средств краевого бюджета, рассматриваются Законодательным собранием Краснодарского края по представлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края либо при наличии заключения главы администрации (губернатора) Краснодарского края. Глава администрации (губернатор) Краснодарского края представляет данное заключение в Законодательное собрание Краснодарского края в течение 20 календарных дней со дня поступления законопроекта в администрацию Краснодарского края. Статья 72. Органы государственной власти края осуществляют контроль за эффективным размещением любых производственных и социальных объектов независимо от формы собственности, а также за рациональным использованием земли, недр, водных и других природных ресурсов, охраной окружающей среды, объектов историко-культурного наследия и обеспечением экологической безопасности в соответствии с федеральным законодательством. Органы государственной власти края обеспечивают защиту особо охраняемых природных территорий, памятников истории и культуры. Статья 74. Земля является уникальным и наиболее ценным природным ресурсом края, составляет основу жизни и деятельности его жителей и должна: — гарантированно использоваться в интересах населения края; — быть защищена от незаконного предоставления юридическим и физическим лицам; — использоваться рационально и по целевому назначению. Особый порядок землепользования в крае определяется законом края. Статья 75. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты, расположенные на территории края, являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения, относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите, и являются одной из основ экономической деятельности края. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и Краснодарского края. Органы государственной власти края определяют статус региональных и местных лечебно-оздоровительных местностей и курортов. Статус федеральных курортов, расположенных на территории края, определяется Правительством Российской Федерации по согласованию с органами государственной власти края. Порядок использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется органами государственной власти края в соответствии с федеральным и краевым законодательством и не должен ущемлять законные интересы жителей края. Анализ законодательства Краснодарского края в области природопользования позволяет сделать выводы, что объем нормативных правовых актов в этой сфере достаточно невелик. Так, в отношениях по землепользованию действуют законы Краснодарского края: «О регулировании земельных отношений в Краснодарском крае» от 08.08.95, «Об охране земель сельскохозяйственного назначения» от 02.12.96, «О мелиорации земель» от 06.11.97, «О плате за землю в Краснодарском крае» от 06.12.96. В отношениях по лесопользованию — Закон «Об управлении лесами в Краснодарском крае» от 17.04.99, Закон «О сохранении общей площади лесных земель и защитных лесонасаждений в Краснодарском крае» от 30.06.97. В отношениях по недропользованию — Закон «О недропользовании на территории Краснодарского края» от 10.10.97, в отношениях водопользования — Закон «О плате за пользование водными объектами в Краснодарском крае» от 06.04.99 (с изм. от 07.06.2004). В области охраны окружающей среды следует отметить: Законы Краснодарского края от 31.12.2003 № 657-КЗ «Об охране окружающей среды на территории Краснодарского края», «Об особо охраняемых природных территориях» от 31.12.2003 № 656-КЗ и «Об охране атмосферного воздуха на территории Краснодарского края» от 02.07.2004 № 734-КЗ. Подзаконные акты в сфере использования и охраны природных ресурсов в Краснодарском крае в основной своей массе носят либо индивидуальный характер, т.е. регулируют отношения одного из объектов окружающей среды, либо приняты в рамках обеспечения должного контроля в области природопользования (в том числе направлены на реализацию федерального законодательства). Лишь небольшая часть правовых актов в рассматриваемой сфере имеет нормативный характер. Так, к последним относятся Постановление ЗСК края от 25.04.2001 № 980-11 «Об установлении ставок лесных податей в Краснодарском крае» (с изм. от 05.12.2001), постановление главы администрации Краснодарского края от 30.03.93 № 103 «Об утверждении положения о порядке работы с недропользователями в Краснодарском крае», постановление ЗСК края от 28.04.99 № 116-П «Об утверждении порядка предоставления в пользование водных объектов, расположенных на территории Краснодарского края», постановление главы администрации Краснодарского края от 26.03.2003 № 280 «О сохранности зеленого фонда городских и сельских поселений» и др. Наряду с указанными ресурсными правовыми актами в качестве источников, регулирующих отношения по использованию и охране природных объектов, следует признать и бюджетное законодательство, например, законы Краснодарского края о краевом бюджете, принимаемые ежегодно.
|