Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экологический аудит по экономическим показателям и экологическая отчетность
В настоящее время активно готовится нормативно-правовая база для развития экологического аудита в РФ. В рамках серии международных стандартов ISO 14000 требования к экологическому аудиту включены в еледую- Ьтие стандарты: «ISO 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы»; «ISO 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления качеством окружающей среды»; «ISO 14012-98, Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии». | В России нормативная база экологического аудита определяется Постановлением Госстандарта России от 21.10.98. № 378. Согласно этому постановлению, были приняты и введены в действие первые серии государственных стандартов в области экологического менеджмента и аудита на базе международных стандартов серии ISO 14000, а именно: ГОСТРИСО 14010-98; ГОСТ Р ИСО 14011-98; ГОСТ Р ИСО 14012-98. Принятие данной сери стандартов, согласованных с соответствующими международными требованиями, имеет существенное значение не только для охраны окружающей среды, но и для продвижения продукции российских предприятий на международные рынки и повышения их конкурентоспособности. Введение в действие данных международных стандартов означает применимость на территории России в полном объеме общепризнанных требований, принципов и процедурных особенностей экологического аудита. Экологический аудит как форма проверки деятельности предприятий предусмотрен Законом РФ «Об охране окружающей среды», государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ (Указ Президента РФ от 24.12.93 № 2284), приказом Минприроды от 21.11.95 № 469, Пположением о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды (Постановление Правительства РФ от 26.02.96 № 168). Правовые предпосылки введения экологического аудита далее конкретизированы Приказами Госкомэкологии России от 30.03.98 № 181; от 16.07.98 № 436; от 31.05.99 № 01-22/24-154. Основные принципы экологического аудита по экономическим показателям на территории Российской Федерации определены Приказом Госкомэкологии России от 30.03.98 № 181. Они включают: — объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведении экологического аудита; — профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопросах охраны окружающей среды, природопользования и специфики обследуемого объекта хозяйственной деятельности; — достоверность и полноту информации, предоставляемой субъектом хозяйственной деятельности; — планирование работ по проведению экологического аудита; 1 — комплексность экологического аудита (охват всех аспектов воздену ствия на окружающую среду); — конфиденциальность информации, полученной в результате проведения экологического аудита; — ответственность экоаудиторов за результаты проводимых исследований. Обобщенная процедура экологического аудита включает пять основных этапов: 1. Этап подготовительных работ (мотивация — заключение договора): определяют основные цели, задачи и объекты экологического аудита, бюджет и сроки реализации программы, заключение договора и формирование группы экологического аудита. 2. Планирование программы (предварительный сбор, обобщение и организация исходных данных): прежде всего определяют задачи программы, например: анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по существенному уменьшению видимого воздействия на окружающую среду; анализ фактической ситуации, разработка рекомендаций и предложений по повышению контроля, организованности общего воздействия на окружающую среду; анализ ситуации, разработка рекомендаций по уменьшению количества выбросов (сбросов, отходов) или по достижению конкретных нормативов (лимитов) определенных веществ; осуществляют реализацию следующих стадий: предварительный сбор, обобщение и организацию исходных данных по основной экологической документации предприятия; анализ исходных данных, определение основных объектов аудирования, методик программы и критериев оценок; формирование собственной программы. Для формирования исходных данных экологического аудита могут использоваться ' следующие документы (обычно за последние 3-5 лет деятельности объекта аудита): — экологический паспорт предприятия; — тома ВДВ и ПДС; — экологическая статистическая отчетность за несколько лет; — справки о платежах за использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и размещение отходов; — акты Оч применении эколого-правовой и эколого-экономической ответственности; — данные инвентаризации источников воздействия на окружающую среду и отходов; — лицензии и договоры на специальное и комплексное природопользование; — территориальные экологические программы и планы; — проекты районной планировки; — производственные планы мероприятий по охране окружающей среды и справки их фактического выполнения; — справки о потреблении сырья, реагентов, материалов, объемах производства и готовой продукции; — существующие технологические регламенты по эксплуатации средо-охранных технологий и оборудования; — проекты строительства (реконструкции, технического перевооружения) основных производств, систем очистки сточных вод, отходящих газов, систем размещения и удаления отходов; — существующие экологические ситуационные планы, карты-схемы и другие картографические материалы. 3. Основной этап (работа на объектах аудирования). На этом этапе проводятся: определение маршрутов и проведение обзорных туров на объекте аудирования; ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала; уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудирования. 4. Заключительный этап (организация и представление материалов и программ). Данный этап включает: анализ и оценку полученных данных; разработку конкретных рекомендаций и предложений; предоставление данных и анализ возможностей их использования заказчиком и другими заинтересованными лицами. 5. Использование материалов экологического аудита включает следующие стадии: авторский надзор и консультирование использования материалов программы; участие в процедуре ОВОС плановых, предпроект-ных и проектных решений, разработанных на основе материалов экологического аудита; организация и проведение повторных программ экологического аудита по фактическим результатам деятельности; развитие образования (общего, специального, дополнительного профессионального). На основе материалов экологического аудита предприятие формирует конкретные программы деятельности, включает предложения в планы текущих природоохранных мероприятий, использует при разработке технико-экономических обоснований и ОВОС. Современное промышленное предприятие является сложным объектом, круг деятельности которого достаточно велик, поэтому необходимо на предварительном этапе определиться и заполнить аудиторский протокол по определению направлений в экологической деятельности предприятия, протокол по определению наличия и характеристик экологической документации предприятия и протокол системы экологических приоритетов предприятия. Собрав предварительные данные, выполняют последующие этапы аудиторской проверки. В практике экологического аудита применяется ряд специфических методов: методы анкетирования и интервьюирования; методы с использованием материальных балансов и технологических расчетов; методы на основе экспертных оценок; картографические методы; методы с использованием фото- и видеосъемки. Основой экологического аудита по экономическим показателям является экологическая отчетность предприятий. Анализ и контроль полноты и эффективности природоохранной деятельности на предприятии, а также различными формами воздействия предприятия на окружающую среду невозможны без содержательного экологического учета. Экологический учет в общем случае включает в себя финансовый и управленческий учет, а также отчетность по экологическим показателям. Экологический учет как управленческий и информационный инструмент в современном виде сложился не сразу, и его формирование продолжается. В России последовательно реализуется задача перехода к применению международных стандартов в системе учета и отчетности. Выполнение природоохранных мероприятий и учет соответствующих затрат в России осуществляются исходя из предписываемых требований при эксплуатации предприятий, а также консервации и ликвидации зданий сооружений, строений и иных объектов (требования установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.02). С целью соблюдения установленных экологических нормативов и стандартов предприятиями природопользователями проводятся различные эко-логоохранные мероприятия. Эти мероприятия связаны с обеспечением надежной и эффективной работы имеющихся на предприятиях очистных сооружений, установок и средств экологического контроля, а также оборудования по обезвреживанию и утилизации отходов. Природоохранные мероприятия могут потребовать осуществления природоохранных инвестиций. В результате формируются информационные потоки, отражаемые далее в экологической, финансовой и других формах отчетности предприятия. Согласованный объем информации о деятельности предприятий, который должен найти отражение в экологическом учете, формировался, принимая во внимание опыт и специфику ряда ведущих отраслей экономики. Также учитывались требования, предъявляемые в отношении открытости и полноты предоставления экологической информации. В настоящее время эта информация, как правило, охватывает следующие основные позиции: 1) целевые показатели, стандарты и результирующие мероприятия по основным направлениям; 2) важнейшие экологические аспекты деятельности предприятия, включая уровни выбросов (сбросов, размещения отходов и т.п.); 3) финансовые показатели и данные об имуществе предприятия (текущие расходы, капиталовложения, расходы на НИОКР, расходы на послеаварийные мероприятия, приобретение объектов природопользования и др.); 4) ответственность по экологическим авариям, включая судебные разбирательства по возмещению соответствующего ущерба; 5) информация, содержащаяся в приложениях (справках, примечаниях) к финансовым отчетам (счетам). Обычно информация по 1-й и 2-й из перечисленных позиций объединяется под общим понятием собственно экологического учета, который еще называют статистическим учетом. В России в этой части имеется обязательная статистическая отчетность предприятия. Основными из документов статистической отчетности являются следующие формы: № 18-КС «Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов (ООС и РИПР)»; № 4-ОС «Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природно-ресурсных платежах»; № 2-ТП (воздух) «Сведения об охране атмосферного воздуха»; № «2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды»; № 2-ТП (токсичные отходы) «Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления». Информация по позициям 3-5 находит отражение в финансовом управленческом учете (в России — в бухгалтерском учете). Основные блоки экологической информации включают в себя следующие параметры: данные бухгалтерского учета (бухгалтерский баланс — форма № 1, отчет о прибылях и убытках— форма № 2, приложение к балансу —^ форма № 5 и другие приложения к ним, аудиторское заключение в случаях предусмотренных законодательством); данные экологического паспорта предприятия; документы первичного учета и статистической отчетности по охране окружающей среды; совокупность доведенных до предприятия нормативов сбросов, выбросов и размещения отходов; специальная документация по плате за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды, а также по природоохранным инвестициям. Дадим некоторые пояснения. Экологический паспорт предприятия. Структуру и назначение экологического паспорта определяет ГОСТ 17.0.0.04-90 «Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения». Данный документ обязывает предприятия (критических отраслей экономики) в документированном виде отчитываться в своей природоохранной деятельности перед государственными органами. Экологический паспорт содействует формированию эффективной производственной природоохранной политике и снижению негативного воздействия предприятия на окружающую среду. Являясь информационным документом, он включает в себя сведения: о комплексном воздействии предприятия на окружающую среду; об эффективности использования предприятием сырьевых, топливных, энергетических, водных, земельных и других ресурсов; об используемых технологиях; о балансе потребляемого сырья и объемов выпускаемой продукции. В форме № 18-КС отражаются объемы инвестиций на ООС и РИПР, на строительство предприятий или установок по переработке, утилизации, захоронению отходов, на организацию заповедников и других природоохранных территорий. Здесь указываются экологические инвестиции из всех источников финансирования, а также с выделением отдельных источников финансирования. Сведения по текущим затратам (форма № 4-ОС) включают расходы предприятий за счет собственных и заемных средств, а также из бюджетных источников, направляемые на: содержание и эксплуатацию основных фондов природоохранного назначения; на мероприятия по восстановлению и сохранению качества окружающей природной среды, нарушенной в результате производственной деятельности; на мероприятия по снижению вредного воздействия производственной деятельности на окружающую природную среду; на утилизацию, складирование и транспортировку отходов производства и потребления; на организацию контроля над выбросами (сбросами) вредных веществ в окружающую природную среду и за качественным состоянием природных сред; на научно-исследовательские работы и работы в области экологического образования кадров. Отчет по форме № 2-ТП (воздух) включает следующие разделы: выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, их очистка и утилизация; выбросы в атмосферу специфических загрязняющих веществ; источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; выполнение мероприятий по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Предоставление предприятиями отчетов о своей деятельности в органы государственной статистики в рамках данных форм федерального государственного статистического наблюдения осуществляется в соответствии с российским законодательством. Основой для заполнения форм государственного статистического наблюдения служат результаты первичного учета (например, форма ПОД-2 — учет выполнения природоохранных мероприятий, ПОД-3 — учет работы газо-пылеочистного оборудования и т.д.). Экологические платежи (налоги) и платежи (налоги) за использование природных ресурсов отражают фактические суммы выплат в бюджеты разных уровней, произведенные предприятиями за загрязнение окружающей среды и за пользование природными ресурсами, а также суммы взысканных с предприятий исков в возмещение ущерба и штрафов за нарушение требований природоохранного законодательства. В российской практике в состав затрат, включаемых в себестоимость продукции и учитываемых при налогообложении прибыли, входят следующие элементы, связанные непосредственно (или косвенно) с экологией и природопользованием: — затраты, связанные с использованием природного сырья, в части затрат на рекультивацию земель, оплаты за древесину, отпускаемую на корню, а также платы за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем (в сумме фактических расходов); — затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии или организации производства, а также с улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств, осуществляемые в ходе производственного процесса; — платежи (страховые взносы) по обязательным видам страхования и отчисления в страховые фонды (резервы); — налоги, сборы, платежи и другие обязательные отчисления. Отметим, что согласно принятому в России порядку, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и за размещение в пределах установленных нормативов отходов осуществляется за счет себестоимости продукции, платежи за превышение соответствующих экологических нормативов — за счет прибыли. В рамках учета затрат на производство могут быть выделены своеобразные опорные экологические позиции, например, затраты на подготовку и переподготовку кадров в области ООС, амортизационные отчисления на полное восстановление основных природоохранных производственных фондов, банковские проценты по экологическим кредитам, определенные экологически платежи, отчисления и сборы, специальные услуги на сторону, к примеру, по устранению отходов и т.д. Таким способом можно обеспечить необходимую детализацию в представлении отдельных видов затрат в целях увеличения прозрачности и облегчения управления связанных с экологическими аспектами операций. Например, такой вид, как затраты на устранение отходов, можно подразделить на затраты по устранению специальных (токсичных) отходов; по переработке отходов; на перевозку упаковочного материала; на повторное использование бумаги и картона; на транспортировку и арендную плату; за пользование местами для захоронения мусора. Раздельное отражение подобных затрат по видам в практике учета необходимо, поскольку экологические затраты должны быть четко определены по местам возникновения. Места возникновения затрат представляют собой строго ограниченные сферы деятельности предприятия, чья работа и повлекла за собой их возникновение. Целесообразно различать следующие места возникновения затрат: — места возникновения затрат, которые целиком «отвечают» за ООС на предприятии (например, участок по обработке сточных вод); — места возникновения затрат, которые лишь частично можно отнести к ООС (например, контроль за качеством продукции и услуг); — места возникновения затрат, которые первоначально были организованны не в целях ООС. Затраты, связанные с ООС, можно непосредственно отнести на конкретную продукцию и проводить их раздельное отражение в том случае, если они содержатся в прямых затратах (например, на сырье и материалы или связанные с заказом специальные прямые затраты на изготовление и реализацию). Детальный учет затрат на природоохранные мероприятия по отдельным видам продукции требует распределения накладных (общих) расходов по местам возникновения затрат. В рамках планирования экологические целевые показатели могут использоваться в качестве переменных. Проведение сравнительного анализа плановых и фактических показателей позволит выявить отклонения. Поэтому с помощью планирования и задания целевых показателей можно создать инструмент регулирования с экологической ориентацией путем достаточно точной дифференциации экологических данных. Дополнением к этому может послужить система показателей, например: — доля затрат на охрану окружающей среды в общих затратах на производство продукции; — соотношение природоохранных инвестиций и общего объема инвестиционных расходов; — соотношение затрат на различные природоохранные мероприятия (например, на мероприятия по сокращению отходов, сточных вод, предотвращению выбросов веществ в атмосферный воздух). Контрольные вопросы к разделу 8 1. Каковы основные подходы к экономической оценке природных ресурсов? 2. Что понимается под ценообразованием с учетом экологического фактора? 3. В чем суть и целесообразность создания рынка природных ресурсов? 4. Каково содержание экономической оценки ассимиляционного потенциала окружающей среды? 5. Каковы основные подходы к экономической оценке ассимиляционного потенциала окружающей среды? 6. Раскройте сущность, состав и структуру экологических издержек. 7. Выделите основные виды эколого-экономического ущерба. 8. Каковы основные подходы к экономической оценке эколого-экономического ущерба? 9. Каковы особенности определения экономической эффективного природоохранных затрат? 10. Каково содержание проблемы экстерналъности в экономике природопользования? 11. Какова суть «экономического оптимума загрязнений»? 12. Выделите основные типы экономического механизма природопользования. 13. Какова сущность экологических налогов? 14. Каково содержание механизма продажи прав на загрязнение? 15. Какие формы платы за природные ресурсы выделены в российской практике? 16. Какова суть системы финансирования природоохранных мероприятий? 17. Каковы суть и содержание экологического страхования? 18. Каково содержание методов экономической оценки экологического риска в социально-экономических исследованиях?
|