Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 2: язык и речь. Речевая деятельность.
1. Понятие о языке и речи Слова «язык» и «речь» многозначны. Иногда они соотносятся как синонимы, однако, по представлениям современной лингвистики, речь связана с языком, но не отождествляется с ним. Язык - это система знаков, объективное, исторически сложившееся явление духовной жизни общества. Знаком принято называть «заместителей» других объектов. Кроме языка, естественной знаковой системы, существуют искусственные, например, сигналы светофора, нотное письмо, символические записи, используемые в математике (цифры, математические символы) и в других науках. В отличие от этих искусственных систем, язык способен передавать сообщения любого, ничем не ограниченного содержания, т.е. он универсален. Любая система состоит из множества элементов, которые, находясь в связях друг с другом, образуют единое целое. Языковые единицы (знаки) объединяются в подсистемы и формируют уровни (ярусы) языка:
Таким образом, язык – это модель иерархии: большее включает меньшее как составную часть, меньшее проявляет свои функции в большем. Так, низшие единицы проявляют себя в единицах другого, более сложного уровня. то есть морфемах и т.д. Язык служит средством общения, познания хранения и передачи национального самосознания, традиций культуры и истории народа. Язык обнаруживает себя только в речи и только через неё выполняет своё главное, коммуникативное, назначение (коммуникация – общение). Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация. Термин «речь» используется в двух значениях. Во-первых, речью называется один из видов деятельности человека: использование языка для общения с другими людьми. В этом смысле речь – это конкретная деятельность, которая выражается либо в звуковой форме, либо в письменной. Во-вторых, речью называется результат такой деятельности – текст (статья, сообщение и т.п.). Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложения. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна, в то время как язык – явление общее и абстрактное. Функции языка и речи Когда речь идет о функции языка и речи, трудно провести грань между этими двумя понятиями. Дело в том. что любое высказывание (устное или письменное) – это речь. Далее мы будем говорить о функциях языка, имея в виду это обстоятельство. Основными функциями языка являются: 1) информационная – передача информации, сообщение о мыслях, намерениях людей; 2) агитационная – побуждение к действию, призыв, просьба; 3) эмотивная – непосредственное выражение чувств и эмоций; 4) метаязыковая – использование языка для описания предметов (например, для определения понятия, характеристики объекта изучения и т.п.). Реально в речевой деятельности человека функции языка проявляются в различных сочетаниях с преобладанием одной из них. Например, в газетной статье доминирует информационная функция языка, но могут также проявляется агитационная и эмотивная.
2. Виды речи Выделяют следующие виды речи: внутренняя и внешняя; внешняя речи бывает устная и письменная, устная речь подразделяется на монологическую и диалогическую форму. Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Её механизм был исследован в начале ХХ века психологом Л.С.Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности: опус кается большинство второстепенных членов предложения, в словах русского языка выпадают гласные, не несущие смысловой нагрузки. Вся духовная жизнь человека – его размышления, планы, споры с самим собой, переработка увиденного и услышанного протекают в скрытой форме, на мыслительном уровне. Внутренняя речь «работает» всегда, исключая лишь глубокий сон. Перевод внутренней речи во внешнюю часто связан с трудностями, что определяется более сложной структурой внешней речи. Внешняя речь существует в устной и письменной формах, первичной является устная форма речи, так как, во-первых, язык возник вначале в устной форме, и лишь спустя много веков появилась письменность, во-вторых, ребенок, осваивая язык, вначале овладевает его устной формой, а уже гораздо позже – письменной. Устная речь имеет две формы: монологическую и диалогическую. Монолог представляет собой развернутое высказывание одного лица, завершенное в смысловом отношении. Диалог – это непосредственный обмен высказываниями между двумя или более собеседниками. 3.Речевая деятельность. Её виды У человека, наряду с трудовой, научной, государственной и другими видами деятельности, существует самая распространенная – речевая деятельность. Без неё невозможна никакая другая; она предшествует, сопровождает, а иногда и формирует, составляет основу другой деятельности. Речевая деятельность – это деятельность, имеющая социальный характер, в ходе которой высказывание формируется и используется для достижения определенной цели (общения, сообщения, воздействия). Психолог Л.С.Выготский характеризовал речевую деятельность как процесс материализации мысли, т.е. превращения её в слово. Речевая деятельность состоит из речевых действий (актов), которые представляют собой подготовку и реализацию высказывания. В лингвистике наиболее известна схема речевого акта, предложенная Р.О.Якобсоном. Она включает следующие основные компоненты: говорящий (адресант), слушающий (адресат), контекст (обстановка, в которой происходит общение), передаваемая информация (сообщение). Графически ситуацию общения можно представить так:
Адресант ----- Сообщение --------Адресат К о н т е к с т
Теория речевой деятельности учитывает также и то, что коммуникация (общение) – это не передача информации, а обмен ею между собеседниками. Они поочередно меняются ролями («я» - коммуникатор, «ты» - перципиент), высказываясь об общем предмете речи. Выделяют три ступени речевого акта: 1) подготовка и исполнение высказывания; 2) восприятие и понимание высказывания; 3) обратная связь. Первая ступень состоит из 6 этапов: 1. Возникновение ситуации, побуждающей к выражению мысли (например, ответить на вопрос, сделать доклад о результатах работы, подготовить проект договора и т.п.). 2. Мотивация. Потребность высказывания, порождаемая жизненной ситуацией, постепенно осознается, превращается в конкретную, ясную цель (мотив), которая начинает руководить действиями автора. 3. Вероятностное прогнозирование. Намерение произнести фразу как бы подвергается проверке, решается, к кому будет обращена речь, с какими интонациями, громкостью, скоростью она прозвучит. 4. Внутренний план, который определяет содержание и структуру сообщения. 5. Языковое структурирование – это три операции по подготовке средств языка на внутреннем уровне: выбор слов, определение порядка слов и словосочетаний, средств связи лексических единиц. 6. Переход к внешней речи, который происходит по законам фонетики или по правилам графики. На второй ступени выделяются шаги: 1. Приём звукового сигнала. 2. Анализ акустического потока с точки зрения фонетики (здесь слушающий начинает понимать слова). 3. Узнавание значения каждого слова. 4. Расшифровка грамматических связей между словами. 5. Включение фразы в контекст, связывание с предыдущими репликами. 6. Понимание второго, переносного смысла. Третья ступень – обратная связь (реакция на высказывание) - понимается широко: это вопросы, реплики, ответы учащихся на занятии или экзамене и т.п. Такова единая модель речевого акта.
Виды речевой деятельности Различают 4 вида речевой деятельности: говорение, слушание (аудирование), письмо и чтение. Два из них производят текст (говорение и письмо), а другие (слушание и чтение) осуществляют восприятие готового текста. Говорение – это отправление речевых сигналов, несущих информацию. Слушание – восприятие речевых акустических сигналов и их понимание. Письмо – зашифровка речевых сигналов с помощью графических символов. Чтение – расшифровка графических знаков и понимание их значения. 4. Понятие о национальном языке Язык создается народом и обслуживает его из поколения в поколение. В своем развитии язык проходит несколько стадий и зависит от степени развития этноса. На ранней стадии образуется племенной язык, затем язык народности, и, наконец, национальный язык. Национальный язык формируется на базе языка народности, что обеспечивает его относительную стабильность. Он является результатом процесса становления нации и одновременно предпосылкой и условием ее образования. Национальный язык – социально-историческая категория, которая обозначает язык, являющийся средством общения нации и выступающий в двух формах: устной и письменной. По своей природе национальный язык неоднороден. Основу национального языка составляет литературный язык. Кроме того, национальный язык включает в себя и внелитературные формы (диалекты, жаргоны, просторечие). Литературный язык – система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка и обработанных мастерами слова, общественными деятелями, выдающимися учеными, Эти средства воспринимаются как образцовые и общеупотребительные. Литературный язык – форма исторического существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую. Это высшая форма национального русского языка. Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Они различаются по четырем параметрам: 1) форма реализации: устная – это звучащая речь, письменная – графически оформленная; 2) отношение к адресату: письменная речь обычно обращена к отсутствующему человеку, поэтому на письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Устная же речь предполагает наличие собеседника, слушателя и нередко зависит от того, как ее воспринимают; 3) порождение формы: говорящий создает свою речь сразу, одновременно работая над содержанием и формой, пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст: добавить, сократить, изменить, исправить; 4) характер восприятия устной и письменной речи: письменная речь рассчитана на зрительное восприятие, во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, уточнить значение отдельных слов, терминов; устная же речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Литературный язык имеет также две разновидности: книжную и разговорную. Таким образом, литературный язык характеризуется следующими признаками: - обработанность; - наличие устной и письменной формы; - наличие функциональных стилей; - вариантность языковых единиц; - нормативность.
Внелитературные формы существования языка: Диалект – речь людей, проживающих на определенной территории (преимущественно сельской). Диалект, как правило, представляет собой совокупность более мелких единиц, которые имеют общие языковые черты и служат средством общения жителей рядом рассоложенных деревень, хуторов. Территориальные диалекты имеют свои особенности, которые обнаруживаются на всех уровнях языка: в звуковом строе, лексике, морфологии, синтаксисе, словообразовании. Диалект существует только в устной форме. Изучение диалектов представляет интерес с исторической точки зрения: диалекты хранят архаические черты, литературным языком уже утраченные. Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей. Жаргон не имеет свойственных только ему фонетических и грамматических особенностей, для него характерно наличие специфической лексики и фразеологии (бомж, тусовка, стрелка, брать на пушку и т.п.). Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Носителями просторечия являются, как правило, горожане с невысоким уровнем образованности. Внелитературные элементы не должны употребляться в речи грамотных людей.
|