Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Процесс принятия управленческих решений






Принятие решения представляет собой сознательный выбор среди имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желаемым состоянием организации. Таким образом, данный процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения – как выбор альтернативы.

В общем случае рациональный подход в принятии решений представляет собой следующую последовательность этапов:

1. Постановка проблемы. Сущ-т 2 способа рассмотрения проблемы. Во-первых, проблемой считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты. В таком случае наше воздействие на проблемную ситуацию будет реактивным управлением. Во-вторых, как проблему можно рассматривать так же потенциальную возможность (например, активный поиск способов повышения эффективности какого – то подразделения, даже если дела идут хорошо, будет упреждающим управлением). В этом случае вы определяете проблему, когда приходите к выводу, что кое-что можно сделать либо для улучшения хода дела, либо для извлечения выгоды из предоставляющейся возможности.

Можно выделить 2 фазы этапа диагностики сложной проблемы:

- Осознание и установление симптомов затруднений или имеющихся возможностей.

Симптомы – это видимые проявления интересующейся нас проблемы (по аналогии с симптомами болезней). Выявление симптомов помогает определить проблему в общем виде.

-Выяснение причин выявленных симптомов. Симптомы организационных проблем могут обуславливаться множеством факторов. Поэтому, как правило, целесообразно избегать немедленного действия для устранения симптома. По аналогии с врачом, который берет анализ и изучает его, чтобы устранить истинные причины болезни, руководитель должен глубоко проникнуть в суть для выявления причины

2. Формулировка ограничений и критериев принятия решения. Чтобы управленческие решения были реалистичны и осуществимыми, необходимо принимать в расчет внутренние и внешние ограничения.

3. Определение альтернатив. В идеале желательно выявить все возможные действия, которые могли бы устранить причины проблемы и, тем самым, дать возможность организации достичь своих целей.

4. Оценка альтернатив. Для сопоставления решений необходимо распологать стандартом, относительно которого можно измерить вероятные результаты реализации каждой альтернативы.

5. Выбор альтернативы.

6. Реализация решения.

7.Контроль за исполнение решения

Планирование деятельности фирмы. Виды планов.

Планирование – один из важнейших факторов функционирования и развития организации в условиях рыночной экономики.

План яв-ся основой организационной деят-ти, представляет фирме четкую программу производственной деят-ти, стратегию развития, позволяет обеспечить согласованность в работе всех составных частей фирмы и взаимосвязи с внешней средой, мотивацию, высокую трудовую активность и мораль работников.

Процесс планирования включает в себя 4 этапа:

§ Выработку общих целей предприятия;

§ Детализацию и конкретизацию целей;

§ Определение путей, эк-их и иных ср-в достижения этих целей;

§ Контроль за достижением целей.

В зависимости от того или иного признака выделяются различные виды планирования:

1. По степени охвата:

§ Общие, охватывающее всю сферу деят-ти фирмы.

§ Частное, охватывающее опред-ые сферы деят-ти.

2. По содержанию планирования:

§ Стратегическое (поиск новых возможностей).

§ Тактическое (создание определенных предпосылок).

§ Оперативное (реализация возможностей).

3. По предмету планирования:

§ Целевое (определение целей).

§ Планирование средств (материальные рес-сы, трудовые рес-сы, финансы).

§ Программное (планирование программ произ-ва и сбыта).

§ Планирование действий (специальные продажи, многоуровневый маркетинг).

4. По сферам функционирования: планирование произ-ва, планирование сбыта, планирование персонала, расширенное общее планирование.

5. По срокам:

§ Краткосрочное планирование (полугодовое, квартальное, месячное, недельное).

§ Среднесрочное (на срок от 1 до 5 лет).

§ Долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет).

1. С точки зрения структуры управления: общее планирование пред-ия, планирование места строительства предприятия, планирование сфер деят-ти, планирование работы подразделений фирмы.

2. По возможности изменения планов: жесткое и гибкое планирование.

Весь процесс планирования на предприятии делится на 2 стадии: разработка стратегии фирмы (перспективное, стратегическое планирование) и определение тактики (оперативное, тактическое планирование).

Все планы, разрабатываемые в организации, можно классифицировать по двум главным направлениям:

1. Длительность планового периода.

2. Уровень организационного планирования, соответствующим структуре организации.

По длительности планового периода планы подразделяют на:

§ Стратегические, ориентированные на длительный период времени (на срок от 5 и более лет).

§ Тактические, рассчитаны на среднесрочный период (на срок от 1 до 5 лет).

§ Оперативные, связанные с повседневным выполнением задач.

По уровням организационного планирования планы подразделяются следующим образом:

§ Разработанные для организации в целом.

§ Раз-ые для функциональных подсистем организации.

Раз-ые для самостоятельных произ-ых подразделений (бизнес – ед-ц организации)

Основные задачи планирования:

Зафиксировать положение «как есть» (определить где мы сейчас находимся). Зафиксировать положение «как надо» (определить куда мы движемся). Определить направление и порядок действий (что предпринять и что может помешать).

Отличительная черта – наличие цели.

Классификация целей: Внутренние и внешние; Долгосрочные (от 3-х и выше лет), среднесрочные (от года до 3-х), краткосрочные (в рамках года).

Принципы планирования:

1. Комплексность (в плане должны быть отражены все аспекты деятельности предприятия).

2. Непрерывность (между отдельными блоками плана должна существовать двусторонняя непрерывная связь).

3. Гибкость (возможность быстро реагирования на возмущения внутренней или внешней среды с минимальными затратами).

Реализация принципа предполагает:

*регулярный анализ видов и способов деятельности; многовариантность планирования (как минимум 2 варианта: оптимальный и пессимистический);

*резервирование ресурсов (извлечение средств из оборота).

Методы планирования:

* Количественные методы (статистические, экономико-математические, методы математического моделирования и т.д.),

*Качественные методы (методы экспертной оценки построения сценариев, дерево решений и т.д.)

 

Бизнес-план

Бизнес-план представляет собой док-т, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяется пути достижения, необх-ые для реализации средства, и конечные фин. показатели работы. Показатели Б-П основываются на технологич-х и технико-эк. расчетах, проработке инженерных решений и показателей эф-ти, ликвидации и фин. устойчивости по данному объекту инвестир-я.

Б-П нужен чтобы: заинтересовать инвесторов; знать цели и сроки достижения (инструмент управления); получить кредит.

Что Кому Когда (с-по) Результат Ресурсы
         

Стр-ра Б-П: 1) титульная часть (назв-ие проекта, назв-ие и адрес пред-тия, суть проекта, ФИО рук-ля орг-ции, ст-ть и срок окуп-ти проекта, наличие гос. вневедомст-ой и экологич. экспер-зы, заявление о комерч. тайне). 2) Резюме-хар-ка проекта, раскрывающая цели и выгодность проекта, в ней назыв-ся преимущ-ва продукции, услуг, указать объем ожидаемого спроса на продукцию. 3) Произ-ый план включает –программу пр-ва и реал-ции Q, треб-ия к орг-ции пр-ва, состав осн. обор-ия, поставки сырья и матер-ов, числ-ть раб-ов и ЗП, ст-ть ОПФ, норму аморт-ции, ст-ть строит-ва, стр-ра кап. вложений, общ. ст-ть инвест. проекта. 4)План маркет-га (в нем указ-ся, что реал-ция товара не вызовет серьезных проблем, и объем затрат на сбыт Q) включает орг-цию сбыта, обоснов-ие объема инвес-ций, цену на Q, расходы и доходы, пр-ма по орг-ции рекламы и затраты на нее, программа реал-ции Q. 5) Орг-нный план (статус, уст кап., состав орг-ции, форма собст-ти, члены совета дир-ов). 6) Фин. план (явл-ся ключевым, по нему план-ся з-ты на реал-цию проекта и опр-ся его эф-ть). 7)Оценка рисков- изложение возможных проблем, ослож-щих реал-цию проекта, опр-ие комплекс предупр-ых мер в случае наступления неблаг-ых событий.

Разделы Б-П (по Меренкову А.А.): 1) Видение компании: уели, задачи (5 лет): финансы, клиенты, процессы, люди. 2) Описание текущей ситуации. 3) Описание стратегии. 4) Подразделы (маркетинг+продуктовая стратегия, персонал, техника, технологии, финансы, качество). 5) Краткие выводы (резюме).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал