![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социализация
Развитие определяется как закономерное и необратимое изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется необратимым характером изменений, направленностью (т.е. способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером Бронфенбреннер: соц-ии-совокупность всех соц процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества. Развитие личности - становление субъектом, усвоение систем соц-х связей, отношений, те способность действовать адекватно, воспроизводить соц-й опыт. По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания — социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность. В узком смысле «воспитание» - процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется. Т.о., сущность социализации: социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений. Существует несколько социально-психологических механизмов социализации: 1) идентификация — это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы, отношения и формы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является полоролевая типизация — процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола; 2) подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.); 3) внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается; 4) социальная фасилитация — стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность протекает свободнее и интенсивнее («фасилитация» означает «облегчение»); 5) конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении. Н.Смелзер выделяет четыре психологических механизма социализации: 1. Имитация — осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения. 2. Идентификация — усвоение детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных. 3. Стыд — переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей. 4. Чувство вины — переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя вне зависимости от других людей. Первые два механизма являются позитивными; стыд и вина — негативные механизмы, запрещающие или подавляющие определенное поведение. Институт социализации – социальная общность, в которой осуществляется социализация личности (например, семья, школа и т.п.). Поскольку само понятие социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности, постольку основанием для классификации служит отношение к трудовой деятельности. Андреенкова выделяет три осн. стадии: 1. Дотрудовую: · Ранняя.институт-семья, дет дошк учрежд. · стадия обучения. институт-школа, ВУЗ/техникум. 2. Трудовую — период зрелости, институт-труд коллектив или преступная группа 3. Послетрудовую — пожилой возраст.Обществ.организации. Существует проблема-нада ли выделять послетрудовую стадию(т.к нет «усвоения социального опыта»). Но в то же время можно говорить о новом подходе к к пониманию психологической сущности пожилого возраста. в частности пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта. Ставится вопрос лишь об изменении типа активности личности в этот период. Эриксон говорит, что именно в зрелом возрасте (после 65) происходит окончательное становление идентичности.
|