Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Уважаемый читатель! Открыв эту книгу, вы сделали первое из множества увлекательных открытий, которые предстоит вам сделать в процессе изучения новой для вас






 

Уважаемый читатель! Открыв эту книгу, вы сделали первое из множества увлекательных открытий, которые предстоит вам сделать в процессе изучения новой для вас дисциплины — патологической анатомии. Не беда, что они уже сделаны до вас вашими предшественниками — радость познания нового, понимания, что вы все глубже вникаете в суть вещей, ничуть не меньше радости первооткрывателя. «Bene diagnoscitur — bene curatur» — «Чем лучше распознается заболевание, тем успешнее будет его лечение», — говорили наши древние коллеги. Изучение патологической анатомии даст вам ключ к пониманию как сущности болезней, так и происхождения симптомов и функциональных нарушений у больного.

Для чего же нужно будущему врачу изучение патологической анатомии? Зачем в течение года вы будете читать книжки, вертеть в руках макропрепараты, разглядывать в микроскоп и зарисовывать микропрепараты? Древние греки говорили, что для того, кто не знает, в какой порт направляется, не бывает попутного ветра. Итак, в какой же порт мы с вами, читатель, будем двигаться и зачем?

Во-первых, в результате изучения нашей дисциплины вы получите знания о структурных основах различных болезней. Без этих знаний, даже имея на руках врачебный диплом, вы все равно будете работать в режиме фельдшера (в плохом понимании этого слова) по принципу «от сердца — валерьянка, от живота — касторка». Но ведь, скажем, такой симптом, как диарея, может быть проявлением кишечных инфекций, отравлений, истощения, внешнесекреторной недостаточности поджелудочной железы, перитонита, нарушений эвакуаторной функции желудка и ряда других патологических состояний, которые требуют совершенно различного подхода к их лечению, поэтому «лечение поноса» даст лишь временное облегчение, а в ряде случаев может привести и к утяжелению состояния больного за счет потери времени и непринятия необходимых мер, направленных на борьбу с самим заболеванием, а не на купирование его отдельных симптомов. А для этого надо четко представлять себе сущность соответствующих заболеваний, чтобы диагностировать их, найдя у больного характерные морфологические, функциональные и биохимические изменения.

 

 

Образно говоря, в процессе изучения патологической анатомии вы создаете в своей памяти компьютерную базу данных по патоморфологии болезней, при изучении клинических дисциплин дополняете ее соответствующими им симптомами и синдромами, а всю последующую вашу жизнь вы будете заниматься обратным: выявив у больного некие симптомы, обращаться к «базе данных» с тем, чтобы установить, какое из заболеваний может проявляться комплексом обнаруженных вами признаков, и подтвердить это заболевание, опять же руководствуясь знанием характерных для него структурных изменений.

Во-вторых, вы научитесь распознавать визуально наиболее типичные структурные изменения и оценивать их значение для больного. Насколько это важно? Представьте, что вы осуществляете операцию, скажем, по поводу язвенной болезни и в ходе лапаротомии обнаруживаете, что капсула селезенки на некотором протяжении необычно утолщена, уплотнена и имеет молочно-белый цвет. Это всего лишь гиалиноз капсулы селезенки, который не является нормой, но жить больному не мешает, но вы-то этого не знаете, поскольку занятие по белковым дистрофиям было вами пропущено из-за подготовки к выступлению в КВН или из-за другого не менее важного мероприятия, а отработали пропущенную тему вы формально. Хорошо, если рядом есть грамотный коллега, которого можно пригласить в операционную для консультации, а если нет? Снять перчатки и пойти читать этот учебник, оставив больного лежать с открытой брюшной полостью, возможности нет, и вы принимаете решение удалить селезенку и лишь после операции выясняете, что делать этого не надо было. В итоге — ни больной, ни прокурор (а за спиной каждого врача маячит его тень) благодарности вам не объявляют. (Если у вас достаточно воображения, то вы уже сейчас должны покрыться липким потом и возблагодарить провидение, что у вас пока еще есть счастливая возможность заранее подготовиться к таким ситуациям, читая учебник по патанатомии и усваивая материал лекций и практических занятий).

В-третьих, вы познакомитесь с основной массой медицинских терминов и понятий, используемых как медиками вообще, так и патологоанатомами в частности. Недостаточная грамотность клинициста, путающего ангиофиброксантому[1] с ангиофибросаркомой[2] или прочитавшего заключение «аденома фетального типа» (foetus — плод, отпрыск) как «аденома фатального типа», может иметь непредсказуемые последствия.

В-четвертых, вы приобретете зачатки клинического мышления и анализа клинических ситуаций, необходимого врачу любого профиля. Следует подчеркнуть, что вопросы, изучаемые в курсах общей и частной патологической анатомии, отнюдь не равноценны по своему значению: знание типовых общепатологических явлений представляет собой инструмент для понимания сущности патологических изменений, выявляемых при тех или иных заболеваниях. Знать все эти изменения и удерживать это в голове не под силу никому, однако владение основными положениями общей патологической анатомии позволяет нам правильно интерпретировать различные структурные изменения в организме.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал