Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок формирования оценок по дисциплине






Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях:

Оценивает активность студентов на занятиях - правильные ответы на вопросы, успешное выполнение заданий, выступление с докладами, активное участие в групповой работе, презентацию результатов индивидуальной и групповой работы.

Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед итоговым контролем - Оаудиторная.

 

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: правильность выполнения заданий, которые были даны на дом, соблюдение сроков выполнения задания, полноту и правильность сделанных выводов, если задания требуют проведение самостоятельных мини исследований.

Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа.

 

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

Онакопленная= 0, 6*Отекущий + 0, 2* Оауд + 0, 2* Осам.работа

 

где Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля:

Отекущий = 0, 8•Ок/р + 0, 2•Одз;

 

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический.

 

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

Орезульт = 0, 6 * Онакопл + 0, 4 *Озач

 

Способ округления накопленной и результирующей оценки итогового контроля: арифметический.

 

Студенты имеют право пересдать контрольную работу, которая относится к текущему контролю. Пересдавать задания, имеющие отношение к самостоятельной работе и аудиторной работе, а также домашнее задание, которое относится к текущему контролю, не разрешается. Контрольная работа переписывается в установленный преподавателем день, в свободное от аудиторной нагрузки студента время (прописанное в расписании). При выставлении оценки не учитывается балл, который студент получил за контрольную работу ранее. Контрольную работу имею право переписывать все студенты, которые получили незачет (менее 4 баллов), для остальных студентов возможность переписать работу определяется преподавателям.

 

ВНИМАНИЕ: оценка за экзамен блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.

 

Содержание дисциплины

Тема 1. Введение в социальную психологию.

Определение социальной психологии. Место социальной психологии в системе наук. Отличие социальной психологии от житейской психологии. Современная социальная психология. Конструирование социальной реальности и повсеместность социального влияния как аксиомы социальной психологии. Основные принципы социальной психологии.

 

Тема 2. Методологические основы социальной психологии.

Определение научной теории. Постановка исследовательского вопроса. Тестирование теории: от формулировки к исследованию. Понятие валидности и надежности. Объект исследования и формирование выборки. Типы исследовательского дизайна. Разновидности методов социальной психологии. Интерпретация результатов исследования. Роль этики в социально-психологических исследованиях.

 

Семинар 1 (По темам 1-2).

Обязательное чтение:

Введение в социальную психологию. Европейский подход / под ред. М. Хьюстон, В. Штребе. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С.: 71 – 108.

 

Глава 1. Введение в социальную психологию // Д. Майерс. Социальная психология. СПб: Питер, 2010.

 

Темы и задание к семинару:

· Введение: теория, конструкт, переменная, операционализация, гипотеза.

· Выбор стратегии исследования: Исследования выборки (формирование выборки, простая случайная выборка, квотная выборка), Эксперименты и квази-эксперименты (квази-эксперимент, истинно случайный эксперимент, полевой эксперимент), Сопоставление стратегий

· Основные признаки социально-психологического эксперимента: независимая и зависимая переменные, ассистент экспериментатора, дебрифинг

· Планирование эксперимента: one-shot case study, post-test only control group design, экспериментальная группа, контрольная группа, factorial experiment, эффект взаимодействия

· Обстоятельства, снижающие валидность экспериментального исследования: внутренняя валидность, конструктивная валидность (social desirability, demand characteristics, эффект экспериментатора, неявные показатели), внешняя валидность

· Методы получения данных: надежность, валидность, Наблюдение (включенное наблюдение, реактивность, эффект Хотторна), Использование самоотчетов, Косвенные показатели, Выбор показателя, Проблемы экспериментального исследования

 

На семинаре студенты знакомятся с исследованием

Диккерсон К., Тибодо Р., Аронсон Э., Миллер Д. Использование когнитивного диссонанса с целью стимуляции экономии воды / Общественное животное. Исследования // под ред. Э. Аронсона – СПб: прайм-Еврознак, 2003. С. 428-444.

и разбирают его согласно предложенной схеме: выделяют теоретические основания исследования, определяют зависимые и независимые переменные, описывают дизайн исследования (не/экспериментальный и почему) и тп.

 

Домашнее задание: Описать исследование по предложенной схеме (см. выше):

Что ожидаете, то и получите //Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. С.: 158 - 169.

Задание выполняется через «проект» LMS.

 

Тема 3-4. Социальная психология личности, самопознание. Эмоции.

Понятие " Я-концепция", структурные компоненты. Исследования установок личности на себя. Тест М. Куна, Т. Макпартлэнда: объективные и субъективные компоненты. Личностная и социальная идентичность. Теория социальной идентичности (Г. Тэшфил). Исследования роли самоосознания в понимании себя. Исследования Г. Гэллапа. Виды Я (Реальное, Зеркальное, Идеальное, Должное). Я и культура: независимое и взаимозависимое представление о своем «Я». Самопознания: как мы делаем вывод о себе? Теория самовосприятия Д. Бема. Внутренняя и внешняя мотивация. Мотивация: понятие и разновидности. Эмоции и физиологические изменения, которые их сопровождают. Теории эмоций (теория Джеймса - Ланге; теория Кэннона - Барда). Двухфакторная теория эмоций С. Шахтера. Исследование межличностной привлекательности Д. Даттона и А. Эрона. Знание и чувства как источник самопознания. Теория социального сравнения Л. Фестингера. Значение реакций других людей в формирование представлений о себе.

 

Семинар 2. Социальная психология личности.

Обязательное чтение:

Глава 2. Я в социальном мире / Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2010.

Разобраться следующими понятиями и явлениями:

- Факторы, влияющие на Я-концепцию:

1) Роли, которые мы играем;

2) Социальные идентификации, которые мы формируем;

3) Сравнения себя с окружающими, которые мы делаем;

4) Наши успехи и неудачи;

5) Мнения о нас, высказываемые окружающими;

6) Культура, к которой мы принадлежим.

- Прогнозирование нашего поведения и чувств

- Заблуждения самоанализа

- Самоконтроль

- Самоэффективность

- Локус контроля

- Предрасположение в пользу своего Я.

- Неоправданный оптимизм.

- Эффект ложного консенсуса.

- Эффект ложной уникальности.

- Самопрезентации. Ложная скромность.

- Создание препятствий самому себе

Задание «Я концепция»:

Проведите тест М. Куна, Т. Макпартлэнда «Кто Я?» с одним человеком и проинтерпретируйте результаты. Если у Вас есть возможность, то опросите ребенка (см. видео в LMS) или человека с взаимозависимым или независимым Я (предположительно).

 

Инструкция: «В течение 20 минут вам необходимо дать как можно больше ответов на один вопрос, относящийся к вам самим: «Кто Я?». Постарайтесь дать как можно больше ответов. Каждый новый ответ начинайте с новой строки. Вы можете отвечать так, как вам хочется, фиксировать все ответы, которые приходят к вам в голову, поскольку в этом задании нет правильных или неправильных ответов».

 

Интерпретация (Тезисы лекции содержатся в презентации, выложенной в LMS):

 

Кратко охарактеризуйте испытуемого: возраст, другие характеристики, которые могут влиять на представление о себе.

Все высказывания отнесите к одному из двух типов: объективное упоминание/субъективное упоминание.

Закономерности и выводы: сопоставьте ответы респондента с закономерностями, которые выявили исследователи. Если нет совпадений, попытайтесь предположить почему.

 

Семинар 3. Эмоции.

Читаем (в предложенном порядке):

1) Теории эмоций // Майерс Д. Психология. Попурри, 2008.

 

2) Дональд Г. Даттон, Артур П. Арон. Повышенная сексуальная привлекательность при сильном эмоциональном переживании // Общественное животное. Исследования. Т. 1, 2 / под ред. Э. Аронсона. СПб: прайм-Еврознак, 2003. Стр.310-330).

 

Ответьте на следующие вопросы (устно):

· Опишите теоретические основания исследования: какие гипотезы проверяют авторы, какие объяснительные модели критикуются.

 

· Для каких целей эксперимент №1 повторялся с мужчиной-интервьюером?

 

· Почему интервьюеры не были осведомлены о гипотезе исследования?

 

· На подготовительном этапе исследования изучались различия в эмоциональных переживаниях у мужчин, которые пересекали два моста. С какой целью проводилось это исследование? Как было установлено то, что люди, идущие по одному мосту, испытывают большее беспокойство, чем те, кто шел по второму мосту? Почему степень беспокойства мужчин не изучались в экспериментах 1 и 2?

 

· С какой целью использовался ТАТ? Как обрабатывались результаты ТАТ?

 

· Что показали результаты эксперимента №1?

 

· Эксперимент №2 проводился для того, чтобы избавиться от проблем интерпретации результатов эксперимента №1. Результаты можно объяснить тем, что существует связь между эмоциями и сексуальной привлекательностью. Назовите два альтернативных объяснения полученным результатам, которые приводят авторы.

 

· Опишите эксперимент №2 - цели, дизайн, результаты. Почему нельзя было провести только эксперимент №2, зачем было проводить эксперимент №1?

 

· С какой целью проводился эксперимент №3? Эксперимент №3 является факторным экспериментом (factorial experiment), имеющим структуру 2x2. В чем его специфика по сравнению с предыдущими экспериментами? Назовите независимые и зависимые переменные. Почему в исследовании две зависимые переменные? Степень привлекательности женщины изучалась с помощью двух вопросов. Как они обрабатывались?

 

· Как можно интерпретировать основные результаты исследования с помощью двухфакторной теории эмоций Шахтер, а альтернативных подходов?

 

· Почему, с точки зрения авторов статьи, испытуемые, которые полагали, что получат сильный удар тока и рядом с которыми во время эксперимента находилась девушка, сообщали о меньшем уровне страха по сравнению с испытуемыми, рядом с которыми находился мужчина?

 

· Какие статистические методы обработки данных использовались во всех экспериментах на всех этапах?

 

Тема 5. Социальные установки. Самооправдание.

Социальные установки. Взаимосвязь установок и поведения. Самооправдание. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Модификация теории (Э. Аронсон). Диссонанс, связанный с принятием решения, затраченными усилиями и недостаточным наказанием. Классический эксперимент Фестингера и Карлсимт. Использование когнитивного диссонанса с целью изменения поведения. Диссонанс как мотивирующий фактор. Физиологические проявления диссонанса. Теория самоутверждения. Критика теории, новые направления исследований. Самопрезентации и управление впечатлением.

 

Семинар 4. Самооправдание.

Смотрим мини-лекцию Ф. Зимбардо в LMS, в которой речь идет о теории когнитивного диссонанса и приводится описание классического эксперимента Л. Фестингера и М. Карлсмит.

 

Читаем:

1. Фестингер Л. Введение в теорию диссонанса / Современная зарубежная социальная психология. Тексты // под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 97 – 110.

2. Аронсон Э. Теория диссонанса: прогресс и проблемы / Современная зарубежная социальная психология. Тексты // под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 111 – 126.

3. Аронсон Э. Диссонанс, лицемерие и я-концепция / Общественное животное. Исследования // под ред. Э. Аронсона – СПб: прайм-Еврознак, 2003. С. 336-364.

 

Тексты докладов:

Эксон Д., Купер Д. Снижение диссонанса для снижения веса: роль оправдания усилий при стимулировании потери веса / Общественное животное. Исследования // под ред. Э. Аронсона – СПб: прайм-Еврознак, 2003. С. 385-407.

 

Аронсон Э., Мити Д. Р. Зависимость бесчестного поведения от внушенной самооценки / Общественное животное. Исследования // под ред. Э. Аронсона – СПб: прайм-Еврознак, 2003. С. 408-427.

 

Фридман Д. Л., Фрезер С. К. Уступчивость без давления: техника «нога в дверях» / Общественное животное. Исследования // под ред. Э. Аронсона – СПб: прайм-Еврознак, 2003. С. 364-384.

 

Семинар 5. Социальные установки.

Читаем:

1. Росс М. и др. Влияние установок на личные воспоминания / Общественное животное. Исследования // под ред. Э. Аронсона, СПб, 2003. C. 259 - 278.

2. Фазио Р., Уильямс К. Доступность установки как фактор, влияющий на взаимосвязи «установка - восприятие» и «установка - поведение»: исследование президентских выборов 1984 года / Общественное животное. Исследования // под ред. Э. Аронсона, СПб, 2003. С. 278 - 310.

Отвечаем на вопросы:

1. Как в исследовании оценивалась доступность установок?

2. Как в исследовании оценивалась установка? Какие вопросы задавились испытуемым? Какие варианта ответов предлагались?

3. Что подразумевается под «восприятием» в данном исследовании? Как оно изучалось?

4. О каком «поведении» идет речь в исследовании? Как изучалось поведение людей?

5. Что определяет, насколько сильно установки будут управлять последующим восприятием и поведением?

6. Социолог изучает установки репрезентативной выборки для того, чтобы получить оценку будущего поведения респондентов. Как он может увеличить точность прогнозов?

7. Предположим, результаты какого-нибудь исследования показали, что по отношению к некому объекту испытуемые обладают сравнительно недоступными установками. Что будет оказывать влияние на восприятие людей данного объекта? Как эта закономерность может быть учтена в маркетинговых исследованиях?

 

Тема 6. Межличностное восприятие и социальное познание.

Невербальное поведение. Невербальные сигналы. Функции невербального поведения. Кодирование и декодирование. Факторы, снижающие точность декодирования. Имплицитные теории личности. Теория атрибуции Ф. Хайдера. Психология здравого смысла. Понятие внешней и внутренней атрибуции. Развитие идей атрибуции. Теория корреспондентного выведения Э. Джонса и К. Дэвиса. Атрибуция интенция и атрибуция диспозиций: ошибки рассуждений. Теория каузальной атрибуции Г. Келли. Модель анализа вариаций. Структурные элементы атрибутивного процесса. Каузальное пространство. Критерии валидности. Теория каузальных схем. Основные закономерности интерпретации поведения: обесценивание, усиление, систематическое искажение информации. Фундаментальная ошибка атрибуции (Л. Росс). Эксперимент Э. Джонса и В. Харриса. Эффект исполнителя-наблюдателя. Атрибуция в пользу своего Я, защитные атрибуции. Стадии процесса социального познания. Эффект самореализующегося пророчества. Социальная перцепция. Точность межличностной перцепции. Социальная аттракция. Точность межличностной перцепции. Свидетельские показания.

 

Семинар 6. Межличностное восприятие.

Читаем:

1. Глава 3. Социальные убеждения и суждения / Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2010.

2. Стормз М. Видеозапись и процесс атрибуции: изменения точек зрения " актеров" и " наблюдателей" / Общественное животное. Исследования // под ред. Э. Аронсона, СПб, 2003. C. 310 - 336.

3. Создание хорошего впечатления / Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008. C. 169 - 182.

 

Дополнительное чтение:

Келли Г. Процесс каузальной атрибуции// Современная социальная психология. Тексты / под ред. Андреевой Г. М., Богомоловой Н. Н., Петровской Л. А. М., 1984. С. 127 – 137.

Глава 3. Влияние на установки через поведение / Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2011. С. 103 - 124.

 

Необходимо разобраться со следующими вопросами и понятиями, а также придумать примеры, иллюстрирующие определенные закономерности, сформулированные в рамках атрибутивной теории:

 

· На какие вопросы отвечает атрибутивная теория, какие проблемы она призвана решить?

· Два положения атрибутивной теории.

· Понятие совместного изменения.

· Три критерия валидности. Придумайте пример, который иллюстрирует, как мы объясняем поведение других людей с точки зрения этой теории – объясните, какие данные указывают на личностную атрибуцию, на объектную атрибуцию и на ситуационную.

· Понятие конфигурации. Придумайте пример для принципа обесценивания, принципа усиления.

· Проблемы атрибутивной теории.

· Фундаментальная ошибка атрибуции.

 

Тема 7. Предрассудки и межгрупповой конфликт.

Предрассудки, дискриминация, стереотипы: соотношения понятий. Основные подходы к пониманию природы предрассудков: культуральные подходы (реалистическая конфликтная теория - исследования М. Шерифа, феномен минимальных групп Г. Тэшфела, теория социальной идентичности, " эффект черной овцы"); мотивационные подходы (понятие мотивационного конфликта З. Фрейда, теория фрустрации - агрессии Н. Миллера, Д. Долларда, теория авторитарной личности Т. Адорно); когнитивные подходы (исследования Л. и Дж. Чепмен, понятие " иллюзорной корреляции", исследования " типичности примеров" Д. Вилдера). Взаимосвязь предрассудков и поведения: от эксперимента ЛаПьера к изучению символического расизма и обобщенности/специфичности предрассудков.

 

Семинар 7. Предрассудки и межгрупповой конфликт.

Читаем:

1. " Говорите одно, делаете другое" в Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008, стр. 462-474.

2. Lincoln, Q. (2006). New Approaches to Understanding Racial Prejudice and Discrimination. Annual Review of Sociology 32, 299–328.

 

Семинар 8. Уменьшение предрассудков.

Читаем:

1. Глава 9. Уменьшение предубеждений // Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. СПб, 2003. С. 329 – 361.

2. Шериф М. Исследование межгруппового конфликта // Общественное животное. Исследования. / под ред. Э. Аронсона. СПб, 2003. С. 206 – 218.

3. Аронсон Э., Бриджмен Д. Мозаичные группы и десегрегированный класс: преследование общих целей // Общественное животное. Исследования. / под ред. Э. Аронсона. СПб, 2003. С. 219 – 235.

 

Официальный сайт the Jigsaw classroom: https://www.jigsaw.org/

Смотрим видеосюжет о методе в LMS.

 

Дополнительная литература:

0. Глава 9. Предрассудки: антипатия к другим / Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2010.

1. Аронсон Д., Стил К., Салинас М., Лустина М. Влияние «стереотип – угрозы» на успешность прохождения стандартизированных тестов студентами университета // Общественное животное. Исследования. / под ред. Э. Аронсона. СПб, 2003. С. 187 – 205.

2. Ворд К., Занна, М., Купер Д. Невербальное опосредование самореализующихся прогнозов в межрасовых взаимодействиях // Общественное животное. Исследования. / под ред. Э. Аронсона. СПб, 2003. С. 121 – 142.

3. Пратканис Э. Р., Тернер М. Е. Джеки Робинсон, Бранч Рики и социальная психология позитивных действий // Общественное животное. Исследования. / под ред. Э. Аронсона. СПб, 2003.С. 236 – 249.

4. Santos Rego, M., Moledo, M. (2005). Promoting interculturality in Spain: assessing the use of the Jigsaw classroom method. Intercultural Education, 16(3), 93-301.

5. Dessel, A. (2010). Prejudice in schools: Promotion of an inclusive culture andclimate. Education and Urban Society, 42, 407–429.

 

Тема 8. Конформизм: личность и ситуация.

Конформизм. Формирование социальных норм. " Аутокинетический эффект" М. Шерифа. Эксперимент С. Аша. Публичный и приватный конформизм. Конформизм и культура. Влияние референтных групп. Исследование повиновения авторитету (С. Милграм). Причины подчинения: эмоциональная удаленность жертвы, отсутствие ответственности, легитимность авторитета, групповое влияние. Тюремный эксперимент Ф. Зимбардо. Тюремный эксперимент BBC.

 

Семинар 9. Конформизм.

Самостоятельно смотрим фильм об эксперимента С. Милгрэма «Эксперимент С. Милгрэма - повинуемость».

 

Читаем:

1. Главу 6. Конформизм в Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 2010.

2. С. Аша. Мнение окружающих и социальное давление в Общественное животное. Исследования. Т. 1 // под ред. Э. Аронсона. СПб: прайм-Еврознак, 2003.

3. Раздел " Обсуждение результатов" в С. Милграм. Бихевиористское исследование подчинения в Общественное животное. Исследования. Т. 1 // под ред. Э. Аронсона. СПб: прайм-Еврознак, 2003.

 

Дополнительные материалы:

1) Читаем разделы " Могущество конформности" и " Подчиняться во что бы то ни стало" в Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

2) Смотрим фильм " Я и Другие" (1971 г.).

3) Social Influence: Compliance and Conformity. Annual Review of Psychology. Vol. 55: 591-621.

4) " Могущество конформности" в Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008, стр. 462-474.

 

Семинар 10. Личность и ситуация.

Самостоятельно смотрим фильм «Человеческое поведение. Эксперименты».

Читаем статью, в которой авторы критикуют тюремный эксперимент Зимбардо, основываясь на результатах эксперимента, проведенного BBC:

Haslam, S. A. & Reicher, S. D. (2007). Beyond the banality of evil: Three dynamics of an interactionist social psychology of tyranny. Personality and Social Psychology Bulletin, 33, 615-622.

 

Остальные публикации The BBC prison study - на официальном сайте BBC эксперимента.

 

Reicher, S. D., & Haslam, S. A. (2006). Rethinking the psychology of tyranny: The BBC Prison Study. British Journal of Social Psychology, 45, 1–40.

 

Официальный сайт Стэнфордского эксперимента, на котором много интересной документальной информации: https://www.prisonexp.org/

 

Тема 9. Групповое влияние.

Феномены " социальной фасилитации" и " социальной лености". Групповой компромисс: эффект деполяризации. Групповая поляризация. Исследования информационного и нормативного влияния. Симптомы огруппление мышления и механизмы их предотвращения. Влияние меньшинства.

 

Семинар 11. Групповое влияние.

Читаем:

1. Глава 8. Влияние группы // Д. Майерс. Социальная психология. СПб: Питер, 2010.

2. " Скученность – путь в поведенческую клоаку" в Хок Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008, стр. 403-417.

3. Ошероу Н. Придание смысла бессмысленности: анализ Джонстауна / Общественное животное. Исследования // под ред. Э. Аронсона – СПб: прайм-Еврознак, 2003. С. 110-139.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.027 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал