Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И членения высказывания на слова






Развитие осознания языковой действительности, эле­ментов языка в известной мере происходит у детей стихий­но, а в педагогической работе начинает осуществляться при обучении дошкольников (как и первоклассников) членению предложения на слова и звуковому анализу слова как пред­посылкам обучения грамоте.

Проблема звукового анализа слова и членения предложе­ния (точнее, высказывания, речи, так как членение предложе­ния есть уже грамматический анализ) должна выступить, прежде всего, как проблема выявления основного свойства языковой действительности — линейности. Ф. де Соссюр под­черкивал: «...Это принцип основной, и последствия его неис­числимы. От него зависит весь механизм языка» (1933, с. 80).

Важнейшим свойством, характеризующим материаль­ную, звуковую сторону слова как языкового знака, является дискретность, линейность, временная последовательность составляющих его звуковых единиц; звуковая форма слова есть процесс. Это свойство — линейность, последователь­ность элементов — является свойством и вообще любого языкового сообщения, высказывания, речевой цепи. Эле­менты системы языка, не имеющей временной отнесенно­сти, функционируют, проявляются в линейно построенных высказываниях, в речевой цепи. «Язык принципиально не линеен, но дан в форме речи, которая принципиально линейна... О языке можно судить не непосредственно, а лишь через построение моделей, исходя из данностей речи, и прежде всего — преодолевая ее линейность. Языком можно владеть и о языке можно думать, но ни видеть, ни осязать язык нельзя. Его нельзя и слышать в прямом перцептивном значении слова» (А. А. Реформатский, 1961. — С. 118—119). Ребенок языком владеет. Для того чтобы он мог думать о языке, преодолевая линейность речи, нужно, чтобы линей­ность стала для него «данностью». Следовательно, обучение звуковому анализу и членению высказывания на слова дол­жно обеспечивать, прежде всего, вычленение, осознание как линейности звуковой формы слова, так и линейного строе­ния высказывания.

Ознакомление ребенка с линейностью звуковой стороны слова, формирование знания о звуковой форме слова как о процессе необходимо предпослать обучению звуковому ана­лизу. Слово (как и высказывание) для ребенка выступает, прежде всего, как носитель значения, смысла. Материаль­ность и дискретность слова (и дискретность высказывания, речи) как бы затеняются непосредственно переживаемым (осознаваемым) смыслом. Симультанностью осознания зна­чения слова закрывается сукцессивность его звуковой фор­мы. Поэтому одной из главных задач подготовительного пе­риода в ознакомлении детей с линейностью слова и обуче­нии их звуковому анализу является «разведение» звуковой и смысловой сторон слова (см. Ф. А. Сохин, 1971; Ф.А. Сохин и Г. А.Тумакова, 1968, и др.).

Линейность, как отмечалось выше, является свойством не только звукового строения слова (а также слогового и морфемного его строения), но и речевой цепи, речи вообще. Поэтому работу над вычленением линейности звуковой формы слова важно сочетать с аналогичной работой в отно­шении строения высказывания. Такая попытка была сдела­на в работе Г. А. Тумаковой (1966). Обучение детей звуково­му анализу (а затем и чтению) предварялось подготовитель­ным периодом, основной задачей которого являлось опробование методики моделирования линейности слова. В со­держание первого из серии занятий этого периода входило ознакомление детей с тем, что слова в речи произносятся друг за другом (на последующих занятиях шла работа над звуковой стороной слова, над его «динамикой» и осуществ­лялся переход к обучению звуковому анализу). Это направ­ление работы — ознакомление детей с линейностью выска­зывания, предложения — было подробно изучено Г. П. Беля­ковой (см. далее параграф об обучении детей анализу и син­тезу предложения).

Необходимо выяснить, каков должен быть порядок вы­членения линейности — сначала в предложении (высказыва­нии), затем в слове, или наоборот. С одной стороны, линей­ность высказывания легче поддается моделированию, но, с другой, восприятием моделирующего процесса труднее упрощать. Здесь нужно учитывать различие линейности в том и другом случае. Звук речи (как и слог) не связан со значени­ем, не выполняет смысловую функцию, не «отягощен» семан­тикой. В отличие от этого линейность высказывания есть не просто последовательность звуковых комплексов, но и «дви­жение смыслов», семантическая динамика. Возможно, что более правильно идти от линейности слова, так как будет в из­вестной мере развито формальное отношение к слову.

В одной из последних работ С. Н. Карповой (1971), давно, еще в 50-е годы, начавшиеся исследования которой специа­льно посвящены проблеме осознания элементов речи до­школьниками, обнаружен перенос принципов, усвоенных ребенком при формировании действия вычленения слов, на действие вычленения звуков. Характеризуя ошибки детей при выделении звуков и слов, автор отмечает, что особенно­сти ориентировочной деятельности в этих двух случаях в основном совпадают, и предполагает, что это связано, преж­де всего, с тем, что фонематический строй речи и ее словар­ный состав являются элементами речевой действительно­сти, имеют свою внешнюю, материальную сторону (звуко­вую форму) и внутреннюю форму, сторону значения. Дело однако, не в этом, так как звуки речи — единицы «односторон­ние», а в том, что и слово, и высказывание построены по прин­ципу линейности. «Динамика» слова и «динамика» высказыва­ния могут быть соотнесены только по этому принципу.

Вопрос о порядке работы над вычленением линейности отступает на второй план перед вопросом о значении этого вычленения для последующего обучения детей звуковому анализу слова и анализу словесного состава высказывания. Есть все основания думать, что многие трудности этих видов анализа речи будут устранены предварительным формиро­ванием у детей осознания линейности как общего свойства речи, определяемого ее звуковой природой.

Звуковой состав слова и последовательность звуков (а также слоговая его структура) не исчерпывают всех свойств слова как материальной единицы. Звуковую оболочку слова организует в законченное единство и обеспечивает один из основных признаков самостоятельного слова особое звуко­вое явление — ударение.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал