Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-психологическая диагностика малых неформальных групп






Малая неформальная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими как члены данной группы.

Структура группы включает в себя такие характеристики, как: 1) количественный состав; 2) статусно-ролевая структура; 3) нормы и санкции за отклонение от них; 4) причины образования; 5) систе­ма связей; 6) время существования, стадии и устойчивость развития; 7) положение данной группы среди других.

Наиболее полно методики изучения малых неформальных групп описал М. В. Кроз [13].

Малые группы бывают разными: референтными, преступны­ми и т.д.

Для изучения структуры и границ малых групп используют со­циометрию, обычный социометрических опрос. Главное в данном случае состоит в обработке данных. Здесь нужно «вытащить» всю цепочку взаимно положительных выборов и расположить их вдоль

социометрации. В результате «проявится» состав одной группы, потом второй, третьей и т.д. Границей группы является обрыв цепочки взаимных выборов [19].

Для изучения характеристик группы, в частности групповой стратификации, можно использовать фотодиагностику отношений. На групповой фотографии лидеры располагаются, как правило, в центре, а аутсайдеры - на периферии. С лидерами члены группы чаще всего стремятся сфотографироваться в составе отдельных микрогрупп (по 2-3 человека).

Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, по­казывающий степень интеграции группы, ее сплочение в единое целое. Для определения индекса групповой сплоченности исполь­зуется не только социометрия, но и методика Сешора [9].

Данная методика состоит из 5 вопросов с несколькими вариан­тами ответов на каждый. Имеется также методика по изучению близкого круга отношений.

Традиционно в отечественной социальной психологии под нор­мой понималось мнение о чем-либо, разделяемое большинством. Нормы меньшинств (национальных и др.), по существу, игнори­ровались и считались отклоняющимся поведением. Между тем это далеко не всегда так. Однако на бытовом уровне, как правило, на этой основе происходило психологическое клеймение (стигмати­зация) различных категорий людей. Пересмотр ценностей и по­вышение терпимости общества к инакомыслию обострили вопрос о диагностике групповых норм.

Г. В.Залюбовская разработала методику исследования воспри­ятия группы индивидом.

Данная методика позволяет выявить 3 возможных типа вос­приятия группы индивидом:

1) группа не представляет собой ценности для индивида;

2) индивид воспринимает группу как средство, способствую­щее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается и оценивается с точки зрения ее полезно­сти для индивида;

3) индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. Анкета состоит из 14 пунктов, содержащих три альтернативных

выбора. В каждом пункте анкеты альтернативы расположены в случайном порядке. Каждая альтернатива соответствует опреде­ленному типу восприятия индивидом группы [38].

Имеется специальная методика по выявлению внутригрупповой внушаемости.

В предварительной части на доске вычерчивается 5-6 отрезков длиной 31, 29, 10, 40, 37, 43 см, которые для удобства нумеруются. Каждый испытуемый, определяя на глаз длину отрезков, записы­вает их числовые значения на листе и, не показывая другим свою запись, сдает. Результаты заносятся в таблицу.

Затем протоколист для каждого определяет индивидуальную величину отклонений по формуле

 

где МД - средняя величина отклонения; х - истинная длина отрез­ка (в см); у - длина отрезка, определенная испытуемым (в см).

Допустимой нормой является величина, при которой МД со­ставляет 5-6%.

В ходе выполнения основной части задания на доске чертят два отрезка длиной, скажем, 19 и 35 см, расположенные на расстоянии 40-50 см.

Первый этап. Первый испытуемый, входя в комнату, в течение 10-15 с с расстояния 1-1, 5 м определяет длину двух отрезков и рядом записывает цифровые значения: справа - длину первого отрезка, слева - второго отрезка.

После ухода испытуемого протоколист стирает написанные цифры и записывает другие: длину одного отрезка увеличивая на 20-25%, другого - уменьшая на 20-25%. Затем все это повторяется.

Ход выполнения основной части может быть изменен: первые 4-5 испытуемых не изолируются от тех, которые должны пройти испытание, а, наоборот, присоединяются к ним. По договоренно­сти они «по секрету» сообщают остальным свои показатели, уве­личив или уменьшив их на 20-25%, т.е. выступают в качестве подставной группы.

Вычисляется ошибка, допущенная испытуемыми под влиянием «подставной группы», во всех четырех случаях по формуле

 

где МД1 - средняя величина индивидуального отклонения под влиянием «подставной группы»; А - истинная длина отрезка, ко­торую определяет испытуемый под влиянием «подставной груп­пы»; Д - показание испытуемого.

При определении степени групповой внушаемости сравнива­ются данные подготовительной и основной частей задания по фор­муле

 

 

Предложенная Г. В. Щедриной референтометрическая мето­дика явилась тем приемом, с помощью которого оказалось воз­можным выявить круг лиц, значимых для индивида, т. е. его рефе­рентную группу.

Референтометрическая процедура состоит из двух серий. В пред­варительной серии участников опыта просят заранее по шкале, имеющей определенный набор баллов, оценить каждого члена группы по каким-либо одинаковым для всех качествам, например умный, добрый, честный. Данные этой процедуры заносятся в соот­ветствующие карточки. На них с одной стороны обозначены фами­лии членов группы и то качество, которое оценивает указанный на карточке испытуемый. На обратной стороне проставляют оценку обозначенного качества. В общей сложности каждый член группы получает по т(п - 1) оценок, где n - число членов группы; m -число оцениваемых качеств. Общее число карточек N = п(п - 1)т.

Основная серия задания протекает в ситуации выбора каждым членом группы ограниченного числа из п(п - 1) предложенных карточек.

Например, Иванов оценивает личность Петрова по трем каче­ствам. Значит, в число предложенных Петрову для выбора карто­чек входят три карточки с указанной на них фамилией Иванова. Верхние стороны этих трех карточек различаются между собой тем, что рядом с одной и той же фамилией «Иванов» обозначены соответствующие качества, например ум, гордость, смелость. Од­нако Петрова оценивает по этим качествам не только Иванов, но и все остальные члены группы. Поэтому общее число карточек, предложенных Петрову для выбора, - 3(и - 1).

Испытуемым заранее сообщается, что им разрешается ознако­миться с оценками, представленными не более чем на 5-8 карточ­ках. При этом сигнал о прекращении опыта может быть подан после любого выбора [23].

Для диагностики информационных сетей в группах используют­ся методики, разработанные К.Левиным.

Чрезвычайно сложно изучать преступные группы. Здесь приме­няются специальные методы, предусмотренные Законом об опера­тивно-розыскной деятельности. Что касается социально-психо­логической диагностики преступных групп, то тут возможен прак­тически только ретроспективный подход.

Поскольку в основе малых групп лежит явление «Мы» и иден­тификация с ним членов группы, то в качестве диагностических методик можно использовать анализ симптоматики: одежды и пр., причем как для межгрупповых, так и для внутригрупповых различий.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал