Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика социально-психологической компетентности личности
Социально-психологическая компетентность личности означает ее осведомленность о социально-психологических явлениях, коммуникации, познании и интеракции (влиянии). Основу ее составляют научные картины мира. Социально-психологическая компетентность складывается из: коммуникативной; перцептивной; интерактивной компетентности. Для измерения социально-психологической компетентности личности используются разнообразные методики. К сожалению, далеко не все из них теоретически валидны. Методика (КОС-1) предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение четко и быстро устанавливать деловые и личные контакты, влиять на людей). Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время для ответов на вопросы не должно превысить 10-15 мин. Имеется масса популярных, нестандартизированных тестов, например: «Общение», «Уровень коммуникабельности», «Умение слушать», «Умение излагать свои мысли» и т.д. Они предназначены для изучения коммуникативной компетентности. Но в научных целях данные методики неприменимы. Исключение составляет экспресс-тест на самоконтроль в общении или тесты М. Снайдера. Данная методика позволяет оценить, в какой степени человек контролирует себя в общении с другими людьми [30]. Тест «социально-коммуникативная компетентность» содержит семь шкал: -шкала № 1 - социально-коммуникативная неуклюжесть (29 вопросов); - шкала № 2 - нетерпимость к неопределенности (21 вопрос); - шкала № 3 - чрезмерное стремление к конформности (15 вопросов); - повышенное стремление к статусному росту (20 вопросов); - ориентация на избегание неудач (28 вопросов); - фрустрационная нетолерантность (20 вопросов). Трудно согласиться с теоретической валидностью данного теста. Но некоторые шкалы все же «работают» на изучение коммуникативной компетентности («итеф-центр»). Одной из составляющих социально-психологической компетентности личности является наблюдательность. Психологическая наблюдательность - профессионально важное личностное качество в деятельности и относится к достаточно эффективным и доступным способам познания людей, участвую- щих в совместной деятельности, которая обеспечивает человеку получение определенной информации с целью управления конкретной производственной системой. Структура и содержание психологической наблюдательности включают следующие компоненты: перцептивный, имеющий в своем основании сенсорно-перцептивную организацию личности; когнитивный, определяющий особенности мышления, памяти и когнитивного стиля личности в осуществлении процесса психологического наблюдения; рефлексивный - как осознание себя и особенностей своего взаимодействия с другими; эмпатийный, обобщающий аффективно-когнитивные способы взаимопонимания людьми друг друга: идентификацию, децентрацию и эмпатию; мотива-ционный, определяющий содержательную избирательность психологической наблюдательности и осознанную установку на наблюдение за поведением окружающих человека людей; прогностический, позволяющий предвосхищать поведение партнеров по общению и развитие ситуации взаимодействия в целом. Для диагностики психологической наблюдательности применяют следующие методики: «Поведенческий портрет»; «Список личностных черт» (А. М. Эткинд); «Рисунок эмоций» (В. А. Лабунская); «Диагностические игры»; «Экспертный опрос». Именно профессиональной наблюдательности должны обучаться практические психологи, чтобы не только диагностировать на основе разработки программ и с помощью громоздких методик, но и быстро и качественно осуществлять психологическое портретирование с использованием экспресс-методик и симптоматики. Кроме того, выделяют аутопсихологическую компетентность, которая складывается из умений, направленных на самодиагностику, самокоррекцию, саморазвитие, самомотивирование, эффективную работу с информацией, психолингвистическую компетентность, и характеризуется адекватным самооцениванием и стремлением к профессиональному росту.
|