Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психодиагностика социальных чувств и эмоциональной сферы личности
Эмоциональная сфера личности включает разнообразные элементы: 1) элементарные переживания, связанные с биологическими потребностями организма (голод, жажда, усталость); 2) аффекты и страсти (ярость, ужас, отчаяние); 3) ситуационные чувства (радость, восторг, обида, нетерпение); 4) различные психические (эмоциональные) состояния (настроение). Социальные чувства возникают в процессе общения и качественно отличаются от аналогичных явлений индивидуального порядка. Довольно часто они представляют собой значащие переживания, важное место среди которых занимает общественное настроение - осознанное и неосознанное, эмоциональное и рациональное. К социальным чувствам и эмоциям относятся и переживания, возникающие в результате деформации социальных отношений, например изоляции. Примером выступает состояние одиночества. Одиночество может быть и психологическим состоянием, и свойством. Для его измерения применяются различные шкалы [18]. Одним из проявлений общественного настроения являются состояния оптимизма и пессимизма, которые изучаются с помощью соответствующей шкалы, т. е. диагностики жизненной позиции личности (оптимизм-пессимизм) (Сборник психологических тестов.-Киев, 1992). В собственном смысле настроение измеряется посредством шкалы под названием «Оценка настроения». Для оценки эмоциональных состояний личности используется тест цветовых предпочтений Люшера, который заключается в ранжировании по предпочтению набора лишенных текстуры цветовых поверхностей (8 квадратиков из цветной бумаги). За каждым цветом закреплено символическое значение, поэтому психолог-практик расшифровывает и прочитывает полученную от испытуемого цветовую последовательность («раскладку») как некий текст о его эмоциональном состоянии. Синий (№ 1) - цвет покоя, погружения в медитацию. Зеленый (№ 2) - отражает степень волевого напряжения. Красный (№ 3) - цвет крови, символизирует возбуждение. Желтый (№ 4) - выражает возбужденное напряжение. Фиолетовый (№ 5) - индикатор психической и половой зрелости. Коричневый (№ 6) - символ примитивных чувств радости. Черный (№ 7) - символ кризисного состояния. Серый (№ 8) - нейтралитет, граница, отделяющая человека от каких-либо переживаний. Для диагностики самочувствия, активности и настроения используется методика «САН». Опросник состоит из 30 пар противоположных характеристик, по которым испытуемого просят оценить свое состояние. Каждая пара представляет собой шкалу, на которой испытуемый отмечает степень актуализации той или иной характеристики своего состояния [1]. Для оценки эмоциональных состояний используется метод экспертного визуального определения. Данная методика разработана на основе опыта психологической квалиметрии, которая представ- ляет собой оценку психологического качества, в данном случае количественную оценку эмоциональных состояний человека. Визуальная оценка эмоциональных состояний может быть более объективной при формализации комплекса основных внешнеэмо-циональных показателей, позволяющих судить о наличии у человека определенного эмоционального состояния. Скоординированное совместное наблюдение за эмоциональными состояниями обеспечивает более объективную их оценку, давая возможность количественной обработки результатов наблюдения отдельными экспертами. На основе показателей с наибольшими коэффициентами весомости (рот, глаза, брови, цвет лица, движение рук, дыхание и интонация высказываний) была построена таблица экспертной оценки эмоциональных состояний, которая состоит из пяти баллов, оценивающих 7 показателей эмоциональных состояний. Каждому баллу эмоционального состояния соответствует определенный набор показателей их содержания [36]. Способность к сопереживанию - эмпатия - отчасти социально обусловленная, отчасти генетически предопределенная черта личности. Для ее измерения используется опросник А. Меграбяна, состоящий из 83 вопросов. Степень согласия с каждым вопросом-утверждением оценивается испытуемым в регистрационном бланке по 9-балльной шкале (от - 4 до +4 с шагом в 1 балл). Опросник позволяет измерить следующие компоненты эмпатии: эмпатическую тенденцию, способность к сопереживанию, впечатлительность (Э); тенденцию к присоединению, способность к проявлению тепла, дружелюбия, поддержки (П); сенситивность к отвержению, соответственно способность к возникновению адекватного чувства вины, восприимчивость к критике в свой адрес (СО). Известны шкалы для определения тревоги (Спилберг, Тейлор), депрессии, невропатизации личности и т. п. Насилие как социально-психологическое явление имеет разные формы выражения, в том числе и на личностном уровне. В частности, оно выражается в агрессии. Под агрессивностью понимают свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, как правило, в области конфликтных отношений. Выделяют два типа агрессивных проявлений: а) мотивационная агрессия как самоценность; б) инструментальная - как средство. Наиболее часто для диагностики агрессии используют опросник Басса-Дарки, состоящий из 76 утверждений. Его авторы выделили следующие виды реакций: 1) физическую агрессию - использование физической силы против другого мира; 2) косвенную агрессию - окольным путем направленную на другое лицо; 3) раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость); 4) негативизм - оппозиционную манеру поведения (от пассивного сопротивления до активной борьбы); 5) обиду - зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия; 6) подозрительность - от недоверия до обвинения в том, что другие люди планируют совершение вреда; 7) вербальную агрессию - выражение негативных чувств через словесные реакции (крик, визг, проклятия, угрозы); 8) чувство вины - возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком [28]. Для диагностики агрессии используются проективные техники. Основным понятием в методике Сонди является понятие влечения, коренным образом определяющее поступки и поведение человека, его стремления, потребности. Физиологической и физической базой теории Сонди является генная теория. Исходя из того факта, что каждая потребность может определяться «своим» геном, он выделил 5 критериев для своей методики. 1. Специфическая генная обусловленность влечений, существование специфических генов влечений, которые функционируют как специфические источники энергии импульсивных стремлений и потребностей. Каждый ген имеет множественные вариации для своего проявления - от низших до сублимированных, но руководимые со стороны личности, 2. Полярность импульсивных стремлений и импульсивных потребностей, т.е. влечения базируются на антагонистических парах потребностей, а потребности - на антагонистических парах наследственно заданных стремлений. Одна часть этих стремлений имеет негуманную, другая - гуманную природу. 3. Напор (напряжение) влечений, величина которого зависит от величины тех генов, которые наследственно обусловливают потребность или влечение. 4. Физиологический и патопсихологический критерий влечений (физиологический обнаруживается у всех индивидов, патопсихологический характеризует экстремальность влечения). Поэтому психического больного можно определить как личность с патологией влечения. Распад и перестройка «Я» - особые формы защитных механизмов, посредством которых человек защищается от опасных импульсивных потребностей. Систему влечений нужно строить из пар антагонистических влечений, которые, с одной стороны, имеются у каждого индивида, с другой - точно согласуются с кругом патопсихологических, т.е. психиатрических наследственных, явлений. Поэтому и здоровые личности являются проводниками, носящими в ординарной дозе гены влечений, которые в двойной дозе проявляются как патология. Сонди выделяет 4 типа наследственных психических заболеваний: 1) шизоморфный (Sсh) - кататония и параноиды; 2) циркулярный (С) - мании и депрессии; 3) пароксизмальный (Р), или эпилептиформный; 4) патология сексуальных влечений (S) - гермафродизм, гомосексуализм, садизм, мазохизм. 5. Самостоятельное наследование: импульсивная потребность, о которой может идти речь, наследуется самостоятельно. Четырем типам наследственных психических заболеваний соответствуют четыре вектора влечений: 1) S-вектор: сексуальное влечение; 2) Р-вектор: пароксизмальное влечение, или влечение к внезапности своих поступков; 3) Sch-вектор: «Я»-влечение; 4) С-вектор: влечение к контакту. Каждый вектор имеет по две потребности, они же образуют круги наследственной психопатологии: 1) сексуальной патологии: гермафродизм и гомосексуальность, садизм; 2) пароксизмальной патологии: эпилепсия, истерия; 3) шизоморфной патологии: кататоническая шизофрения, параноидная шизофрения; 4) циркулярной патологии: депрессия, мания [27]. Диагностировать кризисные состояния личности можно при условии организации телефона доверия. Принципы организации и порядок работы телефона доверия раскрыты в «Рабочей книге школьного психолога» (под ред. И.В.Дубровиной. - М., 1991. -С. 216-234). Таким образом, можно сделать вывод, что для изучения каждой из социально-психологических характеристик личности существует адекватная диагностическая методика. Это важно и для организации обучения специалистов из числа социальных психологов, и для их профессиональной деятельности в повседневной практике.
|