Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И отношений
Определенная связь отмечается между смысловой сферой и когнитивными, а также «Я-характеристиками» личности. Наиболее интегральной характеристикой когнитивной сферы личности является «Я-концепция», т. е. зеркальное «Я». «Я-концепция» формируется под влиянием различных факторов. Особенно важную роль при этом играет общение со значимыми другими, которые в принципе и определяют представление человека о самом себе. Различают «Я» наличное, «Я» желаемое, «Я» представляемое. В середине XX в. возник целый класс теорий когнитивного соответствия. Их основная идея в том, что когнитивная структура не может быть несбалансированной, дисгармоничной; если же обнаруживается дисбаланс, немедленно возникает тенденция изменить это состояние и восстановить внутреннее соответствие. Изучая восприятие человеком социальных объектов, ученые вышли на проблему баланса. Они заметили, что люди воспринимают эти объекты как нечто целое, и именно по отношению к целому возникают определенные чувства. При этом важно, чтобы отношение к целому и чувства не противоречили друг другу. В модели сбалансированного восприятия выделяются целостности РОХ: Ρ - личность субъекта; О - другой человек; X - любой объект. Одна из важнейших в истории социальной психологии - теория когнитивного диссонанса Л. Фесталгера, которая фиксирует внимание на случаях нарушения соответствия. Жизненная важность для субъекта быть принятым другими людьми отражается в самоотношении, основой которого становится потребность в самоактуализации. Существуют нестандартизированные самоотчеты, характеризующие отношение испытуемого к самому себе в различных сферах. Примером нестандартизированного самоотчета является тест «Кто я?». Испытуемого просят в течение 12 мин дать 20 различных ответов на вопрос «Кто я?». Ответы даются спонтанно, непоследовательно, а затем обрабатываются с помощью контент-анализа. Самоотношение понимается как выражение смысла «Я» для личности (В.В. Столин). Для измерения самоотношения отобрано 9 измерений (модальностей), которые наиболее существенно характеризуют самоотношение в адрес «Я»: 1) осознанность «Я»; 2) самоуважение и уверенность в себе; 3) саморуководство и последовательность «Я»; 4) ожидаемое отношение других; 5) безусловное самоприятие; 6) переживание ценностей собственной личности; 7) чувство привязанности к своему «Я»; 8) непонимание себя, переживание конфликтности «Я»; 9) чувство самообвинения. Испытуемому предъявляется тестовый буклет и бланк ответов, где значатся два варианта ответов: «согласен» - «не согласен». Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль. Существует два типа такой локализации: интераль-ный (внутренний) и экстернальный (внешний). Имеется связь между данными свойствами личности и характеристиками «Я». Для исследования локуса контроля применяется шкала Дж. Рот-тера или метод исследования уровня субъективного контроля (последний является вариантом шкалы Дж. Роттера) [18]. Самооценка личности изучается с помощью различных шкал [25], в том числе шкалы личностного дифференциала. Последний позволяет изучить самооценку личности, ее самосознание [18]. Важное значение для изучение не только ментального пространства, но и когнитивной сферы (впрочем, разделить их можно только условно) личности имеет психологический подход, активно развиваемый В. Ф. Петренко [22]. В этом контексте интерес представляет методика репертуарных решеток. Важное значение имеет диагностика уверенности в себе как устойчивого позитивного отношения личности к собственным навыкам, умениям и способностям (А. Фарелл и др.).
|