![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дети с нарушением интеллекта
При анализе результатов тестов на доминантность полушарий здоровых учащихся 7-10 лет, как мальчиков, так и девочек, отмечалось отчетливое превалирование левого полушария (в 72, 7 и 80% соответственно). У школьников с нарушением умственного развития (в лег кой степени) выявились отчетливые различия как по сравнению со здоровыми детьми, так и между мальчиками и девочками в своей труп пе. Так, среди обследованных умственно отсталых мальчиков доминирование левого полушария наблюдали в 39, 1% случаев, правого в 52, 2%, отсутствие выраженной доминантное — в 8, 7%. Следовательно, по сравнению с нормой почти в 2 раза было снижено количество «левополушарных» мальчиков, а «правополушарных» — напротив, увеличено в 2 раза. Среди умственно отсталых девочек различим по сравнению с нормой были выражены в меньшей степени. Так, число «левополушарных» девочек составляло 64, 5% по сравнению с 80 < в и норме, а также отмечалось 21, 3% амбидекстров. Усреднение показателей произвольного и непроизвольного зрительного запоминания показало отчетливую тенденцию снижения по сравнению с нормой функциональной активности левого полушария у умственно отсталых школьников, как мальчиков, так и девочек. Это выражалось в достоверном уменьшении показателей произвольной зрительной памяти у детей с нарушением интеллекта по сравнению с их здоровыми сверстниками (табл. 1). Выраженная недостаточность выявлена у умственно отсталых школьников при исследовании слухоречевой памяти. Усредненные «кривые заучивания» слов этих детей имели более низкие значения по сравнению со здоровыми детьми как среди мальчиков, так и среди девочек. Исследование структуры процесса заучивания слов показало ее существенные различия в группах детей с нормальным и нарушенным интеллектуальным развитием. Таблица 1. Состояния произвольной и непроизвольной памяти у школьников с нарушением интеллекта (М ± т)
При анализе «кривых заучивания» мы исходили из классификации А, Р. Лурия [10] и разделили их на 4 типа: I — соответствующие норме; II —ригидные, т. е. с замедленным темпом запоминания: III — истощающиеся, т. е. с выраженными признаками снижения числа воспроизводимых слов по мере их повторения; IV — типа «плато», т. е. таких, и которых по мере повторения число воспроизводимых слов не растет, * остается неизменным (причем ребенок инертно повторяет одни и те же слова). Анализ «кривых заучивания» показал, что у школьников 7-10 лет с нормальным интеллектуальным развитием преобладают кривые, соответствующие норме (как у мальчиков, так и у девочек — в 81, 8 и 73, 3% соответственно). В небольшом числе случаев (в 18, 2% — у мальчиков К и 26, 7% — у девочек) наблюдаются ригидные кривые. У умственно отсталых школьников кривые, соответствующие норме, выявлялись только в единичных случаях (в 8, 7% — у мальчиков и в 14, 3% — у девочек). В подавляющем большинстве случаев динамика процесса заучивания у этой группы детей является нарушенной. Помимо ригидных кривых у них встречались кривые с более грубыми изменениями — -«истощающиеся» (в 34, 8 и 42, 8% случаев соответственно среди мальчиков и девочек) и по типу «плато» (17, 4 и 21, 5%). Последние типы «кривых заучивания» имеют место при нарушении функций ассоциативных структур мозга, в основном лобных зон [ 10, 19].
|