Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Личность, общение, поведение детей с задержкой психического развития
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ* Г.В. Грибанова(Дефектология.1986., №5.с.13-20) В последние десятилетия изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) приобретает все более широкие масштабы в нашей стране и за рубежом (Власова Т. А. и Певзнер М. С., Лубовский В. И., Никашина Н. А., ЦыпинаН. А., Лебединская К. С., Лебединский В. В., Марковская И. Ф., ТvекоЫауа Ь., Вепоег Ь., Веn1ег Е., \Уепйег Р. Н., СогЬоz К. 3. и др.). Актуальность этой проблемы обусловлена в первую очередь вопросами, возникающими при обучении этих детей. Классификация задержек психического развития, предложенная М. С. Певзнер (1971) и К. С. Лебединской (1980, 1983), позволяет дифференцировать таких детей в зависимости от возможностей обучения на две категории: часть из них способны к обучению в массовой школе; дети, имеющие более I выраженную задержку развития церебрально-органического генеза, подлежат обучению в специальной школе. Подготовка к открытию и начало деятельности этих школ повлекли за собой ряд исследований, как правило отражающих состояние познавательной деятельности детей с ЗПР (Лубовский И. В., Никашина Н. А, Егорова Т. В., Подобед В. Л., Дунаева 3. М., Насонова В. И., ШаумаровГ. Б., ЦыпинаН. А., ТригерР.Д., Шевченко С. Г., Капустина Г. М., Марковская И. Ф.). Познавательную деятельность детей этой категории изучали многие зарубежные авторы — А. Р. КаКегЬоег, Е. Вег§ег, Р. Сегдег, В. Сарепа. Важная роль отводилась изучению отдельных психических функций, знаний и некоторых навыков и умений у старших дошкольников и младших школьников. В меньшей степени в литературе отражены особенности эмоционально-волевого и личностного развития (ВласоваТ. А., Певзнер М. С., I Кулагина И. Ю., Белопольская Н. Л., Кузнецова Л. В., Солдатова Н. А., Со11ш'(2 О. и др.). Особенно это относится к подростковому периоду — одному из важнейших возрастных этапов школьного детства. Ряд аи торов (Палладий В. Ф. иДееваГ. А.) выявляют у многих старшеклассников специальной школы для детей с ЗПР отклонения в поведении и ставят вопрос о необходимости разработки адекватных методов трудового обучения и профориентации как важного средства предупреждения нарушений поведения. В то же время вопросы формирования личности подростка с ЗПР, наиболее актуальные для этого периода, слабо представлены в современных исследованиях. В связи с этим задачей нашей работы было изучение особенностей формирования личности подростка с ЗПР. В философской и психологической литературе нет единого подхода к понятию «личность». Для нашего исследования наиболее актуальной стороной многочисленных определений личности является ее психологическая сущность, основу которой составляет самосознание. Л. С. Выготский писал: «То же, что принято обычно называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека... Личный характер приобретают психологические акты только на основе самосознания личности и на основе овладения ими» ([3], с. 488). Умение посмотреть на себя со стороны, выразить отношение к своему поведению и деятельности, оценить их (самооценка) и проконтролировать (самоконтроль), изменить или сохранить прежние формы поведения и деятельности (саморегулянии) в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних установок и т. п. — это и есть составляющие самосознания и личности. Наше исследование предполагало сравнение личностных особенностей подростков 13-16 лет с ЗПР, обучающихся в специальной и в массовой школах (группы по 50 человек). Для дифференциации возрастных особенностей от симптоматики, связанной с самой задержкой психического развития, изучались нормально развивающиеся подростки того же возраста, обучающиеся в массовой школе (также 50 человек). «Все они обследовались с помощью одной из наиболее универсальных личностных методик — методики многостороннего исследования личности (ММР1) [1]. При математической обработке результатов выполнения методики ММР1 были получены числовые показатели, соответствующие 13 шкалам профиля структуры личности', по которым были вычислены средние значения для каждой группы подростков. 1 Код профиля структуры личности складывается из номеров и буквенных обозначений шкал, располагающихся в порядке убывания: от самых высоко расположенных до самых низких. I,, р, К — оценочные шкалы, определяющие достоверность результами При интерпретации полученных результатов учитывались не столько абсолютные значения по отдельным шкалам, сколько их соотношение в профиле структуры личности2. Для уточнения роли повышения и понижения показателей по отдельным шкалам личностных, профилей определенное значение имела дополнительная информация, полученная из педагогических характеристик, бесед с родителями и подростками и используемая для иллюстрации личностных особенностей, выявленных с помощью опросника ММР1.
|