![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Дети с нарушением речевого развития
Были обследованы дети со следующими диагнозами, выставленными ПМПК: наиболее часто (в 75% случаев) фигурировало «общее недоразвитие речи» (II уровня, чаще всего у детей с дизартрией, в отдельных случаях — с дислалией, заиканием и сенсорной алалией. Диагноз «моторная алалия» встречался в 8, 3%. стертая дизартрия — в 12, 4%, ринолалия — у 2 детей. Лишь у одного ребенка характер дизартрии был уточненным — спастически-гиперкинетический. У детей с речевой патологией из I класса в 57, 1% выявлялось доминирование левого полушария, в 28% — правого и 14, 3% — амбидекстрия. Во II классе увеличивалось число детей с доминированием левого Полушария — до 63, 7%, однако оно оставалось меньшим по сравнению с детьми I класса массовой школы. Таким образом, у детей с речевой патологией I—II классов по сравнению со здоровыми детьми выявляются нарушения межполушарных взаимоотношений. Это выражается в снижении в 1, 4 раза (р < 0, 05) среди них числа детей с ведущим левым полушарием. Исследование различных видов памяти показало, что у здоровых детей наибольший объем запоминания отмечается при поступлении информации через зрительный анализатор, затем через двигательный и слуховой. Однако разница между ними несущественна (р < 0, 05) У детей I класса с речевой патологией снижен объем всех видов памяти по сравнению со здоровыми детьми (особенно слухоречевой, р < 0, 05). Ко II классу у детей с нарушением речи показатели различных видов памяти возрастают, но не достигают тех значений, что отмечаются у здоровых школьников I класса. В большей мере это касается слухо- речевой памяти. Итак, как и у детей с нарушением умственного развития, у школьников I—II классов с речевой патологией самые низкие показатели памяти отмечались при запоминании слухоречевой информации. Динамика заучивания слов также существенно отличалась от таковой у здоровых детей. Если у здоровых детей I класса характер «кривых заучивания» соответствует норме в 76, 3% случаев, то в I классе речевой] школы — только в 36, 4%, в 45, 4% случаев он соответствовал ригидному типу, кривых типа «плато» (как это имеет место при поражении лобных структур мозга) [10]. С возрастом (ко II классу) у детей с речевой патологией увеличивается число «кривых заучивания», соответствующих норме, до 60%, однако у 40% они еще имеют патологический характер. Анализ выполнения другого задания — запоминания короткого рас сказа — показал следующее. Для здоровых детей 7-8 лет это задание не представляло никакой трудностей, 96% из них давали почти дословный пересказ, и лишь 4% детей отвечали по наводящим вопросам. Ученики I класса речевой школы могли дать самостоятельный рассказ только в 54, 6% случаев, 27, 3% из них понимали смысл и отвечали на вопросы, а 18, 1% — не могли справиться с заданием. Во II классе уже 80% детей могли самостоятельно пересказать содержание рассказа, од нако 20% передавали смысл текста только по наводящим вопросам.
|