![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и виды бухгалтерских документов
В Советском энциклопедическом словаре (гл. ред. А.М. Прохоров; ред. кол.: А.А. Гусев и др.- изд. 4-е. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987) на с. 404 дано следующее понятие документа: «Документ (от лат. Documentum – свидетельство), материальный носитель данных (бумага, кино- и фотопленка, магнитная лента и т.д.) с записанной на нем информацией, предназначенной для ее передачи во времени и пространстве. Документы могут содержать тексты, изображения, звуки и т.д. В узком смысле – деловая бумага, юридически подтверждающая какой-либо факт или право на что-то». С правовой точки зрения документ является одним из видов материальных носителей зафиксированной в нем информации, имеющей значение для принятия организационных, управленческих, правовых, поисковых и познавательных решений. Особенности документа определяются следующими обстоятельствами: · документ всегда представляет собой результат целенаправленной деятельности человека, следовательно, в нём остаются специфические следы этой деятельности конкретного человека; · данная деятельность связана с регистрацией, фиксацией какого-либо реально прошедшего, существующего факта, события, действия или определенных сведений о чем-то, а иногда и то и другое вместе; · осуществляются эти действия различными способами с помощью специальных знаний, навыков, умений и доступных технических средств; · регистрация (фиксация) отражаемого факта, события осуществляется на специально изготовленном, пригодном для этих целей материале (бумага, электронные носители информации и т.д.). Информация, зафиксированная в документе, предназначена для передачи, распространения во времени и пространстве, использование в различных целях. В большом бухгалтерском словаре (под ред. А.Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 1999. – 574 с.) на с.95 дано следующее определение бухгалтерского документа: «Письменное свидетельство (доказательство) факта совершения хозяйственной операции или право на ее совершение. Бухгалтерские документы, как правило, составляются по установленным формам на бланках, отпечатанных типографским способом». Следовательно, исходя из требований бухгалтерского законодательства, единственным основанием для регистрации хозяйственной операции в бухгалтерском учете являются первичные учетные документы – письменное свидетельство о совершении той или иной хозяйственной операции в соответствии с требованиями законодательства. С помощью первичных документов впервые регистрируется данная хозяйственная операция. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» в ст. 9 «Первичные учетные документы» определяет следующее: факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу, который составляется ответственным исполнителем, совместно с другими участниками операции. Далее в той же статье говорится о том, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. В соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 15.10.2001 г. № 1493 (НРПА РБ. 2001. № 5/9193) все субъекты хозяйствования должны перейти на использование унифицированных форм первичной учетной документации по формам, которые находятся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Этим же постановлением предписывалось республиканским органам управления до 01.12.2001 г. утвердить альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, их электронные версии для соответствующих видов деятельности и отраслей экономики и до 01.01.2002 г. по одному экземпляру этих альбомов представить в Министерство финансов, Министерство экономики, Министерство статистики и анализа, Министерство труда и социальной защиты, Министерство по налогам и сборам. Далее этим же постановлением обязывались юридические лица, независимо от формы собственности, и индивидуальные предприниматели применять с 1.01.2002 г. альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, регистров бухгалтерского учета и их электронные версии для соответствующих видов деятельности и отраслей экономики, если иной порядок ведения бухгалтерского учета не установлен законодательством. Выполняя Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.04.1999 г. № 620 (НРПА РБ 1999. № 38.5/744) в части государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государстве, а также разработки и утверждения типовых унифицированных форм первичной учетной документации, Министерство финансов Республики Беларусь своим Постановлением от 19.04.2001 г. № 43 «Об утверждении бланков унифицированных форм первичной учетной документации» утверждает бланки унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, в дальнейшем разрабатываются и утверждаются другие бланки. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» ст. 9 и Указ Президента Республики Беларусь от 15 марта 2011 года № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов» п. 1.4 указывают на то, что если используются первичные учетные документы, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, то эти документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: · наименование, номер документа, дату и место его составления; · содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях; · должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи, позволяющие однозначно идентифицировать участников хозяйственной операции. Кроме того, указанный закон позволяет в зависимости от характера хозяйственной операции и системы обработки данных в первичные учетные документы вносить дополнительные реквизиты, и указывает на то, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операций, а если это не представляется возможным, то непосредственно после ее совершения. Что касается вопроса исправления и стирания записей в первичных учетных документах, Закон «О бухгалтерском учете и отчетности» регулирует в ст. 9 и в частности: «В первичных учетных документах стирание записей и не оговоренные исправления не допускаются. Неправильные записи в первичных учетных документах исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных. Внесение исправления в кассовые и банковские документы не допускается». Кроме того, по сложившейся практике исправления, в первичных документах подтверждаются подписью лица, составлявшего этот документ и вносившего исправления. Первичные учетные документы составляются на белорусском или русском языке, а если эти документы составлены на других языках, то Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» обязывает, чтобы эти документы имели подстрочечный перевод на белорусский или русский язык. Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» определяет, что первичные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. А если первичные учетные документы составлены на машинных носителях информации, то организация обязана изготовить за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов экономического контроля и правоохранительных. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, согласовывается с главным бухгалтером организации и утверждается руководителем этой организации. Но документы, которые связаны с оформлением хозяйственных операций по поступлению или выплате денежных средств, подписываются руководителем и главным бухгалтером организации или уполномоченными на то лицами (ст. 9 Закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности»). Должностные лица, ответственные за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления в первичных учетных документах, составляющие и подписавшие эти документы, обеспечивают своевременное оформление и передачу в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете и достоверность информации в них. Учитывая особую роль первичных учетных документов в процессе формирования бухгалтерского учета, Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» предъявляет особые требования к порядку оформления и содержания информации в этих документах, так как от их качества зависит достоверность бухгалтерского учета и отчетности, своевременность и законность управленческих решений.
|