![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Власов М.И.Стр 1 из 7Следующая ⇒
Основы дефектологии
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВЫ ДЕФЕКТОЛОГИИ для студентов пециальности: 7.01010601 с Утверждена на заседании кафедры «___» ______ протокол № __
Зав. кафедрой __________ Редькина Л.И.
Преподаватель: ст.преподаватель Власов М.И. Ялта, 2011
Пояснительная записка. Программа курса «Основы дефектологии» предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Практическая психология». Основной целью содержания курса является изучение теоретических и прикладных аспектов нарушенного развития, имеющего как врожденную, так и приобретенную этиологию возникновения. Структура программы включает три основных раздела: 1. Введение. 2. Психологические особенности в картине отдельных нарушении развития у детей 3. Виды специальных учебно-воспитательных учреждений Материал излагается в достаточно традиционной для данного курса систематике и предполагает установление междисциплинарных связей с циклами клинических и педагогических дисциплин. Наиболее отчетливо это прослеживается при рассмотрении вопросов отграничения сходных состояний, классификации дизонтогений детского развития, социальной адаптации детей с нарушениями развития. Логика построения лекционного и практического материала ориентирована также на научно-методическую представленность дисциплины в учебной литературе. Снижение экономического уровня жизни, ухудшение экологической обстановки привело к резкому снижению физического и психического здоровья нации. Так, по данным за 1995 г. в 1-11 классах массовых школ только 8, 5% детей можно признать гармонически развитыми. Практически здоровых (не имеющих отклонений в здоровье) - 25 -30%. У 40-45% детей выявлены отклонения на уровне функциональных расстройств, которые при неблагоприятных условиях могут привести к серьезным заболеваниям. Все это приводит к возникновению аномалий физического и психического развития (слепота, глухота, умственная отсталость, речевые нарушения и т.д.), обедняющих возможность участия личности в социальной жизни, производстве и значительно усложняющих ее обучение и воспитание. Воспитание и обучение аномальных детей входит составной частью в единую государственную систему образования. Научно обоснованная современная система специального образования решает как единые с общеобразовательной массовой школой, так и специфические задачи, заключающиеся в создании благоприятных условий коррекции аномального развития ребенка. Дети с психофизическими нарушениями в Украине составляют не менее 4, 5% от общего количества населения, причем эта цифра неуклонно растет, а 2, 5% таких детей обучаются в общеобразовательной школе. Курс " Основы дефектологии " направлен на подготовку студентов педагогических факультетов высших учебных заведений недефектологического профиля к работе с детьми, имеющими дефекты развития, квалифицированному выявлению аномальных детей с последующим направлением их через медико-педагогические комиссии в соответствующие специальные заведения. Предполагается изучение наиболее распространенных детских аномалий (нарушений интеллектуальной и речевой деятельности, слухового и зрительного анализаторов), комплексных дефектов развития, других дефектов развития (нарушений опорно-двигательного аппарата, психопатических форм поведения). Анализируются причины возникновения, особенности, способы выявления и коррекции различных видов аномалий. В результате изучения курса студенты должны знать: - основные аномалии развития; - причины их возникновения; - классификации различных групп аномальных детей; - структуру дефекта и особенности отклонений в развитии психики таких детей; - основы дифференциальной диагностики; - особенности содержания, форм, приемов и методов обучения и воспитания детей каждой группы; студенты должны уметь: - выявлять детей, имеющих отклонения в развитии; - на ранних этапах выявлять причины, вызывающие трудности в образовании воспитанников массовых учебно-воспитательных учреждений; -давать рекомендации родителям таких детей по вопросам обучения и воспитания.
|