Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
О вреде курильщиков
Горит земля. Огня не видно, он где-то в глубине. Дым напоминает гарь пожаров на торфяных полях. Сизый, едкий. В дыму корчатся и беспомощно сворачиваются еще только вчера сиявшие бирюзой рослые стебли травы. Дымящееся пятно еще совсем мало, не более метра в диаметре. А трава вокруг по-прежнему свежа. Неужели же и она перестанет существовать, эти нежные живые стебельки превратятся в горстку золы? Дым уже готовит для огня новые позиции, расползается молочным облаком, из которого пока еще выглядывают кончики зеленых стебельков.
Затушить огонь! Затоптать, пока еще он не сожрал весь зеленый газон! Увы, подручными (вернее, подножными) средствами с ним, видимо, не справиться. Уже жжет ноги через подошвы ботинок, а обожженная земля все еще продолжает источать хоть и существенно ослабевший, но так и не покорившийся до конца дымок. Обидно, но не вызывать же из-за пожара на зеленом газоне пожарную команду. Тем более, что такие " зеленые пожары" в Чернобыле не редкость, а скорее, система.
Улица Кирова - вторая по значимости улица в Чернобыле, на ней проживает подавляющее большинство всего вахтового населения города. Это и чернобыльский " бродвей". Еще совсем недавно вид его был, мягко выражаясь, не очень привлекательным. Весь плодородный слой почвы при дезактивации был удален. Голый, грязноватый песок, усыпанный, как основательно " освоенный" пляж, окурками, спичками, папиросными и спичечными коробками. Весной здесь хорошо потрудились: песок покрыли торфяной крошкой, засеяли травой. И земля, словно истосковавшись о красивых нарядах, покрылась сияющим бирюзовым ковриком. Радость-то какая! Идешь после работы по улице и любуешься ее возрожденной красотой.
А теперь вот, то в одном, то в другом месте появились плешины грязно пепельного цвета. Многие из них достигли приличных размеров: метров до десяти в диаметре. Они как уродливые следы оспы на красивом, молодом лице. Это следы болезни, скорее, даже эпидемии. И не нужно проводить каких-то анализов, чтобы установить ее причину, найти " бациллоносителей". Уже на этих «свеженьких» плешинах появились явные подтверждения причин " эпидемии", эти разнокалиберные " бациллы": окурки, спички и другие аксессуары курильщиков.
Нет, я не собираюсь опять говорить о вреде курения. Человека, вознамерившегося искалечить себя, трудно остановить. Об этом уже и говорить-то надоело: одни слова и что-то вроде активного " бега на месте". Шума много, а толку нет. Но вот о вреде курильщиков стоило бы говорить поосновательнее и почаще.
Ну как, например, объяснить «хозяину» того или иного кабинета, что это не только его кабинет, но и тех, кто в нем вынужден появляться? И что курить в этом общественном, подчеркиваю, общественном месте категорически... не прилично? Что уже само это свидетельствует о моральной деградации такого " хозяина". Скажи ему об этом, не поймет ведь, обидится даже.
А эта банальная ситуация. Вопрос: " Вы не будете возражать, если я закурю? " Вежливо вроде все, а уже папироса в зубах и спичка наготове. Дальше, как говорится, дело техники. И это хамство, а как его иначе можно назвать, зиждется на отсутствии именно этого хамства у присутствующих. Ничего себе cитуация! Значат мы своей пассивной, слишком осторожной воспитанностью поднимаем на пьедестал этого и других хамов!
Идешь по улице, наслаждаешься свежим воздухом. И вдруг... попадаешь в облако дыма: это кто-то из любителей никотина тоже вышел " подышать свежим воздухом". И ведь что удивительно: он вроде как один на всей улице, нет вокруг него никого, с кем он должен был бы считаться. Читал я где-то, что в древнем Риме в присутствии раба можно было делать все, что человеку придет в голову. Вот и докатились мы до позиции того раба, даже возмутиться у нас не хватает духу! А ему только это и нужно. Значит и его тоже мы воспитали!
Уверен, что и такая ситуация ни у кого из читателей не вызовет удивленной реакции. Идет пара, прогуливаются, о чем-то увлеченно беседуют. И впрямь влюбленные: очень уж предупредительны и добры друг к другу. Вот парень наклонился и что-то, видимо, очень сокровенное шепчет ей на ухо. Он так спешил сказать своей милой что-то очень важное, что даже дым от сигареты не успел " испустить" куда-нибудь в сторону, так и обкуривает табачным дымом свою милую спутницу. А она? Хоть бы поморщилась. Видно не привыкать ей к этим " нежностям". Кто знает, может, этот парень и впрямь влюблен в свою спутницу. Но это ничуть не мешает ему обкуривать её, вынуждая и её вдыхать его любимый никотин. А ведь известно, что " пассивное курение" приносят еще больший вред человеку, чем активное. Не этим ли объясняется бурный рост числа курящих девиц? Решили из двух зол избрать наименьшее, то есть закурили сами. Курильщикам же кавалерам будто бы и невдомёк, что для женского организма любая форма курения непоправимо вредна. В этом - еще одна форма эгоизма курильщиков: болен сам, так пусть и все остальные, включая и близких, даже очень близких людей, тоже болеют.
Курильщик -- это не просто человек, привыкший к курению. Это уже своя психология, свое воспитание, своё отношение к людям. И напрасно вы будете взывать к отдельному курильщику, к его совести, требовать от него уважения к себе и к окружающим. Почему, собственно, он должен быть иным, не таким, как все его сотоварищи по клану? И отсутствие культуры, уважения к людям, даже к женщинам и детям -- это не его личные недостатки, это черты его клана.
Эти выжженные пятна-плешины в нашей родной и, увы, единственной, незаменимой и невосполнимой природе могли бы стать символом этого клана.
Уродливые плешины -- признаки захватывающей нас " эпидемии" не только самоотравления, но и отравления всех окружающих и всего окружающего. И если курильщики уже давно перестали замечать нас, некурящих, то ведь с природой так просто не разделаешься. Природа при всей своей доброте и кажущейся покладистости жестоко мстит за неуважение к себе.
И все же, неужели ни у кого из " создателей" этих образчиков выжженной пустыни ничего не шелохнулось в душе при виде последствий своего хамства, своего варварства? Ну хоть у кого-нибудь? Увы, судя по тому, сколь быстро выжженные плеши вновь покрылись " курительным мусором", в большинстве этих просмоленных и покрытых копотью душ так ничего и не пошевелилось.
А сколько же мы будем терпеть это хамское к себе отношение? Это полнейшее безразличие клана курильщиков ко всем нам, простым смертным, ко всему окружающему? Может быть хватит говорить только о том, что бедные курильщики вредят себе, своему здоровью. Может быть стоит наконец-то твердо заявить, что курильщики вредят нам? И с этих позиций решать, как к ним относиться!
г.Чернобыль, июль 1988г.
|