Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Юрист как руководитель. Основные стили руководства
Будучи должностным лицом, осуществляя руководство коллективом (группой), юрист выступает как управленец, то есть функционирует линия взаимоотношений: «руководитель — подчиненный». Эффективное руководство юриста как должностного лица зависит от подбора и расстановки кадров, умения работать с людьми: 1) распределять функции между подчиненными, делегиро 2) использовать разнообразные способы для включения ра 3) вырабатывать чувство ответственности у подчиненных Ошибки в комплектовании личного состава приводят к снижению эффективности решения юридического дела, его результативности. Раздел V Профессионально-правовая культура юриста Руководитель организует деятельность коллектива, ориентирует его на выполнение законов соответственно со служебными полномочиями, принимает управленческие решения, контролирует их выполнение, имеет собственные обязанности и права, несет персональную ответственность за ведение юридического дела и др. Руководитель должен отвечать конкретным требованиям, брать на себя функции управления, иметь определенный стиль руководства. Он взаимодействует с рабочей (формальной) группой, с лицами, которые объединены внутри данной организации на определенной формальной основе (соответственно официальному должностному положению). Результаты работы такой группы зависят от методов руководства группой со стороны руководителя, совокупности практических приемов его поведения и отношений с подчиненными в процессе управления, которые определяют стиль руководства. От стиля управления руководителя зависит психологический и деловой климат в коллективе. Основой взаимоотношения руководителя и сотрудников должно быть доверие. Эффективность работы подчиненного существенно зависит от доверия и готовности руководителя ценить его помощь. «Взаимное доверие — общая основа передачи части своих полномочий», — подчеркивается в американском «Курсе для высшего управленческого персонала». Стиль руководства — это определенная система постоянно применяемых методов руководства, рабочих приемов поведения руководителя и его отношений с подчиненными в процессе управления (в разработке и принятии решений, организации их выполнения и контроля). Типичные черты индивидуальных стилей руководства можно объединить в три наиболее общих, представляющих собой деятельность руководителя и его аппарата, стиля, когда «управленческий» почерк отдельного руководителя становится определяющим для его аппарата и всей группы. Раздел V Профессионально-правовая культура юриста Основные общие стили руководства (группы основных видов руководства): — авторитарный (директивный, автократический); — демократический (коллегиальный); — либеральный (попустительский) Авторитарный стиль руководства характеризуется четким проявлением личности руководителя, концентрацией власти в его руках, формальным отношением между руководителем и сотрудниками. При авторитарном стиле руководитель: 1) 3) 4) 5) вмешивается в рассмотрение большинства вопросов; проявляет личную активность и самостоятельность в ре- дает указания повелительным тоном, тоном команд за- как правило, не принимает во внимание мнение сотрудни осуществляет всеохватывающий контроль и мелочную Такое поведение руководителя порождает неустойчивость группы, тайное несогласие или безразличие относительно решений руководителя, неудовлетворенность своим положением в связи с невостребованностью способностей, сокрытие информации, необходимой для качественного выполнения работы. Даже в случае наличия позитивных элементов у руководителя (глубокое знание дела, умение прогнозировать возможные последствия принятых решений, строгая субординация, четкая дисциплина, ответственность) стиль такого руководства приводит к негативным последствиям: превращает сотрудника в винтик административной машины, подавляет его профессионально-правовую инициативу. Разумеется, все это отрицательно сказывается на результатах юридического дела. Нельзя не отметить, что в некоторых экстремальных ситуациях, ориентированных на выполнение глобальной задачи, авторитарный (особенно благосклонно-авторитарный, применяемый в отношении высокообразованных подчиненных) стиль Раздел V Профессионально-правовая культура юриста руководства может сыграть положительную роль (задержание вооруженного преступника, погашение пожара и др.), поэтому его нецелесообразно исключать повсеместно. Руководитель, как правило, вынужден применять авторитарный стиль в двух случаях: 1) профессионализм руководителя ниже общей и профес 2) руководимая группа имеет низкую общую и профессио В первом и втором случаях авторитарный стиль руководства является следствием плохой расстановки кадров. Либеральный стиль руководства характеризуется наименьшей степенью проявления власти и личного влияния руководителя, основывается на полном доверии к исполнителям, на их самостоятельных действиях в пределах своих полномочий, невмешательстве в дела подчиненных.
Либеральный стиль руководства заключается в том, что
считает подчиненных равными партнерами в процессе доверяет своим подчиненным, может принять решение, не демонстрирует своей власти в процессе рассмотрения Раздел V Профессионально-правовая культура юриста
Разумеется, либеральный стиль руководства имеет положительные черты, однако в конечном итоге он приводит к нездоровому соперничеству в группе и неэффективен. Его особенностью является ожидание указаний сверху, отсутствие инициатив. Этот стиль руководства в чистом виде встречается редко. Слабость волевых качеств личности как руководителя является характерной их чертой. Группы, руководимые либералами, как правило, расформировываются. Демократический стиль руководства — наиболее распространенный, поскольку он способствует реализации более совершенной формы организации юридической деятельности, где руководитель и коллектив строят свои отношения на доверии, сотрудничестве и сопереживании за порученное дело, где учитываются возможности подчиненных и имеет место терпимое отношение к их недостаткам. Демократический стиль руководства занимает промежуточное место между авторитарным и либеральным и вбирает позитивные качества обоих. В коллективе с демократическим стилем руководства устанавливается атмосфера взаимопонимания, здоровый психологический климат.
При наличии ряда позитивных моментов и их преобладании демократический стиль руководства не лишен недостатков. Основные недостатки демократического стиля руководства: — низкая оперативность обмена информацией и принятия — стремление ряда руководителей избежать ответствен Раздел V Профессионально-правовая культу pa юриста 235 Ни один из приведенных стилей руководства (авторитарный, либеральный, демократический) не является универсальным. Мудрость руководителя состоит в том, что он анализирует и учитывает ситуацию, в соответствии с которой определяет курс действия. Оптимальным является так называемый «адаптивный» стиль руководства. Он выражается в адаптации руководителя к определенной ситуации, к решению конкретного юридического дела. Его адаптивность состоит в том, что, соединяя положительные черты указанных стилей, он использует избирательно тот из них, который наиболее подходит к конкретному случаю. Адаптивный стиль позволяет повысить эффективность руководства и психологическую совместимость руководителя с коллективом следующими путями: 1) переформированием группы; 2) перепроектированием задач, что способствует более 3) модифицированием должностных полномочий с согла Иногда классифицируют стиль руководства по наклонности руководителя или (1) к юридической работе, или (2) к работе коллектива: (1) руководитель учитывает, прежде всего, интересы юри (2) руководитель отдает предпочтение работе с коллекти Возникает вопрос, какому из этих двух вариантов стиля руководства следует отдать предпочтение. Ответ не может быть простым, поскольку он зависит от положения дел в юридической практике и коллективе, профессионализма кадров, степени их ответственности и др. Постоянная зависимость стиля руководства и производительности труда здесь не просматривается. Раздел V. Профессионально-правовая культура юриста 5.9. Компетентность как показатель профессионального мастерства юриста Показателем профессиональной практической деятельности юриста-специалиста, его мастерства служит компетентность в той области юридической практики, где он работает. Термин «компетенция» (принадлежность по праву) применяется к государственному органу, а «компетентность» (способность, осведомленность, авторитетность в какой-либо области) — к должностному лицу. Компетенция государственного органа означает закрепленный законом или иным нормативным актом объем властных полномочий (прав и обязанностей), ответственности за их профессиональное осуществление соответственно предмету ведения (функций и задач). Устанавливая компетенцию каждого из органов, государство производит не только «разделение труда» между ними, но и разделение государственно-властных полномочий. Например, у милиции много прав и обязанностей, но один предмет ведения — охрана общественного порядка. Компетентность юриста как должностного лица — это способность осуществлять закрепленный законом и иным нормативным актом объем властных полномочий (прав и обязанностей) и нести ответственность за профессиональное их осуществление соответственно предмету ведения (функциям и задачам) того органа, где проходит его юридическая практическая деятельность. Компетентность характеризуется системой интеллектуального, психологического, морального и деятельного состояний юриста, отражающих уровень приобретенных знаний, умений, навыков, опыта, информационной насыщенности, других свойств, которые характеризуют его способность заниматься конкретной юридической деятельностью. Ответственность юриста как должностного лица наступает за нежелание или неумение правильно и в полном объеме выполнять полномочия либо превышать их объем, вторгаться в сферу деятельности других должностных лиц.
Сделка о продаже квартиры, гаража и другой недвижимости, проведение экспертизы документов, выдача и получение информации о судимости, составление протокола допроса — это примеры специальной компетентности юриста-практика. Нельзя ставить под угрозу интересы клиента некомпетентностью юриста. Если юристу не под силу оказать квалифицированную помощь клиенту, он должен: 1) отказаться от дела и передать его более компетентному коллеге; 2) пригласить в качестве парт- Раздел V. Профессионально-правовая культура юриста нера другого юриста; 3) получить консультацию у более опытного коллеги. Уровень компетентности юриста, то есть его соответствие занимаемой долэ/сности или профилю деятельности, устанавливается: 1) при вступлении в должность в порядке назначения или 2) при выдаче лицензий на право занятия юридической 3) при периодическом проведении квалификационной атте Компетентность по объему:
Раздел V Профессионально-правовая культура юриста 239 Какой бы узкой не была специализация, юрист должен иметь соответствующую общую компетентность. Благодаря широким познаниям в юридической теории и практике специалист быстро находит общий язык в сообществе юристов, эффективно сотрудничает с коллегами другой специализации. Общая компетентность юриста — показатель его профессиональной культуры, основа специальной компетенции. Определенным стимулом повышения профессионального мастерства юриста является квалификационная аттестация.
|