Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиограмма следователя






Следователь (прокуратуры, органов внутренних дел, нало­говой милиции, СБУ) — должностное лицо, осуществляющее в предусмотренном законом порядке расследование деяний, содер­жащих признаки преступления.

Основные функции следователя:

1) установление события преступления и лиц его совершив­
ших; принятие решения о возбуждении уголовного дела или об
отказе в возбуждении уголовного дела;

2) сбор и оценка доказательств вины лица в совершении
преступления, привлечение лица как обвиняемого по делу; ус­
тановление размера ущерба причиненного преступлением;

3) установление причин и условий, способствовавших со­
вершению преступления; принятие мер к их устранению;

4) оказание помощи в возмещении ущербна причиненного
преступлением.

Следственный аппарат имеет определенные функции, которые соответствуют предмету ведения ведомственных го­сударственных служб, частью которых он является: МВД, СБУ, прокуратура, таможенная милиция. Планируется созда­ние следственного аппарата в Государственной пограничной службе.

Должностные лица следственного аппарата строго опре­делены. Так, во всех отделах следственного управления орга­нов МВД (следственная часть; отдел расследования тяжких преступлений по линии уголовного розыска; отдел расследова­ния преступлений, связанных с незаконным оборотом наркоти­ков; отдел расследования преступлений в сфере экономики; отдел расследования преступлений, совершенных несовершен-



Раздел XII Профессиограммы юридических профессий


нолетними; отдел расследования дорожно-транспортных проис­шествий; отдел расследований преступлений, совершенных организованными группами) штат состоит из начальника, его заместителя, старшего следователя по особо важным вопро­сам, старшего следователя, следователя и помощника следо­вателя.

Начальник следственного управления, отдела, отделения ОВД, службы безопасности, а также его заместители действу­ют в границах своей компетенции. Они осуществляют ведом­ственный контроль над работой следователей руководимого отдела. Что касается начальников следственных отделов и уп­равлений органов прокуратуры, то они пользуются всеми пра­вами прокурора в отношении осуществления надзора за соблюдением законов следователями.

Подследственность дел о преступлениях установлена УПК Украины (ст. 112): определены дела, которые отнесены к веде­нию следователей прокуратуры, следователей органов Службы безопасности Украины, следователей ОВД, следователей нало­говой милиции. Так, следователями прокуратуры проводится досудебное следствие во всех делах о преступлениях, совершен­ных служебными лицами, которые занимают особо ответствен­ное положение, а также работниками правоохранительных органов и некоторых других; следователями ОВД — во всех делах о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, и многих других.

Социальный аспект деятельности следователя выражает­ся в том, что он:

1) привлекает к ответственности лиц, совершивших обще­
ственно опасные деяния;

2) производит профилактику правонарушений, выясняет
причины и условия преступности;

3) способствует восстановлению нарушенных прав и ох­
раняемых законом свобод и интересов физических и юридичес­
ких лиц.


Раздел XII Профессиограимы юридических профессий 461

Социальный аспект следственной работы требует от следователя таких личностных качеств:

справедливости («законным может быть только справед­
ливое решение. Несправедливость не может быть закон­
ной»)^____________________________________________

непримиримого отношения к преступности в любых ее
проявлениях; ______________________________________

гуманизма;

бескомпромиссности;

настойчивости;

способности поставить себя на место другого.

Поисковый аспект деятельности следователя выражается в установлении фактов, имеющих значение для всестороннего пол­ного и объективного рассмотрения и разрешения уголовных дел:

1) отыскивает и фиксирует следы совершенного преступ­
ления (вместе с экспертом-криминалистом);

2) производит обыск с целью нахождения следов орудий
преступления, вещей и ценностей, добытых преступным путем,
а также других предметов и документов, имеющих значение для
дела, при наличии достаточных данных о месте или конкретном
лице, совершившем преступление;

3) изымает труп с места захоронения для судебно-медицин­
ского исследования с целью уточнения определенных данных (эк­
сгумация трупа);

4) производит выемки предметов и документов, имеющих
значение для дела, при наличии точных данных о лице или ме­
сте их нахождения;

5) истребует источники доказательств: направляет требо­
вания (письменный запрос) лицу или организации; отражает фак­
ты доставки истребуемого объекта и индивидуальных признаков
объекта в материалах дела; приобщает объект к делу и др.1

'Более широкое использование истребования (что возможно после законода­тельного установления процедурных правил) в ряде случаев сделает ненужным проведение изъятия — действия, представляющего собой вторжение в сферу лич­ных интересов граждан и содержащего в себе ограничение их личных прав



Раздел XII Профессиограммы юридических профессий


Поисковый аспект деятельности следователя осложняет­ся тем, что:

а) исследуемый фактический материал зачастую носит
скрытый, быстро преходящий (латентный) характер;

б) привлекающиеся к расследованию лица могут не спо­
собствовать установлению истины, а активно препятствовать
работе правоохранительных органов; для преодоления этих пре­
пятствий приходится прибегать к принуждению.

Поисковая деятельность следователя требует таких мо­рально-деловых и физических качеств:

знания законодательства;

целеустремленности;

выносливости;

наблюдательности (умения выделить криминалистически
значимую информацию на месте происшествия и в других
условиях); __________________________________________

концентрированности внимания и его устойчивости;

соблюдения конспирации и тайны служебных секретов;
знания криминалистической тактики и техники; ____

обладания арсеналом процессуальных приемов и навыков
расследования; ____________________________________

владения табельным оружием и приемами самообороны.

Реконструктивный аспект деятельности следователя (пере­работка огромной и противоречивой информации, принятие ре­шения) включает такие следственные версии:

1) реконструкцию обстановки и обстоятельств события в
форме следственного эксперимента и перепроверки показаний на
месте (анализ и синтез полученной информации);

2) реконструкцию, то есть исследование личности пре­
ступника в ее развитии (изучение механизма образования
преступного умысла, преступной установки, исследование
субъективного отношения преступника к совершенному дея­
нию),


Раздел XII Профессиограммы юридических профессий 463

3) формулирование рабочей гипотезы; оценку доказа­
тельств, основанную на полном и объективном рассмотрении
всех обстоятельств дела в их совокупности, руководствуясь
законом;

4) обобщающие мотивированные (исключающие проти­
воречия) окончательные выводы по конкретному делу о не­
обходимости привлечения лица в качестве обвиняемого либо
(с согласия прокурора) освобождения от уголовной ответствен­
ности, закрытии дела, оформленные в виде постановления, на­
правляемого в суд.

Реконструктивный аспект следственной деятельности предполагает наличие таких качеств:

психологической выносливости;

активного воображения;

логики мышления;

интуиции;

объективности — высокого уровня самопроверки;

творческого подхода;

внимания к подробностям;

беспристрастия и непредубежденности.

Коммуникативный аспект деятельности следователя за­ключается в том, что при официальном характере постоянного общения с людьми он должен стимулировать процесс обмена ин­формацией и добиться неформального отношения со стороны участников расследуемого дела:

1) подозреваемого;

2) обвиняемого во время допросов с целью выявления со­
общников и т.п.;

3) трудового коллектива, общественности, добровольных
помощников, очевидцев;

4) потерпевших;

5) коллег из органов дознания, других правоохранитель­
ных органов с целью быстрого и полного раскрытия преступ­
ления и установления виновных и др



Раздел XII Профессиограммы юридических профессий


Коммуникативный аспект деятельности следователя требует таких личных и профессиональных качеств:

умения установить контакт и избегать обсуждения воп­
росов, традиционно вызывающих разногласия, например,
вести разговор о политике, религии; __________________

умения осуществлять контроль над ходом беседы (доп-
роса); ____________________________________________

умения проявить сочувствие, когда это уместно;

настойчивости;

выдержки;

психологической наблюдательности — умения улавливать
правду и ложь в ответах, устанавливать истину; ________

принципиальности;

владения актерскими данными: способностью изобразить
гнев, страх, радость и другие эмоции, вне связи с ходом
своих истинных рассуждений и не раскрывая своих
подлинных эмоций в каждом случае; _________________

уважительного отношения к собеседнику (нельзя унижать
его достоинство, взгляды или полученную от него
информацию); ____________________________________

эмоциональной устойчивости;

личных качеств лидера.

Организационный аспект деятельности следователя выра­жается в планировании:

1) собственной работы в течение рабочего дня, недели;

2) проведения задержания подозреваемого, организации
обыска, очной ставки, хода допроса и тщательной подготовки
к нему;

3) работы по юридическому делу в условиях ненормиро­
ванного рабочего дня (в случае обращения в различные учреж­
дения, организации, к должностным лицам), ни один час своего
и чужого времени не должен пропадать даром;

4) совместной работы с коллегами и всеми участниками
дела, поскольку он возглавляет и координирует работу в про­
цессе предварительного следствия: оперуполномоченных, экспер-


Раздел XII Профессиограммы юридических профессий 465

тов, специалистов, отвечает за конечный результат расследо­вания.

Следователь должен уметь быстро сформировать группу людей, с которыми ему необходимо взаимодействовать во время расследования дела или получить дополнительную информацию. Например, при подготовке к осмотру магазина, из которого путем взлома совершена кража, следователь включает в группу специа­листа-криминалиста, работников уголовного розыска, собаково­да с собакой и понятых, а также вызывает на место участкового инспектора, представителя охраны и сторожа магазина, техника по сигнализации, представителя администрации магазина.

Организационный аспект деятельности следователя пред­полагает наличие как минимум следующих качеств:

способности осуществлять долгосрочное и текущее пла­
нирование^________________________________________

абстрактного мышления;

пунктуальности;

оперативности в мыслях и действиях;

способности взять ответственность на себя;

наличия авторитета и умения его поддерживать;

ответственного отношения к порученной работе;

о бязательности.

Удостоверительный аспект деятельности следователя вы­ражается в надлежащем и своевременном составлении процес­суальных документов на каждом этапе расследования дела:

1) постановления о возбуждении дела, копия которого дол­
жна быть направлена прокурору не позднее недели1;

2) протокола следственного действия2;

' Возбудить дело и направить его на досудебное следствие может прокурор сво­им постановлением и суд своим определением. Суд направляет дело на досудеб­ное следствие через прокурора (ст. 98 УПК).

2 Протокол следственного действия — это документ о проведении следственных действий, об их содержании и последствиях. В нем отражаются: место и дата составления, должности и фамилии лиц, проводивших действия, адреса этих лиц; содержание проведенных следственных действий, время их начала и окончания; все существенные для дела обстоятельства, выявленные при выполнении данно­го следственного действия



Раздел XII. Профессиограммы юридических профессий


3) мотивированного постановления (с согласия прокуро­
ра) о направлении дела в суд для освобождения лица от уголов­
ной ответственности;

4) постановления о привлечении лица в качестве обвиняе­
мого и др.

Содержание и процедура следственных и иных процессу­альных действий оформляется в соответствии с требованиями, установленными уголовно-процессуальным кодексом.

Для удостоверительного аспекта деятельности следова­теля важны следующие нормативы культуры:

знание текущего законодательства и его официального
толкования, а также юридической практики в сфере про-
цессуальных решений следствия; _____________________

умение и навыки быстрого перевода устной речи в чёткую
письменную форму — составление процессуальной доку­
ментации^_________________________________________

владение элементарными навыками обращения с оргтех­
никой (машинопись, персональный компьютер, спецтех­
ника); ___________ _____________

знание принципов и особенностей делопроизводства;

аккуратность;

высокая степень формализации действий.

Достаточное развитие профессиональных качеств, необхо­димых следователю, позволяет ему успешно преодолевать эмо­циональные и физические нагрузки при осуществлении юридической деятельности, имеющей высокую нравственную ответственность перед личностью и обществом.

Нормативные акты, регламентирующие деятельность следователя:

Конституция Украины; Кодекс законов о труде Украины; Уголовный кодекс Украины; Уголовно-процессуальный кодекс Украины; Законы Украины «О милиции», «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», «О государственной службе», «О борьбе с коррупцией», «О про­куратуре», «О Государственной налоговой службе в Украине»,


Раздел XII Профессиограммы юридических профессий 467

«О службе безопасности Украины», Постановления Пленума Верховного Суда Украины; приказы Генерального прокурора и министра внутренних дел Украины; уставы и инструкции, ка­сающиеся деятельности сотрудников МВД; Положение о прохож­дении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел; Положение о порядке применения огнестрель­ного оружия; Основные положения профессиональной этики юрис­тов Украины.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.017 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал