Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общие предпосылки коммунистического строительства
Анализ той части переходного периода, которую можно характеризовать как крах капиталистической системы, привел нас к тому положению, что иерархическая технико-производственная система, которая в то же время есть выражение социально-классовых отношений и отношений производства, неизбежно распадается на составные элементы. Как ни мал может (конкретно-исторически) оказаться этот промежуточный момент производственной революционной «анархии», тем не менее он является необходимым моментом в общей цепи развития. Однако здесь необходимо отметить, что распадаются не все социально-технические связки, а связки иерархического типа. И во время разложения капиталистической системы, и во время ее революционного краха рвутся связи между рабочим классом, с одной стороны, технической интеллигенцией, бюрократией, буржуазией — с другой. Но производственные отношения, которые выражают отношение рабочего к рабочему, инженера к инженеру, буржуа к буржуа, не рвутся; другими словами, генеральное размежевание социальных пластов и разрыв людского организационно-технического аппарата происходит прежде всего по этой линии. Следовательно, в общем и целом не разрывается связь внутри пролетариата. А эта связь и образует основной момент обобществленного в не драх капитализма труда. Новое общество не может появиться, как deus ex machina. Его элементы вырастают в старом. А так как здесь речь идет о явлениях экономического порядка, т. е. затрагиваются вопросы экономической структуры, производственных отношений, то необходимо искать элементы новою общества в производственных отношениях старого. Другими словами, вопрос необходимо поставить таким образом: какой вид производстве и ных отношений капиталистического общества в общем может лечь в основу новой производственной структуры? Ясно, что разрешением этого вопроса решается и вопрос о так называемой «зрелости» капиталистического общества для перехода его через фазу пролетарской диктатуры в общество коммунистическое. Раньше вопрос ставился в очень общей и несколько примитивной формулировке. Л
именно, основным критерием «зрелости», поскольку речь идет об «объективных» предпосылках коммунистической общественной структуры, считались степень концентрации и централизации капитала, наличность определенного совокупного «аппарата», вся совокупность производственных отношений, затянутых в один узел капиталистическим развитием. Однако такой постановки вопроса, как видно из всего предыдущего анализа, недостаточно. Ибо как раз этот централизованный «аппарат» и распадается в процессе революции, а следовательно, он in toto (в целом) не может служить основой нового общества. В известном 7-м параграфе 24-й главы 1-го тома «Капитала» («Историческая тенденция капиталистического накопления») Маркс выдвигает два основных момента: централизацию средств производства и обобществление труда, которые расцвели вместе с капиталистическим способом производства и внутри него. Эти два момента и образуют основу нового способа производства, который вырос в недрах старого. Рассмотрим оба эти момента. Они составляют части «аппарата», части новой организации. Вообще говоря, всякая общественная система представляется как организация вещей и людей. При этом «вещи» здесь являются не просто кусками внешней природы, а имеют сами своеобразное общественное бытие. Машина не есть машина вне человеческого общества. Она становится машиной лишь в системе общественного труда. С этой точки зрения общество как система есть одновременно «личный и вещественный аппарат». Вещественный аппарат есть материально-техническая основа общества. Он не входит в понятие производственных отношений, а относится к производительным силам. И в процессе революционного разрыва производственных связок этот аппарат может относительно сохраниться. Его распад вовсе не обязателен. Машины, аппараты, фабричные здания и прочее, конечно, страдают во время социальных потрясений. Но основа разрухи лежит вовсе не здесь. Поскольку происходит разрушение вещественного аппарата, оно является главным образом следствием распада людского аппарата и прекращением непрерывности трудового процесса. Следовательно, проблема лежит в анализе второго момента, а именно в «обобществленном труде». Людской «аппарат», который обнимает собой совокупность трудовых отношений, включает те социальные пласты, о которых мы говорили выше. Но основной формой, типичным и решающим является концентрация пролетариата. «Кооперативная форма труда», о которой говорит Маркс, воплощается в решающем моменте, в специфических отношениях между рабочими. Именно здесь и лежит центр тяжести нового общества. Совокупная рабочая сила общества — в чисто капиталистическом обществе пролетариат — есть, с одной стороны, одно из двух слагаемых понятия производительных сил (ибо производительные силы суть не что иное, как совокупность наличных средств производства и рабочих сил); при этом рабочая сила есть, как неоднократно подчеркивалось еще старыми экономистами, самая важная производительная сила. С другой стороны, соотношение между рабочими есть основная часть трудового людского аппарата. Следовательно, как раз здесь и следует искать основные элементы новой производственной структуры. Именно так смотрел на дело и Маркс, когда в рабочем классе, «вышколенном, объединенном и организованном самим механизмом капиталистического производственного процесса», он видел остов будущих отношений производства и одновременно силу, которая эти отношения реализует. Это положение чрезвычайно существенно. «Вызревание» коммунистических производственных отношений в пределах капиталистического общества есть та система сотрудничества, которая воплощается в производственных отношениях между рабочими, которая в то же время сплачивает человеческие атомы в революционный класс, пролетариат. Критерием «зрелости», следовательно, является именно этот момент, который, конечно, есть функция развития производительных сил, но который выдвигается на первый план с точки зрения общественно-организационной техники. С этой общественно-организационной точки зрения совершенно ясна «зрелость» капиталистического общества, и все рассуждения на эту тему, «опровергающие» ее, являются метафизическим вздором апологетов капитализма. Существование планомерной организации внутри капиталистических стран, раздираемых капиталистической конкуренцией; существование в определенный период системы государственного капитализма есть эмпирическое доказательство «возможности» коммунистического строительства. В самом деле, отвлечемся на момент от конкретно-исторической скорлупы производственного процесса и взглянем на него исключительно с точки зрения внутренней абстрактной производственной логики. Здесь может быть два, и только два случая: либо обобществление труда позволяет технически ввести планомерную организацию в какой бы то ни было конкретной социальной формулировке, либо процесс обобществления труда настолько слаб, труд настолько «расщеплен» («zersplittert». как выражался Маркс), что вообще технически невозможна рационализация общественно-трудового процесса. В первом случае дана «зрелость», во втором она отсутствует. Эта постановка вопроса есть общая постановка вопроса для любой формулировки сознательного и формального «обобществления». А отсюда следует, что если капитализм «созрел» для государственного капитализма, то он созрел и для эпохи коммунистического строительства. Специфическая проблема коммунистического строительства состоит не в том, что нет основы общественного труда, а в новом сочетании разо- 285 рвавшихся общественных пластов, в первую очередь во включении в новую систему технической интеллигенции. Но это тема другого порядка, которую мы разберем ниже. Гигантское потрясение всей капиталистической системы, которую мы оцениваем как ее крах, ряд ученых и неученых сикофантов quasi-марк-систского толка считают за аргумент против социализма. Этот взгляд логически основан на полнейшем непонимании диалектического, в противоречиях развивающегося процесса. Мировая война, начало революционной эры и т. д. есть как раз выражение той объективной «зрелости», о которой идет речь. Ибо здесь величайшей напряженности конфликт был следствием максимально расширенного антагонизма, который постоянно воспроизводился и рос в недрах капиталистической системы. Его потрясающая сила есть довольно точный показатель ступени капиталистического развития и трагическое выражение полнейшей несовместимости дальнейшего роста производительных сил под оболочкой капиталистических производственных отношений. Это и есть тот самый Zusammenbruch (распад), который неоднократно предсказывался творцами научного коммунизма. Они оказались правы: жалкой реформистской иллюзией является представление о переходе к социализму вне краха, вне нарушения общественного равновесия, вне кровавой борьбы. Раз реально дан распад капиталистических производственных отношений и раз доказана теоретически невозможность их восстановления, то возникает вопрос о решении дилеммы: «гибель культуры» или социализм. В основном этот вопрос решается предыдущим анализом. В самом деле, мы видели, что эпоха разрыва производственно-технически-социальных пластов сохраняет в общем единство пролетариата, который воплощает прежде и раньше всего материальную основу будущего общества. Этот решающий и основной элемент в ходе революции лишь отчасти распадается. С другой стороны, он необычайно сплачивается, перевоспитывается, организуется. Эмпирическое доказательство этого дает русская революция с ее относительно слабым пролетариатом, который тем не менее оказался поистине неистощимым резервуаром организационной энергии. <...> Рассмотрим прежде всего самые общие условия равновесия на новом базисе. В наличности имеется сильно потрепанный материально-технический остов производства (централизованные средства производства, отчасти разрушенные процессом отрицательного расширенного воспроизводства во время империалистической, затем гражданской войны, а также расстроенные в силу распада людского технического аппарата). Но это относится к производительным силам. В области производственных отношений имеются распавшиеся звенья-пласты иерархической технико-социальной лестницы. Период краха, как мы видели, не означает здесь уничтожения элементов; он означает уничтожение связи между ними. Элементы, как таковые, тоже отчасти гибнут (от гражданской войны, ис-286 тощения, преждевременного снашивания, недоедания и т. д.), но не это составляет основной момент периода краха. Точно так же можно сказать, что более или менее сохраняются внутригрупповые связи (между рабочими, в отношениях внутри класса; между инженерами, техниками, т. е. членами «нового среднего сословия», и т. д.). Они, как мы указывали выше, в известном отношении даже возрастают и уплотняются в среде пролетариата. Пролетариат, как класс, воспитывается, сплачивается, организуется в этот период с чрезвычайной интенсивностью и быстротой. Следовательно, пролетариат, как совокупность отношений производства, составляет остов всего здания. Но проблема общественно-производственной организации заключается в новом сочетании старых элементов. Каких именно? Нетрудно видеть, что та, в сущности, надпроизводственная верхушка капиталистического общества, производственное положение которой выражалось в том, что она была вне производства (всевозможные виды рантье, лиц, стригших купоны), оказывается непригодной для строительства: она либо гибнет, либо должна быть всосана другими группами. Ех-буржуазия организаторского типа и ниже ее стоящая техническая интеллигенция — материал, явно необходимый для строительного периода: это социальный сгусток организационного и техническо-научного опыта. Совершенно очевидно, что обе эти категории должны быть размещены по-иному. Как и при каких условиях это возможно? Прежде всего заметим, что структурно это есть решающий, можно сказать, самый основной вопрос. И совершенно не случайно в зрелый период русской социалистической революции проблема «специалистов» играла такую важную роль. Мы знаем, что социальные связи прежнего типа живут в виде идеологического и психологического сгустка в головах людей этой категории. «Здоровый капитализм» маячит перед ними с упорством навязчивой идеи. Следовательно, предварительным условием самой возможности нового общественно-производственного сочетания должно быть распадение связей прежнего типа в головах этой технической интеллигенции. Процесс этого «выветривания» крайне мучителен и болезнен. Он сопровождается частичным разрушением технической интеллигенции. Последняя ведет ожесточенную борьбу за прежний тип распадающейся и насильственно разрубаемой связи. Она противится новому типу сочетания социально-производственных пластов, ибо здесь главенствующее место занимает пролетариат. Функциональная техническая роль интеллигенции срослась с ее монопольной позицией как социально-классовой группы, позицией, которая может быть монопольной только при господстве капитала. Поэтому сопротивление этого слоя неизбежно, ив преодолении этого сопротивления — основная внутренняя проблема строительного фазиса революции. При решающем значении производственных отношений внутри рабочего класса, который непрерывно перевоспитывает себя и 287 продолжает процесс образования революционной ассоциации, вся работа взваливается на плечи рабочего класса и его собственной, пролетарской интеллигенции, воспитанной всем ходом революционной борьбы. Новое сочетание, т. е. соподчинение технической интеллигенции пролетариату, проводится неизбежно путем принудительной силы пролетариата, при саботаже этой интеллигенции. Относительная устойчивость системы получается лишь по мере выветривания аккумулированных связей старого типа и медленного усвоения новых отношений и нового типа связи в головах этой социальной категории. Здесь прежде всего необходимо теоретически анализировать совокупность новых складывающихся отношений производства. Ибо возникает такой кардинальной важности вопрос: как вообще возможно иное сочетание людских технико-производственных элементов, раз сама логика производственного процесса требует совершенно определенного типа связи? Ведь не может инженер или техник не отдавать приказания рабочим, а следовательно, он должен стоять над ними. Точно так же не может бывший офицер в Красной Армии не стоять над рядовым солдатом этой армии. И тут и там есть внутренняя, чисто техническая, деловая логика, которая должна быть сохранена при каком угодно строе. Как решается этот противоречие? Здесь нужно обратить внимание на целый ряд обстоятельств, к рассмотрению которых мы и переходим. Во-первых, при государственной власти пролетариата и пролетарской национализации производства исчезает процесс создания прибавочной ценности как специфической категории буржуазного общества. Техническая интеллигенция в капиталистическом обществе, выполняя организаторские функции в процессе производства, в то же самое время социально была передаточным механизмом выжимания прибавочной ценности как особой капиталистической категории дохода. Иначе и не могло быть: ибо процесс капиталистического производства есть в то же время и прежде всего процесс производства прибавочной ценности. Техническая интеллигенция была, следовательно, средством в руках капиталистической буржуазии и выполняла общие ее задания. Ее пространственно определенное место в общественно-трудовой иерархии совпадало с ее функцией орудия по выжиманию прибавочной ценности. С диалектическим превращением буржуазной диктатуры в диктатуру пролетарскую техническая функция интеллигенции из капиталистической превращается в общественно-трудовую, а создание прибавочной ценности превращается в создание (при условии расширенного воспроизводства) прибавочного продукта, идущего на расширение фонда воспроизводства. Параллельно этому меняется основной тип связи, хотя и в иерархической схеме интеллигенцт сохраняет то же «среднее» место. Ибо высшая государственно-экономическая власть представляет из себя концентрированную социальную мощь проле- тариата. Здесь, с одной стороны, техническая интеллигенция стоит над огромными частями рабочего класса, но, с другой стороны, она в конечном счете подчиняется его коллективной воле, находящей свое выражение в государственно-экономической организации пролетариата. Превращение процесса создания прибавочной ценности в процесс планомерного удовлетворения общественных потребностей находит свое выражение-в перегруппировке производственных отношений, несмотря на формальное сохранение того же места в производственно-иерархической системе, которая в ее целом носит принципиально иной характер, характер диалектического отрицания капиталистической структуры, и которая, поскольку она разрушает социально-кастовый характер иерархии, ведет к уничтожению иерархии вообще. Во-вторых, относительно устойчивое сосуществование господствующего пролетариата и технической интеллигенции происходит после ее временного фактического выпадения из производственного процесса. Прочно она возвращается лишь по мере выветривания из ее коллективной головы старых аккумулированных связей. Следовательно, в новое общественно-техническое здание входит интеллигенция, внутренне перерожденная, по всем правилам Гераклита Темного. Ее возвращение есть не повторение пройденного, а диалектический процесс. В-третьих, поскольку создается новая система людских аппаратов, то — как явствует из всего предыдущего анализа — такие аппараты должны быть основаны на созревших в лоне капитализма и в шуме классовых битв организациях рабочего класса: Советы, профессиональные союзы, партия рабочего класса, стоящая у власти, фабрично-заводские комитеты, специальные, созданные после захвата власти экономические организации, с относительно многочисленным кадром организационно-технически квалифицированных рабочих. Это — основная сеть всеобщей «revolutionare Assoziation», которая поднялась теперь снизу наверх. Но в то же время это есть среда, в порах которой должна функционировать техническая интеллигенция. Раньше техническая интеллигенция и крупные буржуазные организаторы составляли основную ткань производственных отношений высшего порядка, системы экономического администрирования (синдикаты, картели, тресты, органы государственно-капиталистического управления). При пролетарской диктатуре основную ткань образуют различные комбинации поднявшихся снизу и вновь образованных пролетарских организаций. Наконец, в-четвертых, в такой системе техническая интеллигенция начинает терять свой социально-кастовый характер, поскольку из среды пролетариата поднимаются все новые и новые слои, которые постепенно становятся рядом со «старой» технической интеллигенцией. Таким путем вновь устанавливается равновесие общества. Господство пролетариата, сопровождающееся его самовоспитанием и оамодисципли- 10 Зак. 2195 289
ной, обеспечивает возможность трудового процесса, несмотря на колоссальные объективные затруднения. Структурное равновесие достигается новым сочетанием социально-производственных людских элементов и подчинением интеллигенции верховному руководству пролетарского государства. Остановимся теперь несколько на общем вопросе о структуре административно-экономических и административно-технических аппаратов государственной власти пролетариата. При государственно-капиталистических производственных отношениях все организации буржуазии (синдикаты, тресты, картели и пр.) соподчиняются государственной власти и сливаются с ней. При разрушении буржуазной и при организации пролетарской диктатуры разрушаются и эти административные аппараты. Организации трестов, государственных регулирующих органов старого общества и т. д. распадаются. Как правило (теоретически мы доказали это), они не могут быть взяты в качестве «целых аппаратов». Но это не значит, что они не сыграли своей исторической роли. Ибо весь сложнейший совокупный ряд этих иногда весьма тонких организаций, своими щупальцами охватывавших всю общественно-экономическую жизнь, играл объективно роль винта, усиливавшего и ускорявшего процесс централизации средств производства и централизации пролетариата. С другой стороны, при распаде этих аппаратов остается их материально-технический, вещественный остов. И точно так же, как, рассматривая дело в его общем масштабе, пролетариат берет прежде всего централизованные средства производства, т. е. материально-технический остов капиталистического производства, который выражается главным образом в системе машин и, как говорил Маркс, в «сосудистой системе» аппаратов, так здесь пролетариат овладевает не людской, а вещественной частью старой административной системы (зданиями, конторами, канцеляриями, пишущими машинками, всем вообще инвентарем; книгами, по которым можно легче ориентироваться, и, наконец, всевозможными материально-символическими приспособлениями, как диаграммы, модели и т. д.). Овладев этим, в числе прочих «централизованных средств производства», он строит свой аппарат, основу которому дают рабочие организации. В наличии у рабочего класса имеются следующие организации: Советы рабочих депутатов, превращающиеся из орудия борьбы за власть в орудия власти; партия коммунистического переворота, spiritus rector (вдохновляющая сила) пролетарского действия; профессиональные союзы, из орудия борьбы с предпринимателями превращающиеся в один из органов по управлению производством; кооперативы, трансформирующиеся из орудия борьбы с торговым посредничеством в одну из организаций общераспределительного государственного аппарата; фабрично-заводские комитеты или им подобные организации, которые из органов борьбы рабочих с предпринимателями на месте делаются подсобными ячейками общепроизводственного администрирования. Сеть этих, а также специально создаваемых на их основе совершенно новых организаций и составляет организационный хребет нового аппарата. В данных условиях перед нами имеется, прежде всего, диалектическое изменение функций рабочих организаций. Совершенно ясно, что с перестановкой отношений господства иначе быть не может, ибо рабочий класс, взявший в свои руки государственную власть, неизбежно должен стать и силой, выступающей как организатор производства. Мы теперь должны поставить вопрос об общем принципе организационной системы пролетарского аппарата, т. е. о соотношениях между различными видами пролетарских организаций. Совершенно ясно, что формально для рабочего класса здесь необходим тот же метод, что и для буржуазии в эпоху государственнбго капитализма. Этот организационный метод состоит в соподчинении всех пролетарских организаций наиболее всеобъемлющей организации, т. е. государственной организации рабочего класса, советскому государству пролетариата. «Огосударствление» профессиональных союзов и фактическое огосударствление всех массовых организаций пролетариата вытекает из самой внутренней логики трансформационного процесса. Мельчайшие ячейки рабочего аппарата должны превратиться в носителей общеорганизационного процесса, планомерно направляемого и руководимого коллективным разумом рабочего класса, получающим свое материальное воплощение в высшей и всеобъемлющей организации, его государственном аппарате. Так система государственного капитализма диалектически превращается в свою собственную противоположность, в государственную формулировку рабочего социализма. Никакая новая структура не может родиться прежде, чем она стала объективной необходимостью. Капиталистическое развитие и крах капитализма завели общество в тупик, прекратили производственный процесс, самую основу существования общества. Возобновление производственного процесса стало возможным только при господстве пролетариата, и потому его диктатура есть объективная необходимость. Устойчивость рождающегося нового общества может быть достигнута лишь при максимальном соединении, контакте, совокупном действии всех организующих сил. И потому точно так же необходима та общая форма всерабочего аппарата, о которой мы говорили выше. Из кровавого чада войны, из хаоса и обломков, из нищеты и разорения растет здание нового гармоничного общества. ю*- ЧАЯНОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ (1888—1938) Краткий биографический очерк Александр Васильевич Чаянов родился 17 (29) января 1888 г. в Москве. В 1906 г. после окончания реального училища поступил в Московский сельскохозяйственный институт — один из крупнейших научных центров России, где преподавали ученые с европейской и мировой известностью. С 1913 г. А. В. Чаянов — доцент, ас 1918 г. — профессор кафедры организации сельского хозяйства Московского сельскохозяйственного института, где он проработал до 1930 г. Одновременно он преподает в университете Шанявского и активно участвует в русском кооперативном движении. Творческая деятельность А. В. Чаянова была прервана арестом в 1930 г. Ему и его соратникам были инкриминированы членство в «Трудовой крестьянской партии», якобы ставившей своей целью свержение Советской власти, вредительство в области сельского хозяйства, преступная связь с руководителями контрреволюционных организаций и иностранными гражданами. В 1932 г. их приговаривают к заключению в ссылке. В 1937 г., в связи с ужесточением репрессий, дело А. В. Чаянова, Н. Д. Кондратьева и других было пересмотрено и они приговорены к расстрелу. Приговор в отношении Александра Васильевича был приведен в исполнение 3 октября 1938 г. Организационно-экономическая школа, лидером которой был А. В. Чаянов, исходила из необходимости системного изучения предмета, рассматривала всю совокупность факторов (элементов организационного плана хозяйств), влияющих на продуктивность аграрной экономики, постоянно искала их оптимальное сочетание, не упуская из виду картину развития хозяйства в целом. Ядро экономической теории А. В. Чаянова — учение о крестьянском хозяйстве. Его фундамент он закладывает в «Очерках по теории трудового хозяйства» (1912—1913 гг.) и развивает в последующих работах, венном которых стала монография «Организация крестьянского хозяйства» (1925 г.). Анализируя данные бюджетных обследований крестьянских хозяйств, А. В. Чаянов и его соратники обратили внимание на своеобразие экономического поведения крестьян, необычное с позиций рыночных отношений. В частности, максимизация прибыли не рассматривается крестьянскими хозяйствами в качестве основного стимула экономической деятельности, как это происходит на обычных капиталистических предприятиях. Модель «издержки-прибыль» неприемлема для объяснения хозяйственной мотивации крестьянских хозяйств. Для этого Чаянов вводит понятие трудо-потребительского баланса. Суть его — в соизмерении семьей своих трудовых усилий с получаемыми материальными результатами. Степень напряжения труда в семейном хозяйстве, писал А. В. Чаянов, обычно устанавливается своего рода подвижным равновесием между тягостностью труда и тягостностью отказа от дальнейшего удовлетворения потребностей. Другими словами, в хозяйственной деятельности семьи происходит постоянное балансирование между мерой удовлетворения потребностей и мерой тягостности труда. Отсюда вытекает особое понимание выгодности в крестьянском хозяйстве, которая определяется не получением прибыли, а определенным уровнем оплаты труда. Важнейшее достижение в творчестве А. В. Чаянова — создание теории сельскохозяйственной кооперации на базе учения о крестьянском хозяйстве. Чаянов видел ограниченность горизонтальной кооперации в сельском хозяйстве и придавал исключительно большое значение вертикальной, видя в ней сущность «глубокого процесса концентрации сельского хозяйства». Стратегическая ошибка развития сельского хозяйства состоит в недооценке вертикальной кооперации, в отрыве сферы переработки, ' хранения и транспортирования сырья от его производства. Все чаяновское наследие приобретает большую актуальность сейчас, при переходе к многоукладной экономике и развитию новых форм хозяйствования. Чаянов А. В. Избранные труды. М., 1993. С. 247 — 267. ____________________
|