Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форма государства
Понятие формы государства как организации государственной власти включает в себя форму правления, форму государственного устройства и форму государственного (политического) режима. Форма государства не-зависимо от того, с какой стороны она рассматривается или как она выра-жается, всегда непосредственно связана с государственной властью. К числу факторов, влияющих на форму государства, относят: историче-ские традиции развития государственности; местные особенности форми-рования самого государства; национальный состав населения; соотноше-ние политических сил, внутреннюю обстановку в сопредельных странах; развитие общедемократического движения, научно-технический прогресс, международную интеграцию. Форма правления представляет собой способ организации государст-венной власти, предусматривающей порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, их взаимоотношений между собой и с населением. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархи-ческая форма правления, во втором – республиканская. Признаки монархии: верховная власть принадлежит единоличному главе государства; монарх выступает источником всякого права; монарх получает содержание из государственной казны; отсутствует юридическая ответственность монарха; власть монарха признается пожизненной; выс-шая власть передается по наследству. Монархии бывают нескольких видов. Абсолютная (неограниченная) монархия характеризуется неограниченной властью монарха, который сам издает законы, выступает в роли высшего судьи, является верховным главнокомандующим, назначает и освобождает от должности чиновников и т. д. Представительная (ограниченная) монархия – это форма правле-ния, где власть монарха ограничена властью представительного органа с определенными законодательными полномочиями. Ее исторические раз-11
новидности – сословно-представительная, конституционная парламент-ская и конституционная дуалистическая монархии. Республиканская форма правления основана на принципах выборности и народного представительства высших органов государственной власти, избираемых на определенный срок с полномочиями, закрепленными в за-коне. Республике присущ демократический способ образования верхов-ных органов государства. В развитых государствах взаимоотношения высших органов власти строятся на принципе разделения властей, органы власти имеют связь с избирателями и ответственны перед ними. Признаки республики: выборность власти; выборность на определен-ный срок; зависимость от воли избирателей; разделение власти. Современные республики подразделяются на парламентские и прези-дентские. В парламентской республике парламент формирует правитель-ство и осуществляет контроль за его деятельностью. Правительство фор-мируется из представителей политических партий, составляющих парла-ментское большинство. Президент республики также избирается парла-ментом. Его полномочия в сфере законодательной деятельности ограни-чены подписанием законов и изданием указов. При президентской рес-публике президент избирается населением, как правило, возглавляет пра-вительство, которое ответственно перед ним. Президент имеет право вето на законы, принятые парламентом, право законодательной инициативы и право самостоятельно издавать нормативно-правовые акты, право распус-кать парламент (в некоторых государствах), является верховным главно-командующим. Выделяют смешанные (парламентско-президентские) рес-публики, где обеспечивается своеобразный баланс полномочий между президентом и парламентом. Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, отражающая соотношение государства как целого с его составными частями, распределение полномочий между центральными, региональными и местными властями. Различают три вида форм государст-венного устройства: унитарную, федеративную и конфедеративную. Унитарное государство – это централизованное государство, админи-стративно-территориальные единицы которого (области, провинции, ок-руга и т. п.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, единая конституция, единые судебная, денежная, финансовая и налоговая системы. Федеративное государство (федерация) – сложное союзное государст-во, части которого (республики, штаты, земли и т. п.) являются государст-12
венными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация стро-ится на началах децентрализации. Входящие в состав федерации государ-ственные образования могут иметь свои конституции, свое гражданство, собственные высшие государственные органы – законодательные, испол-нительные, судебные. Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для дос-тижения определенных целей (экономических, военных, социально-поли-тических и др.). Здесь союзные руководящие органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации, и только по тем вопро-сам, для решения которых они объединились. Исторический опыт показы-вает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Политический (государственный) режим – это система методов и спо-собов осуществления государственной власти. Как и другие составные части формы государства, политический режим имеет непосредственную связь с властью. Он выступает как реальное проявление организационно оформленной власти, как процесс ее функционирования. Политический режим обусловливает уровень гарантированности демо-кратических прав и политических свобод личности, степень соответствия конституционных норм политическим реалиям, характер отношения вла-стных структур к правовым основам государственной и общественной жизни. В самом общем виде понятие «политический режим» включает в себя: степень участия народа в процессе формирования политической вла-сти; гарантированность прав и свобод личности; соотношение прав и сво-бод человека и гражданина с правами и обязанностями государства; ха-рактеристику реальных механизмов осуществления власти в обществе; степень гласности в обществе и прозрачности государственной политики; отношения между законодательной, исполнительной и судебной властя-ми; место и роль негосударственных структур в политической системе общества; меру идеологического плюрализма. В зависимости от преобладания того или иного метода в процессе осуществления государственной власти выделяют два вида политического (государственного) режима: демократический и антидемократический. Основные черты демократического режима: закрепление и реальное существование широкого спектра политических и социальных прав и сво-бод граждан, их гарантированность государством; формирование высших органов государственной власти и управления посредством всеобщих и свободных выборов; существование правового государства и гражданско-го общества; обеспечение контроля общества над силовыми структурами; 13
реальное осуществление принципа разделения властей. Условно выделя-ют два вида демократических режимов: либерально-демократический и консервативно-демократический. Антидемократические режимы характеризуются методами осуществ-ления власти, ограничивающими права и свободы граждан, их реальное участие в политической жизни страны. Виды антидемократических режи-мов: авторитарный, тоталитарный, фашистский, расистский. Политический (государственный) режим является наиболее динамич-ной составной частью формы государства, чутко реагирующей на все процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде, на изменения в соотношении социально-классовых сил.
|