Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды государственных органов






Государственный аппарат (механизм государства) – это иерархиче-ская система государственных органов, осуществляющих практическую работу по реализации функций государства. Клеточкой, единицей госу-дарственного аппарата является государственный орган. Он весьма суще-ственно отличается, например, от политических партий, хозяйственных организаций, социально-культурных учреждений.

Во-первых, государственный орган призван выполнять управленче-скую деятельность, отвечающую интересам если не всех, то многих граж-дан. Во-вторых, он наделяется специальной компетенцией, т. е. кругом целей и задач. В-третьих, он имеет властные полномочия в определенной сфере общественной жизни. В-четвертых, за нарушения распоряжений компетентных государственных органов могут применяться санкции, т. е. неблагоприятные последствия (штраф, лишение свободы, конфискация имущества и др.). В-пятых, каждый государственный орган имеет: а) го-сударственное, казенное имущество, которое находится в его оперативном управлении; б) финансовые средства (свой счет в банке), основной источ-16

 

ник которых – государственный бюджет; в) установленную для него орга-низационную структуру, связанную с ней систему служебной подчинен-ности и служебную дисциплину.

Государственные органы многообразны. По характеру выполняемых ими задач их можно разделить на три основные группы: 1) законодатель-ные (представительные); 2) исполнительные и 3) правоохранительные ор-ганы. Президент является главой государства, координирует деятельность всех этих органов.

Законодательные органы. Законодательная власть носит представи-тельный характер, а потому называется представительной. Именно на основе выборов граждане передают своим депутатам «мандат», т. е. право представлять их интересы и осуществлять государственную власть. Перед высшим законодательным органом стоят следующие задачи:

1) создавать законы;

2) рассматривать вопросы государственных финансов (госбюджет);

3) назначать высших должностных лиц (судей судов высших инстан-ций, главу Центрального банка, генерального прокурора и др.);

4) осуществлять контроль за деятельностью правительства.

 

Особенность законодательной власти в том, что законодательные органы не находятся в состоянии иерархии и напрямую друг другу не подчиняются.

Исполнительные органы. Исполнительная власть составляет в государ-стве наиболее многочисленную, разнообразную и разветвленную систему. Исполнительные органы осуществляют государственное управление во исполнение законов, принятых парламентом, т. е. имеют подзаконный ха-рактер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, направлены на исполнение закона и не должны ему противоре-чить. Отсюда их название – исполнительные.

Носителем высшей исполнительной власти часто является президент. Он же выполняет функции главы государства. Ему подчинено правительст-во, которое непосредственно осуществляет управление страной во главе с премьер-министром (председателем, главой правительства). Центральны-ми исполнительными органами выступают министерства, государственные комитеты, ведомства и другие центральные учреждения. Исполнительная власть среднего уровня осуществляется администрациями (правительства-ми) субъектов Федерации, и, наконец, на местах жизнь людей организуют местные администрации или органы местного самоуправления.

Особенность исполнительных органов состоит в том, что они объедине-ны в строго иерархическую систему, между ними существует жесткая под-чиненность. Эта система опирается на значительные людские, материаль-17

 

ные, финансовые ресурсы, в отношении которых должностные лица имеют распорядительные полномочия. Помимо этого исполнительная власть опи-рается на силовые структуры (армия, милиция, прокуратура и т. п.), и при недостаточном контроле возникает возможность узурпации исполнитель-ными органами власти в стране. Перед исполнительными органами стоят следующие задачи: осуществление экономических, социальных функций государства, защита конституционного строя, правопорядка и др.

Правоохранительные органы. Названные органы также образуют сис-тему, и эффективность их работы часто зависит от слаженного взаимодей-ствия между ними.

Правоохранительная система – это система государственных орга-нов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противо-правных действий.

Особую группу органов в этой системе составляют судебные органы (судебная власть). Суды выполняют правоохранительные функции только в той части, когда они защищают права человека от противоправных по-сягательств. Вообще же их задачи куда более широкие. Суды рассматри-вают любые споры о праве и выступают органами правосудия. Суды кон-тролируют исполнительные органы, когда рассматривают жалобы на их незаконные действия, а Конституционный суд – высшую законодатель-ную и исполнительную власть. Судебная власть принадлежит не суду как учреждению, а конкретным судьям (одному судье или судебной колле-гии). Судебные органы не находятся в отношении прямой подчиненности друг другу. Если таковая и имеется, то проявляется она в виде отмены вышестоящими судами решений судов нижестоящих.

Существует множество и других правоохранительных органов.

Прокуратура – орган, который осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод граждан, исполнением законов всеми государственными органами, юридическими и должностными лицами, общественными объединениями.

Полиция – это орган, который призван охранять законность и правопо-рядок. На нее возлагаются также, как правило, обязанность по пресечению и предупреждению преступлений, розыск скрывшихся лиц, производство дознания и расследование преступлений.

Уголовно-исполнительные учреждения могут быть выделены в особую группу правоохранительных органов. К ним относятся различные виды колоний, тюрьмы, следственные изоляторы.

Органы государственной безопасности стоят на страже национальной безопасности страны. Они выявляют посягательства на конституционный строй, защищают экономическую безопасность государства. 18

 

Таможенные органы – это, с одной стороны, органы, которые ответст-венны в определенной мере за экономическую безопасность страны, а с другой – органы, способствующие пополнению государственной казны.

Адвокатура – это не государственная организация, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятель-ностью, осуществляемой за вознаграждение. Задача адвокатуры – оказа-ние юридической помощи гражданам и организациям. Эта помощь необ-ходима не только в судебном разбирательстве, но и в тех случаях, когда граждане и организации вступают в какие-либо отношения с другими пра-воохранительными органами, а также между собой.

Нотариат это система органов, в функции которых входит удосто-верение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засви-детельствование документов для придания им достоверности и др. Нота-риальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового поряд-ка в общественной жизни.

Должностные лица и работники государственного аппарата хотя не-посредственно и не заняты в производстве материальных благ, однако выполняют весьма важные социально полезные функции. Вместе с тем на содержание государственных служащих, осуществляющих управлен-ческую деятельность, требуется немало финансовых средств. Неоправ-данное расширение бюрократического слоя создает для общества опас-ность «самопоедания».

Бюрократия справедливо рассматривается как «необходимое зло». Без нее невозможно сколько-нибудь эффективно управлять повседневными делами общества, однако при ее содействии народ отдаляется от принятия решений, которые существенно затрагивают его положение. Мера нужна во всем, в том числе и в деле определения объема государственного аппарата.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите основные признаки государства.

2. Какие элементы включает форма государства?

3. Что такое функции государства?

4. Перечислите признаки государственных органов.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал