![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессия как система социальных отношений
Профессии (от лат. professio — «оглашать», «говорить публично») — исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать определенными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества. 1. Область приложения сил человека как субъекта труда. 2. Общность людей. 3. Деятельность и область проявления личности. 4. Исторически развивающаяся система. 5. Реальность, творчески формируемая субъектом.
Следуя Е. А. Климову, Н. С. Пряжников предлагает выделять «основные характеристики» профессии, которые также можно рассматривать как хронотоп-2000. 1. Ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда). 2. Общественно полезная деятельность. 3. Деятельность, предполагающая специальную подготовку. 4. Деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение: моральное и материальное, дающее человеку возможность удовлетворять свои насущные потребности, выступающее необходимым условием его всестороннего развития. 5. Деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус (дело человека, работа — как главная, самая актуальная «визитная карточка», во многом формирующая Я-концепцию множеством составляющих профессии: должность, стаж, квалификация, высшие профессиональные достижения, пережитые экстремальные ситуации, травмы, «боевые раны» и т. д.). 6. Отношение к данной работе как к своей профессии, как главная психологическая характеристика. Э. Ф. Зеер выделяет следующие отличительные признаки профессии: профессиональная компетентность, профессиональная автономия, групповые нормы и ценности, самоконтроль.
А. К. Маркова, рассматривая феномен профессии, выделяет три аспекта:
К вышеприведенным характеристикам профессии, выделенным признанными специалистами, следует добавить еще несколько: • способ структурирования человеком времени своей жизнедеятельности — организацию и периодизацию социальной и биологической активности человека в микро- и мезофазах (сутки, недели, месяцы) посредством внешних условий; • средство осознанного структурирования жизненного пути — организацию и периодизацию социальной и биологической активности человека в макрофазах (периоды жизни, профессиональная карьера, жизнь в целом) посредством внешних условий; • средство самосозидания человека как личности — привлечение внешних условий для процессов зарождения, становления и смены личностных образований.
Раскрывая сущность феномена «профессия», Н. С. Пряжников различает несколько смежных понятий: • профессия — группа родственных специальностей (профессия — врач, специальность — врач-терапевт, хурург, окулист; профессия — учитель, специальность — учитель географии, истории и т. п.); • квалификация — уровень профессионального мастерства. Различают формальную квалификацию, выраженную в официально зафиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и т. п., и реальную квалификацию — уровень мастерства, который человек действительно может проявлять; • должность — «размытое понятие», определение которого затруднено, несмотря на то что именно это и есть объективно и документально фиксируемое проявление профессии. Должность может отождествляться с квалификацией (например, младший научный сотрудник), временными обязанностями (и. о. заведующего, руководитель проекта), профессией в целом (психолог в организации).
А. К. Маркова также видит необходимым «оттенить» феномен профессии понятиями, отражающими близкие по содержанию феномены: модель специалиста, модель подготовки специалиста, квалификационная характеристика. Е. А. Климов для этой же цели использует другие понятия: «специальность» — относительно частное подразделение внутри более широкого представления о том, где, чем и как занят человек, что он знает и умеет. Например, профессия — педагог, специальность — учитель математики, географии», «занятие» — «относительно широкое понятие, включающее и профессии, и специальности, и должности», и «должность» — «место, занимаемое трудящимся в организационной, производственной структуре. Предполагается, что должность более или менее соответствует уровню профессиональной подготовки человека. Э. Ф. Зеер обращает внимание, что в англоязычной среде различают понятия «профессия» (profession) — как характеристику небольшого круга высокостатусных видов профессиональной деятельности — и «занятие» — все другие виды работ, занятий, специальностей. Также различаются «профессия» и «специальность» как целое и часть. Тема 3. Лекция
|