![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие профессиографии в психологии. Технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям
Технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психологическим возможностям человека получила название профессиографии. На современном этапе развития профессиография представляет собой самостоятельный раздел психологии труда, изучающий составляющие компоненты трудового процесса: субъект труда; предмет труда; орудия и условия труда. Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности - социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Направление, глубина изучения профессии зависят от цели. В психологии труда можно выделить следующие цели изучения профессии: 1. Проектирование новых технических систем и модификация производства; 2. Аттестация рабочих мест; 3. Проектирование новых профессий и специальностей; 4. Совершенствование профессионального образования; 5. Профориентация и профотбор; 6. Специальное научное исследование. Профессиографический подход к изучению психологических особенностей профессиональной деятельности включил в себя следующие компоненты: схемы изучения профессиональной деятельности; комплекс методов изучения, анализа и экспериментального исследования профессиональной деятельности; правила организации экспериментального исследования в профессиографии. Схемы профессиографирования позволили осуществлять сбор, описание и систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации, а также анализировать ее с разных сторон: социально-экономической, психофизиологической и др. Схемы представляют собой своеобразную программу исследования профессиональной деятельности, включающую перечень вопросов. Е.М. Иванова выделяет несколько схем профессиографирования. С позиции субъекта труда выделяется схема, включающая в себя:
С позиции объекта труда выделяют следующие аспекты описания:
Профессиография включает комплекс методов изучения профессиональной деятельности. Результатом описания профессиональной деятельности выступает профессиограмма.
|