Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Предмет, цели и задачи анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Организация анализа на предприятии.
Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия. 3. Одним из требований к анализу является обеспечение систем-ного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, опре-деленным способом связанных между собой и внешней средой. Изу-чение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутрен-них и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненности его отдельных элементов. 4. Анализ должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает необходимость постоянного совершен-ствования организации учета, внутреннего и внешнего аудита, а так-же методики анализа с целью повышения точности и достоверности его расчетов. 5. Анализ должен быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты. Руководство предприятия долж-но быть своевременно информировано о выявленных недостатках, просчетах и упущениях в работе. Из этого принципа вытекает необ-ходимость практического использования материалов анализа для управления предприятием, разработки конкретных мероприятий, обоснования, корректировки и уточнения плановых данных. В про-тивном случае цель анализа не достигается. 6. Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость плани-рования аналитической работы на предприятиях, распределения обя-занностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением. 7. Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленче-ские решения и претворять их в жизнь. 8. Один из принципов анализа -- его демократизм, предполагаю-щий участие в проведении анализа широкого круга работников пред-приятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов. 9. Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйство-вания. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономи-ческой жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной поли-тике и законодательству. 10. Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведе-ние должны давать многократный эффект. В данном случае видим, что все три автора совершенно по-разному видят понятие принципа анализа. Первый более склонен к широкому, пространственному понятию этого показателя. Второй - к научному, т.е. дает конкретные понятия и объяснения принципа построения проведения анализа деятельности предприятия. Третий склонен к углубленным понятия принципа анализа, конкретно расписывает принципы его проведения и показывая тем самым всю ответственность на начальных стадиях анализа деятельности предприятия. Однако, если внимательно изучить предлагаемые принципы построения проведения анализа, все три представленных автора преследуют одну и туже цель анализа - повышение эффективности функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого повышения. 4. Виды анализа ФХД В практике проведения аналитической работы применя-ется ряд классификаций видов анализа хозяйственной дея-тельности. Они различаются по выбранным классификационным критериям. Наиболее часто применяемой является следующая классификация: - по времени проведения - оперативный, текущий и пер-спективный анализ; - по отдельным объектам управления - функциональ-ный, технический, экономический, социальный и экологический анализ; - по функционально взаимосвязанным объектам управ-ления - функционально-стоимостной, технико-экономический, социально-экономический и экономико-экологический анализ; - по уровням управления - внутрипроизводственный (на уровне предприятия), отраслевой, региональный и народно-хозяйственный анализ. Оперативный анализ. С помощью этого вида анализа можно за короткие промежутки времени проанализировать выполнение оперативных планов производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений основного, вспомогательного производств и обслуживающих структур. Текущий анализ. Данный вид анализа имеет те же цели и задачи, что и оперативный анализ, только в более укрупнен-ном объеме и за более длительный период времени. Это обусловливает некоторые особенности и специфику его про-ведения. Перспективный анализ. Эффективность функционирования предприятия в значительной мере зависит от перспек-тив его развития. Поэтому на предприятии разрабатываются стратегические цели и определяются задачи, стратегия и тактика их достижения. Функциональный анализ. Предприятие выпускает про-дукцию и оказывает услуги потребителям. Для последних не безразличен технический уровень изделий и их качество. Эти параметры приобретают особую значимость в условиях жесткой конкуренции и борьбы за рынки сбыта продукции. Здесь повышение качества продукции является одним из приоритетных направлений развития предприятий. Технический анализ. Предметом этого вида анализа явля-ются причинно-следственные связи технических процессов и их влияние на хозяйственную деятельность. Последняя в нема-лой мере зависит от обновления производства, оснащения его новыми высокими технологиями, более совершенной техникой. Экономический анализ. Объектом этого вида анализа явля-ются экономические процессы, протекающие на предприятиях в ходе производства продукции и оказания услуг. К таким процессам относятся формирование себестоимости и эффек-тивность использования затрат на выпуск готовой продукции, ее реализацию; использование живого и овеществленного труда; формирование стоимости продукта и др. Указанные процессы протекают одновременно с технологическими, но отличаются от них по своей природе, содержанию и форме выражения.
Социальный анализ. Предприятие представляет собой сложную социально-экономическую систему, где наряду с производственно-хозяйственной деятельностью протекают и социальные процессы. Последние находят свое выражение в создании нормальных условий труда, обеспечивающих допусти-мые нормы шума, затененности, освещенности, вибрации, температуры и др.; развитии социальной инфраструктуры и других аспектов труда и быта работающих. Экологический анализ. Предприятия в процессе своей про-изводственно-хозяйственной деятельности существенно загряз-няют окружающую среду: атмосферу, гидросферу. Функционально-стоимостной анализ. Объектом иссле-дования здесь выступают функции изделий и обусловленные ими стоимости. Технико-экономический анализ. Объектом анализа яв-ляются технические процессы, используемые для производ-ства продукции с заданными свойствами и связанные с этим материальные, трудовые и финансовые затраты, а его пред-метом - причинно-следственные связи технических и эконо-мических процессов, обусловливающих конечные результаты деятельности предприятия. Социально-экономический анализ. Объектом анализа яв-ляются социальные процессы и их влияние на результаты про-изводственно-хозяйственной деятельности. Предметом исследо-вания служат причинно-следственные связи, определяющие социально-экономическое развитие трудового коллектива. Экономико-экологический анализ. Объектом исследования служат экологические и экономические процессы, связан-ные с улучшением экологической обстановки. Шеремет А.Д. По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится на отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики, и межотраслевой, ко-торый является теоретической и методологической основой эконо-мического анализа во всех отраслях экономики. По признаку времени экономический анализ подразделяется на перспективный (предварительный) и ретроспективный (последую-щий, исторический). Перспективный анализ проводится до осуществления хозяйствен-ных операций. Он необходим для обоснования управленческих реше-ний и планов-прогнозов, предупреждения нежелательных результатов. Ретроспективный анализ осуществляется после совершения хо-зяйственных актов. Он необходим для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных планов, объективной оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня пред-принимательских рисков. Ретроспективный анализ в свою очередь делится на оперативный и итоговый. Оперативный анализ проводится сразу после соверше-ния хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его -- оперативно оценивать изменения относительно заданных параметров, выявлять недостатки и причины их возникновения, своевременно принимать корректирующие меры по их устранению. Рыночная экономика ха-рактеризуется динамичностью ситуации как производственной, ком-мерческой, финансовой деятельности предприятия, так и его внеш-ней среды. В этих условиях оперативный анализ приобретает особое значение. Итоговый анализ изучает результаты работы за отчетный период времени (месяц; квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным дан-ным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная и объективная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей. Операционный анализ связан с оценкой и прогнозированием резуль-татов операционной деятельности предприятия, выявлением резер-вов увеличения выпуска продукции, изменения ее структуры, совер-шенствования техники, технологии и организации производства. Экономико-статистический анализ применяется статистическими органами для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона. Экономико-экологический анализ проводят органы охраны окру-жающей среды, экономические службы предприятия с целью иссле-дования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затра-тами на экологию. Маркетинговый анализ применяется службой маркетинга пред-приятия или объединения для изучения внешней среды функциони-рования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого рис-ка, формирования ценовой политики, разработки тактики и страте-гии маркетинговой деятельности. Инвестиционный анализ используется для разработки программы и оценки эффективности инвестиционной деятельности предприятия. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) исследует функции, которые выполняет объект, и методы их реализации. Его основное назначение в том, чтобы выявить ненужные функции объекта и пре-дупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, дета-лей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и так далее. Качественный анализ - это способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и экспертных оценках изучаемых явлений и процессов. Количественный анализ основан на количественных сопоставле-ниях и исследовании степени чувствительности экономических явле-ний к изменению различных факторов. Экспресс-анализ представляет собой способ диагностики состоя-ния экономики предприятия на основе типичных признаков, харак-терных для определенных экономических явлений. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Фундаментальный анализ представляет собой углубленное, ком-плексное исследование сущности изучаемых явлений с использова-нием математического аппарата и другого сложного инструментария. Ситуационный анализ предназначен для решения конкретных управленческих задач в условиях изменившейся ситуации (экономи-ческой, правовой, политической и т.п.). Для его проведения требует-ся системное аналитическое исследование, способное всесторонне оценить ситуацию и последствия принимаемого решения, умение ге-нерировать и анализировать альтернативные варианты решений в ус-ловиях неопределенности. Маржинальный анализ - это метод оценки и обоснования эффек-тивности управленческих решений в бизнесе на основе изучения причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимо-сти и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. По субъектам (пользователям) анализа различают внутренний (управленческий) и внешний анализ. Внутренний анализ осуществляется непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью. Его результаты являются коммерческой тайной. Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инве-сторами. По степени охвата объектов анализ делится на сплошной и выбо-рочный. При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов, а при выборочном -- по результатам обсле-дования только части объектов, что позволяет ускорить аналитиче-ский процесс и выработку управленческих решений по результатам анализа. По содержанию программы анализ может быть комплексным и те-матическим. При комплексном анализе деятельность предприятия изучается всесторонне, а при тематическом - только отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший ин-терес. Любушин А.В. Внешний. Общая оценка имущественного и финансового состояния. Внутренний. Поиск резервов увеличения прибыли и эффективности деятельности Различие видов целей и задач хозяйственной деятельности, обусловливает необходимость применения того или иного ви-да анализа, различных методов и приемов его проведения, увязки их во времени и пространстве. В этих условиях, что-бы обеспечить наиболее рациональное использование воз-можностей анализа хозяйственной деятельности, необходимо иметь классификацию его видов.
|