Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форма правления
Структура высших и местных органов государственной власти, порядок их образования и взаимоотношений между ними. Формы государственного правления: монархия (абсолютная, дуалистическая, ограниченная), республика (парламентская, президентская, смешанная). М О Н А Р Х И Я (единовластие) - такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит от одного лица к другому, как правило, по наследству. ОСНОВНЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ КЛАССИЧЕСКОЙ МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ: - пожизненное пользование властью главой государства (царь, король, император, шах); - занятие трона по наследству или по праву родства; - представительства государства монархом по своему усмотрению; - юридическая безответственность монарха ЧЕРТЫ АБСОЛЮТНОЙ МОНАРХИИ: Во-первых, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Во-вторых, верховная власть передается по наследству. В-третьих, власть монарха является пожизненной. В-четвертых, полностью отсутствует юридическая ответ-ственность монарха как главы государства. В период становления и развития буржуазной государственности существовали и существуют монархии, в которых власть монарха ограничена: ПАРЛАМЕНТСКАЯ и ДУАЛИСТИЧЕСКАЯ монархии. Эти два вида монархии охватываются понятием конституционная монархия. ЧЕРТЫ ДУАЛИСТИЧЕСКОЙ МОНАРХИИ - формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом; - за монархом остается исполнительная власть, право формировать правительство, которое ответственно перед ним, назначать и смещать ответственных перед ним высших должностных лиц; - за парламентом закреплена законодательная власть. Однако монарх имеет право абсолютного вето и издавать указы законодательного характера. ЧЕРТЫ ПАРЛАМЕНТСКОЙ МОНАРХИИ - парламенту полностью принадлежит законодательная власть; - исполнительная власть принадлежит правительству, которое несет ответственность за свою деятельность перед парламентом; - правительство формируется победившей партией или коалицией партий. Оно зависит от вотума доверия. Участие монарха в формировании правительства чисто символично; - статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти РЕСПУБЛИКА - как форма правления характеризуется тем, что высшие органы государства избираются населением на определенный срок. Республиканской форме правления присущи определенные признаки: - источником власти является народ, который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу; - обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти; - высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа; - сменяемость высших должностных лиц и органов власти в результате выборов; - ограниченность во времени полномочий высших должностных лиц и высших органов власти (президента, правительства, парламента); - юридическая ответственность высших должностных лиц перед народом или парламентом за ненадлежащее исполнение своих полномочий. В зависимости от характера взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями, от того какой орган играет главную роль в формировании правительства и руководит им, различают республики: - президентские - парламентские - смешанные ЧЕРТЫ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ РСПУБЛИКИ - высшие органы государственной власти обладают значительной самостоятельностью. Государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей: парламентскую, исполнительную и судебную; - президент, как и парламент, избирается населением (внепарламентский способ избрания президента); - президент одновременно является и главой государства, и главой исполнительной власти; - президент формирует правительство, но зачастую с согласия парламента; - президент имеет право отлагательного вето на законы, принятые парламентом, которое может быть преодолено повторным рассмотрением закона в парламенте; - президент в пределах своей компетенции самостоятельно издает нормативные акты (указы, декреты и т.д.), которые занимают важное значение в системе законодательства; - ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом, который не вправе отправлять министров в отставку как персонально, так и всем кабинетом; - президент непосредственной ответственности перед парламентом не несет, однако нуждается в его поддержке (например, при принятии бюджета страны). Парламент в случае грубого нарушения президентом конституции, злоупотребления властью, совершения преступления может возбудить против него процесс отрешения его от власти (ИМПИЧМЕНТ); - президент лишен права роспуска парламента; - президент является верховным главнокомандующим; ЧЕРТЫ ПАРЛАМЕНТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащим к той партии (партиям), которые имеют большинство голосов в парламенте; - глава правительства (премьер-министр, канцлер, председатель совета министров, глава кабинета министров) назначается, как правило, президентом; - правительство за свою деятельность несет ответственность перед парламентом; - правительство правомочно осуществлять управление страной до тех пор, пока пользуется доверием парламентского большинства; - парламент, помимо принятия законов, осуществляет контроль за исполнительной властью, разрабатывает и утверждает государственный бюджет; - парламент либо специально образуемая парламентская коллегия избирает главу государства (президента). ЧЕРТЫ СМЕШАННОЙ РЕСПУБЛИКИ Смешанная республика сочетает в себе признаки указанных двух основных разновидностей республиканской формы правления. Президент избирается в результате всеобщих выборов и получает из рук народа мандат на управление страной. Однако в соответствии с конституцией главе государства не принадлежит исполнительная власть. Он выступает в роли гаранта незыблемости государственных устоев, прав и свобод личности. В то же время главной чертой президентской власти при смешенной форме республиканского правления является стремление поставить президента над ветвями власти, над институтами государства, а также возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента, в случае возникновения конфликта.
|