Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Форма государственного (территориального) устройства
ПОД ФОРМОЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА следует понимать национально-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между центральной государственной властью и властями частей из которых состоит государство. ПО ФОРМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА ДЕЛЯТСЯ НА: - унитарные (простые) - федеративные (сложные) Унитарное государство - это простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета Для УНИТАРНОЙ формы государственного устройства характерны следующие признаки: - административно-территориальные части государства не обладают признаками государственности; - единая система высших органов власти и управления; - единое гражданство и единая денежная система; - одна система государственных налогов и один государственный бюджет; - единые вооруженные силы. УНИТАРНЫЕ ГОСУДАРСТВА ДЕЛЯТСЯ НА: - ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ - ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ В ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ государствах местные органы власти не обладают самостоятельными полномочиями в решении экономических, социальных, культурных вопросов, они полностью подчинены центральным органам власти и выполняют их указания. В ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ государствах органы местного самоуправления формируются при определенном участии населения и наделены некоторыми полномочиями самостоятельно решать отдельные экономические, организационные и иные вопросы местного значения. В унитарных государствах парламент, как правило, ОДНОПАЛАТНЫЙ. Однако из этого правила есть исключения. Некоторые страны, например, Англия, состоит из двух палат: палаты общин и палаты лордов, Такая система сложилась к концу XIII ст. ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО ОБЛАДАЕТ СЛЕДУЮЩИМИ ХАРАКТЕРНЫМИ ПРИЗНАКАМИ: ТЕРРИТОРИЯ ФЕДЕРАЦИ: Состоит из различных государственных образований (республики, штаты, земли, кантоны и пр.), которые являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление; СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ: Обладают учредительной властью, т.е. правом принятия собственной конституции или иного основного закона, определяющего структуру высших органов власти субъекта федерации, регулирующего порядок их взаимоотношений и деятельности; НАЛИЧИЕ ДВУХ СИСТЕМ органов высшей государственной власти – федеральной и субъектов федерации, которые формируются отдельно путем их избрания населением. ФЕДЕРАТИВНОЕ (объединение, союз) ГОСУДАРСТВО - это децентрализованное, сложное государство, в котором власть рассредоточена: - между центральными (федеральными) органами государства, - и органами его составных частей (субъектов федерации – штаты, земли, республики, области и т.д.). Разграничение компетенции в федеративном государстве называется разделение властей по “вертикали”. При этом разграничиваются: - предметы ведения ФЕДЕРАЦИИ и СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ, - а также полномочия федерации и субъектов федерации по предметамСОВМЕСТНОГО ведения. Предметы ведения разграничиваются таким образом, что законодательные полномочия по наиболее важным предметам ведения осуществляются федерацией. Различают четыре вида законодательной компетенции в федеративном государстве: Исключительная компетенция федерации: означает, что по определенным предметам ведения принимаются только федераль-ные законы и основанные на них другие федеральные нормативные акты; Конкурирующая компетенция федерации и субъектов РФ: означает, что по определенным предметам ведения субъекты РФ вправе принимать свои законы, поскольку по этим вопросам не приняты федеральные законы; Совместная компетенция федерации и субъектов РФ: означает, что по определенным предметам ведения сначала принимаются федеральные законы, а затем в соответствии с ними принимаются законы субъектов РФ; Исключительная компетенция субъектов РФ: предполагает круг вопросов, в решении которых федерация вмешиваться не вправе. Федерация может быть построена по п р и н ц и п у: НАЦИОНАЛЬНОМУ (этническому): - население государства составляют несколько этносов (наций) каждый из которых образует субъект федерации. Федерации построены по этническому (национальному) принципу – это редкое исключение. ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ: - население преимущественно этнос или этнически однородная область – живет на исторически обособившихся территориях. Население каждой такой территории образует субъект федерации. РФ построена по национально-территориальному принципу. Русская нация, проживающая на разных территориях, создает субъекты по территориальному принципу. Другие этносы создают субъекты РФ по национальному принципу. Разграничения предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется путем их закрепления в конституции или в федеративном договоре. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в пределах этих полномочий субъекты федерации: - суверенны в законодательной, исполнительной и судебной сферах своей деятельности; - являются государственными образованиями и обладают определенным суверенитетом. Однако их суверенитет не полный, а ограничен суверенитетом федеративного государства: - наличие в субъектах федерации своей конституции, системы законодательства, гражданства, существующего наряду с общефедеральным; - наличие, как правило, двухпалатного парламента; - наличие двухканальной системы налогов – федеральная и налоговая система, и соответственно два государственных бюджета; - субъекты федерации могут иметь свой герб, флаг, столицу, наряду с гербом, гимном, флагом и столицей федеративного государства. От формы территориального устройства государства следует отличать форму МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ (образования) - это такой союз государств, в рамках которого существуют общие государственные или надгосударственные органы, но объединяющиеся государства сохраняют свой суверенитет. Истории известны ДОБРОВОЛЬНОЕ и НАСИЛЬСТВЕННОЕ межгосударственные объединения. К ДОБРОВОЛЬНЫМ ФОРМАМ ОБЪЕДИНЕНИЯ ГОСУДАРСТВ ОТНОСЯТСЯ: - Конфедерация - СНГ (Содружество Независимых Государств) - Союз (напр., Россия и Белоруссия) - ЕС (Европейское Сообщество) Они не являются единым государством, а представляют собой добровольный союз суверенных государств. Они обычно долго не существуют и либо распадаются, либо превращаются в федерацию. К НАСИЛЬСТВЕННЫМ формам объединения государств относятся объединения государств осуществленные либо путем завоевания, либо иным путем (экономического, политического и т.д.): - Империи ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – это совокупность, используемых стоящими у власти группами, классами или слоями общества приемов, методов и способов осуществления государственной власти ВСЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ ДЕЛЯТСЯ НА ДВА ВИДА: - ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ - НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ (антидемократические) ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМИ ЧЕРТАМИ: 1. наличие в государстве такой формы власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти; 2. выборность и сменяемость высших органов государственной власти, их подотчетность избирателям; 3. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; 4. конституционное признание, закрепление и реальное гарантирование основных личных, экономических, социальных и политических прав и свобод человека и гражданина; 5. ограничение прав и свобод допускается только на основании и в соответствии с законом; 6. защищенность личности от произвола и беззакония; 7. гарантированная возможность защищать свои права, свободы и законные интересы от любых посягательств, в том числе государственных органов и должностных лиц; 8. независимое судопроизводство; 9. гласность в деятельности государства; 10. существование оппозиционных партий; 11. власть в одинаковой мере учитывает интересы большинства и меньшинства, индивидуальные и национальные особенности населения; 12. плюрализм политики и идеологии; 13. методы государственного властвования позволяют преодолеть возникающие социальные противоречия, обеспечивают компромисс между государственными органами и гражданами, между различными социальными группами населения; 14. невмешательство государства в частную жизнь граждан; 15. базируется на прочной правовой основе, которая отражает объективные потребности развития личности и общества. ЧЕРТЫ НЕДЕМОКРАТИЧЕСКИХ (антидемократических) РЕЖИМОВ: 1. господство одной политической партии или движения, одной официальной идеологии, одной формы собственности; 2. сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав; 3. огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, женских, творческих, спортивных и иных обществ);
|