Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое задание № 8-9






Урок обучающего изложения

1. Охарактеризовать программу развития связной устной и письменной речи:

а) теоретические сведения;

б) виды изложений по классам.

2. Классификация изложений:

· по цели проведения;

· по способу предъявления текста;

· по способу передачи исходного текста;

· по типу текста.

3. Методика проведения подробных изложений, изложений, близких к тексту, сжатых, выборочных, с элементами сочинений.

4. Методика проведения урока подготовки к написанию изложений.

5. Проанализировать подготовительную работу к изложению по тексту «Лось» (см. С. 3, 4.) плана.

· С какой целью выясняется тип текста и стиль речи?

· Какие задания направлены на выяснение содержания текста?

· На какие основные моменты содержания обращено внимание учеников?

· Какой прием использован в работе над планом? (расскажите о других приемах этого типа работы?)

· Прокомментируйте языковую подготовку к изложению. Над какими лексическими, морфологическими, синтаксическими и изобразительно – выразительно средствами ведется работа? Какое значение имеет этот этап работы?

· Какие предусмотрены задания по орфографии и пунктуации?

6. Устное реферирование статей (на выбор) на занятии должны прозвучать все указанные статьи:

а) Н.А. Пленкин. Обучающее изложение в V классе. // РЯШ.- 1980.- № 4.

б) Ф.С. Марат. Обучение сжатому изложению в V классе. // РЯШ.- 1971.- № 2.- С. 36-37, С. 35-37, 38-39.

· значение сжатых изложений;

· требования к текстам для сжатого изложения;

· способы сокращения текста (их два);

· памятка (как надо писать сжатое изложение);

· примерный план урока подготовки к сжатому изложению (записать ответы на 3, 4, 5 пункты)

в) И.Д. Морозова. Опыт работы над выборочным изложением. // РЯШ.- 1975.- № 2. Специфика выборочного изложения (С. 36)

· виды упражнений, способствующие подготовке к выборочному изложению.

г) Г.А. Яковлева. Изложение как средство контроля при изучении орфографии // РЯШ.- 1990.- №.3.- С. 32-34.

Лось

(7 класс)

 

Петр вышел на болото и остановился как вкопанный. В нескольких шагах от него стоял лось. Серый, мшистый, седой, как мох, он был огромен и необычайно силен на вид.

Это ощущение необычайной величины и силы пришло к Петру, прежде чем он понял, что перед ним лось, прежде чем успел его рассмотреть.

Тело лося было массивное, шире, округлее, чем у лошади, а ноги были очень высоки и стройны. Широкая, мощная грудь переходила в могучую шею. Небольшая голова, отягощенная плоскими лопатообразными рогами, была вскинута, как будто он гордился своими украшениями.

Лось стоял не двигаясь, только чуть поводил головой, но вся поза его выражала смятение и тревогу. Он был стар, и он был один.

А к вечеру поднялся ураган, и это было единственным, чего он боялся. Зрение открывает лосю только близкий кусочек леса, а слух и обоняние рассказывают о том, что делается на километры в окружности. Человек ли пройдет вдалеке, невидимый за деревьями, лиса ли пробежит по траве, лось точно узнают об этом по тонкому запаху жилья и меха, по шуму шагов и по шороху легких лап.

Обоняние и слух хранят лося от бесчисленных опасностей, таящихся в лесу. Вот почему лось становится беспомощным, почти заболевает во время бури. Знакомые звуки и запахи делаются непривычно сильными. Летучими, изменчивыми. Они хлещут по нервам и ранят органы, слишком чуткие и восприимчивые. Они шквалом налетают то с одной стороны, и нет способа разобраться в них, и нет возможности определить, откуда они пришли и куда уходят.

Стоит он потерявший ориентировку, растерянный и беспомощный, в будущем, ставшем неузнаваемым и враждебном мире.

Лось, которого увидел Петр, стоял вытянувшись, поводя поднятой головой и шевеля ноздрями. Внезапно ветер изменил направление и хлестнул в ноздри резким, небывало близким запахом человека.

Петр увидел, как дрогнуло могучее тело зверя. Мгновенно лось закинул голову так высоко, что лопасти рогов легли на его широкую спину, оттолкнулся, как на крыльях взлетел над валежником и пошел необыкновенно широкими и легкими прыжками, не проваливаясь в трухлявой древесине, не увязая в болоте. Крылатая легкость великана была неправдоподобна.

 

(По Г.Николаевой)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал