Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международные принципы сотрудничества в борьбе сорганизованной преступностью
Впервые в едином комплексе стратегические направления борьбы с организованной преступностью на уровне ООН были сформулированы на VIII Конгрессе по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.). Они были конкретизированы на Всемирной конференции ООН по транснациональной организованной преступности (Неаполь, 1994 г.), в частности в справочном документе «Национальное законодательство и его соответствие требованиям борьбы с различными формами организованной транснациональной преступности; надлежащие руководящие принципы для принятия законодательных и иных мер на национальном уровне». § 4. Основные направления борьбы 399 Принципиально новые возможности в борьбе с организованной преступностью, в особенности с ее международными формами, открывает принятая в декабре 2000 г. на политической конференции высокого уровня в Палермо (Италия) Конвенция против транснациональной организованной преступности (Конвенция ООН), которая стала адекватным ответом мирового сообщества на процессы криминальной глобализации. Конвенция ООН включает конкретные меры по борьбе с участием в организованной преступной группе, с отмыванием денежных средств, против коррупции. Подробным образом изложены процедуры передачи уголовного производства, конфискации и ареста доходов от преступлений, выдачи лиц, причастных к организованной преступной деятельности, защиты свидетелей от вероятной мести или запугивания со стороны преступников, помощь потерпевшим и их защита. Совершенно новым для международно-правовой практики стало закрепление в Конвенции ООН мер по предупреждению транснациональной организованной преступности. Такие меры предусматривают предупреждение злоупотреблений со стороны организованных преступных групп процедурами торгов, проводимых публичными органами, субсидиями и лицензиями, выдаваемыми публичными органами для осуществления коммерческой деятельности. Конвенция ООН обязывает государств-участников создавать публичные реестры юридических и физических лиц, участвующих в учреждении юридических лиц, управлении ими и их финансировании, а также создать национальный реестр лиц, лишенных права занимать должности руководителей юридических лиц. Помимо текста самой Конвенции ООН одновременно были подписаны два протокола к ней: о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. В дальнейшем подписан еще один протокол — по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями. Большое внимание уделено развитию сотрудничества между правоохранительными органами государств — участников Конвенции ООН, в частности в проведении совместных расследований. Впервые на высшем международном уровне закреплены в едином комплексе такие специальные методы расследования, как электронное наблюдение, контролируемые поставки и агентурные операции. Регламентируется сбор и анализ информации о характере организованной преступности и обмен такой информацией, подготовка кадров и техническая помощь. 400 Глава XIV. Организованная преступность В Конвенции ООН определены понятия организованной преступной группы, отмывания доходов от преступлений, уголовно наказуемой коррупции, контролируемой поставки. В Конвенции ООН дана также структура информации, необходимой для международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью. Она включает: 1) идентификационные данные, характер, членский состав, структуру, местонахождение или деятельность организованных преступных групп; 2) связи, в том числе международные, с другими организованными преступными группами; 3) преступления, которые совершили или могут совершить организованные преступные группы; 4) сведения о личности, местонахождении и деятельности лиц, подозреваемых в участии в преступлениях, совершенных членами организованных преступных групп, или местонахождении других причастных лиц; 5) данные о перемещении доходов от преступлений или имущества, полученного в результате преступлений, совершенных членами организованных преступных групп, а также о перемещении имущества, оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении таких преступлений. В Конвенции ООН содержатся стандарты информационной работы полицейских подразделений в борьбе с организованной преступностью. Так, в ней отмечено, что каждое государство-участник в необходимых пределах осуществляет, разрабатывает или совершенствует конкретные программы подготовки персонала правоохранительных органов. Такие программы, в частности, включают: 1) методы, используемые при предупреждении, выявлении и пресечении преступлений, охватываемых Конвенцией ООН; 2) маршруты и средства, используемые лицами, подозреваемыми в причастности к преступлениям, охватываемым указанной Конвенцией ООН, в том числе в государствах транзита, а также соответствующие ответные меры; 3) наблюдение за перемещением предметов контрабанды; 4) выявление и наблюдение за перемещением доходов от преступлений, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений и за методами передачи, сокрытия или утаивания таких доходов, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений, а также методы, используе- § 4. Основные направления борьбы 401 мые в борьбе с отмыванием денежных средств и другими финансовыми преступлениями; 5) сбор доказательств; 6) способы контроля в зонах свободной торговли и свободных портах; 7) современное оборудование и методы, используемые в работе правоохранительных органов, включая электронное наблюдение, контролируемые поставки и агентурные операции; 8) методы, используемые в борьбе с транснациональными организованными преступлениями, совершаемыми с использованием компьютеров, телекоммуникационных сетей и других видов современной технологии; и методы, применяемые при защите потерпевших и свидетелей. Конвенция ООН предусматривает ответственность юридических лиц за участие в преступлениях, к которым причастны организованные преступные группы. В российском законодательстве такая ответственность предусмотрена в гражданском праве. Поэтому необходимо определить механизмы использования институтов гражданского права в борьбе с организованной преступностью. В Конвенции ООН подробно описываются процедуры конфискации и ареста доходов от преступлений, совершенных организованными преступными группами; международного сотрудничества в целях конфискации, распоряжения конфискованными доходами от преступлений или имуществом. Реализация Конвенции ООН в Российской Федерации требует также кардинального улучшения системы координации деятельности всех силовых структур в борьбе с организованной преступностью и коррупцией. В системе координации основное — это упорядоченные информационные потоки как гласной, так и негласной информации о вскрытых и латентных процессах в преступной среде. В этой ситуации на межведомственном уровне необходимо составить всероссийскую матрицу распространения организованных преступных сообществ. С принятием Конвенции ООН борьба с международной организованной преступностью в нашей стране становится не только сферой интересов узкой группы профессионалов из правоохранительных органов, она все более значима и для внешнеполитической деятельности. Поэтому требуются предельно взвешенные подходы и в построении совместных информационных систем, и в отработке технологий сотрудничества, и в использовании оценочных показателей. 402 Глава XIV. Организованная преступность Помимо обозначенных в Конвенции направлений сбора информации, за основу таких критериев целесообразно взять стандарты Интерпола. По линии борьбы с организованной преступностью эти стандарты определены в проекте Интерпола под условным наименованием «Миллениум». Задачи этого проекта состоят в систематизации информации по участникам и структурам восточно-европейской или российской организованной преступности для ее сопоставления и анализа; выявление членства, иерархии, сфер деятельности, способов совершения преступлений и преступного характера этих групп; подготовка информационно-аналитических материалов для доведения их до участников проекта; создание всемирной базы данных по участникам и организаторам восточно-европейской или российской организованной преступности с усиленными мерами безопасности; содействие государствам-членам в обмене оперативно-розыскной и следственной информацией. Важнейшим направлением в борьбе с организованной преступностью в Российской Федерации продолжает оставаться укрепление сотрудничества правоохранительных органов государств — участников СНГ, имеющих, по существу, единое криминальное пространство. Основные усилия должны быть сосредоточены на выполнении регулярно принимаемых межгосударственных программ совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников СНГ.
|