Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные принципы сотрудничества в борьбе сорганизованной преступностью






Впервые в едином комплексе стратегические направления борьбы с организованной преступностью на уровне ООН были сформулированы на VIII Конгрессе по предупреждению пре­ступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.). Они были конкретизированы на Всемирной конференции ООН по транснациональной организованной преступности (Неаполь, 1994 г.), в частности в справочном документе «Национальное за­конодательство и его соответствие требованиям борьбы с раз­личными формами организованной транснациональной пре­ступности; надлежащие руководящие принципы для принятия законодательных и иных мер на национальном уровне».

§ 4. Основные направления борьбы 399

Принципиально новые возможности в борьбе с организо­ванной преступностью, в особенности с ее международными формами, открывает принятая в декабре 2000 г. на политиче­ской конференции высокого уровня в Палермо (Италия) Кон­венция против транснациональной организованной преступно­сти (Конвенция ООН), которая стала адекватным ответом ми­рового сообщества на процессы криминальной глобализации.

Конвенция ООН включает конкретные меры по борьбе с участием в организованной преступной группе, с отмыванием денежных средств, против коррупции. Подробным образом из­ложены процедуры передачи уголовного производства, конфи­скации и ареста доходов от преступлений, выдачи лиц, прича­стных к организованной преступной деятельности, защиты свидетелей от вероятной мести или запугивания со стороны преступников, помощь потерпевшим и их защита.

Совершенно новым для международно-правовой практики стало закрепление в Конвенции ООН мер по предупреждению транснациональной организованной преступности. Такие меры предусматривают предупреждение злоупотреблений со стороны организованных преступных групп процедурами торгов, прово­димых публичными органами, субсидиями и лицензиями, вы­даваемыми публичными органами для осуществления ком­мерческой деятельности. Конвенция ООН обязывает госу­дарств-участников создавать публичные реестры юридических и физических лиц, участвующих в учреждении юридических лиц, управлении ими и их финансировании, а также создать национальный реестр лиц, лишенных права занимать должно­сти руководителей юридических лиц.

Помимо текста самой Конвенции ООН одновременно были подписаны два протокола к ней: о предупреждении и пресече­нии торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. В даль­нейшем подписан еще один протокол — по проблеме незакон­ной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями.

Большое внимание уделено развитию сотрудничества между правоохранительными органами государств — участников Кон­венции ООН, в частности в проведении совместных расследо­ваний. Впервые на высшем международном уровне закреплены в едином комплексе такие специальные методы расследования, как электронное наблюдение, контролируемые поставки и агентурные операции. Регламентируется сбор и анализ инфор­мации о характере организованной преступности и обмен такой информацией, подготовка кадров и техническая помощь.

400 Глава XIV. Организованная преступность

В Конвенции ООН определены понятия организованной преступной группы, отмывания доходов от преступлений, уго­ловно наказуемой коррупции, контролируемой поставки.

В Конвенции ООН дана также структура информации, необ­ходимой для международного сотрудничества в борьбе с организо­ванной преступностью. Она включает:

1) идентификационные данные, характер, членский состав, структуру, местонахождение или деятельность организованных преступных групп;

2) связи, в том числе международные, с другими организо­ванными преступными группами;

3) преступления, которые совершили или могут совершить организованные преступные группы;

4) сведения о личности, местонахождении и деятельности лиц, подозреваемых в участии в преступлениях, совершенных членами организованных преступных групп, или местонахож­дении других причастных лиц;

5) данные о перемещении доходов от преступлений или имущества, полученного в результате преступлений, совершен­ных членами организованных преступных групп, а также о пе­ремещении имущества, оборудования или других средств, ис­пользовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении таких преступлений.

В Конвенции ООН содержатся стандарты информационной работы полицейских подразделений в борьбе с организованной преступностью. Так, в ней отмечено, что каждое государство-участник в необходимых пределах осуществляет, разрабатывает или совершенствует конкретные программы подготовки персона­ла правоохранительных органов. Такие программы, в частности, включают:

1) методы, используемые при предупреждении, выявлении и пресечении преступлений, охватываемых Конвенцией ООН;

2) маршруты и средства, используемые лицами, подозревае­мыми в причастности к преступлениям, охватываемым указан­ной Конвенцией ООН, в том числе в государствах транзита, а также соответствующие ответные меры;

3) наблюдение за перемещением предметов контрабанды;

4) выявление и наблюдение за перемещением доходов от преступлений, имущества, оборудования или других средств со­вершения преступлений и за методами передачи, сокрытия или утаивания таких доходов, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений, а также методы, используе-

§ 4. Основные направления борьбы 401

мые в борьбе с отмыванием денежных средств и другими фи­нансовыми преступлениями;

5) сбор доказательств;

6) способы контроля в зонах свободной торговли и свобод­ных портах;

7) современное оборудование и методы, используемые в ра­боте правоохранительных органов, включая электронное на­блюдение, контролируемые поставки и агентурные операции;

8) методы, используемые в борьбе с транснациональными организованными преступлениями, совершаемыми с использо­ванием компьютеров, телекоммуникационных сетей и других видов современной технологии; и методы, применяемые при защите потерпевших и свидетелей.

Конвенция ООН предусматривает ответственность юридиче­ских лиц за участие в преступлениях, к которым причастны ор­ганизованные преступные группы. В российском законодатель­стве такая ответственность предусмотрена в гражданском праве. Поэтому необходимо определить механизмы использования ин­ститутов гражданского права в борьбе с организованной преступ­ностью.

В Конвенции ООН подробно описываются процедуры кон­фискации и ареста доходов от преступлений, совершенных ор­ганизованными преступными группами; международного со­трудничества в целях конфискации, распоряжения конфиско­ванными доходами от преступлений или имуществом.

Реализация Конвенции ООН в Российской Федерации тре­бует также кардинального улучшения системы координации дея­тельности всех силовых структур в борьбе с организованной пре­ступностью и коррупцией. В системе координации основное — это упорядоченные информационные потоки как гласной, так и негласной информации о вскрытых и латентных процессах в преступной среде. В этой ситуации на межведомственном уров­не необходимо составить всероссийскую матрицу распростра­нения организованных преступных сообществ.

С принятием Конвенции ООН борьба с международной ор­ганизованной преступностью в нашей стране становится не только сферой интересов узкой группы профессионалов из пра­воохранительных органов, она все более значима и для внеш­неполитической деятельности. Поэтому требуются предельно взвешенные подходы и в построении совместных информаци­онных систем, и в отработке технологий сотрудничества, и в использовании оценочных показателей.

402 Глава XIV. Организованная преступность

Помимо обозначенных в Конвенции направлений сбора ин­формации, за основу таких критериев целесообразно взять стан­дарты Интерпола. По линии борьбы с организованной преступ­ностью эти стандарты определены в проекте Интерпола под ус­ловным наименованием «Миллениум». Задачи этого проекта состоят в систематизации информации по участникам и струк­турам восточно-европейской или российской организованной преступности для ее сопоставления и анализа; выявление член­ства, иерархии, сфер деятельности, способов совершения пре­ступлений и преступного характера этих групп; подготовка ин­формационно-аналитических материалов для доведения их до участников проекта; создание всемирной базы данных по участ­никам и организаторам восточно-европейской или российской организованной преступности с усиленными мерами безопас­ности; содействие государствам-членам в обмене оперативно-розыскной и следственной информацией.

Важнейшим направлением в борьбе с организованной пре­ступностью в Российской Федерации продолжает оставаться укрепление сотрудничества правоохранительных органов госу­дарств — участников СНГ, имеющих, по существу, единое кри­минальное пространство. Основные усилия должны быть со­средоточены на выполнении регулярно принимаемых межгосу­дарственных программ совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на терри­тории государств — участников СНГ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал