Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие коррупции
Коррупционная преступность — традиционный и распространенный вид преступности в большинстве стран мира. Понятие коррупционной преступности не тождественно понятию коррупции, поскольку феномен коррупционной преступности лишь часть явления коррупции вообще, хотя и наиболее опасная с точки зрения общественных интересов. Вместе с тем анализ содержания рассматриваемого вида преступности невозможен без изучения существенных признаков коррупции. Под коррупцией (лат. corruptio — разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще1. . Изучение дошедших до нас памятников истории и права позволяет заключить, что явление коррупции хорошо известно с древнейших времен и было присуще всем государствам в любые периоды их развития2. Уже в дошедших до нас документах Древнего Вавилона XIV в. до н. э. содержатся упоминания о мерах по пресечению злоупотреблений чиновников и судей, а также вымогательства незаконных вознаграждений у храмовых священников со стороны царских слуг. Платон и Аристотель связывали коррупцию с политикой. 1 См.: Словарь иностранных слов. М., 1954. С. 369. 2 Л. Н. Гумилев приводит любопытный пример механизма распро странения коррупции в Китайской империи (I в.), способствовавший ее падению: «Все желали получить как можно больше драгоценного товара, чтобы, продав его, ублажить своих дочерей и жен. Естествен но, у китайцев развилась система, при которой все делалось, как бы сегодня сказали, «по блату». Все жены и наложницы императора стали протаскивать своих родственников на должности правителей и началь ников. Эти родственники, получив право на управление какой-либо областью, немедленно начинали прижимать крестьян, чтобы добыть деньги на взятки. § 1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности 407 Современное понимание коррупции как системы грабежа со стороны чиновников сформулировал в XVI в. Никколо Макиавелли в своей вечной книге «Государь». Век спустя Томас Гоббс напишет в «Левиафане»: «Люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избежать наказания путем коррумпирования государственной юстиции или получить прощение за деньги или другие формы вознаграждения». Этот вывод, сделанный еще в XVII в., в полной мере соответствует и веку нынешнему. Начало XXI в. ознаменовалось небывалым всплеском коррупционных скандалов, в том числе и в отношении первых лиц ряда государств. Внутренние механизмы коррумпирования высших деятелей государства глубже всех вскрыл теоретик анархизма Михаил Бакунин еще в 70-х гг. XIX в. в работе «Коррупция. О Макиавелли. Развитие государственности». Для любых правителей государства коррупция выступала, как писал Бакунин, в качестве средства управления. Коррупция, по его словам, была важным инструментом в руках профессиональных политиков, которые обладали новым искусством — «искусством побеждать и сохранять власть всеми возможными способами». Авторы доклада Римского клуба «Первая глобальная революция» (1991 г.) считают, что политическая власть в современном мире больше не контролируется силой и сложностью вооружений — она определяется финансовой мощью. Валютно-финан-совые биржевые спекуляции с помощью компьютеризированной связи, отмечено в докладе, стали игрой, абсолютно вышедшей за рамки экономической действительности. Все это не могло не сказаться на потере ценностей, которые ранее обеспечивали сплоченность общества и его членов. «В некоторых местах это было связано с потерей религиозной веры, у других — с потерей веры в политическую систему и ее руководителей...» Коррупция верховных правителей как раз и расцвела на фоне потери ценностей и трансформации управления в мире финансов. В этот же период происходило активное сращивание политической и экономической власти. Нельзя не согласиться с высказанной Александром Зиновьевым в книге «На пути к сверхобществу» мыслью о том, что в системе власти и управления в современном обществе существует феномен, выходящий за рамки государственности и фактически управляющий ею. Феномен, называемый «кухня власти», включает в процессы принятия решения верховных правителей помимо официальных структур власти, а также бизнесменов, банкиров, хозяев масс-медиа, лидеров мафиозных групп. 408 Глава XV. Коррупционная преступность Если продолжить мысль Зиновьева, то можно прийти к выводу о том, что «кухня власти» превратила саму власть в товар. В результате помимо финансовых, сырьевых, технологических рынков возникли рынки власти. Что касается коррупции, то она стала механизмом продажи власти на рынке властных услуг. Но рынки услуг существуют как национальные, так и транснациональные. И между ними идет постоянная конкуренция. Каждый раз,.когда возникает очередной коррупционный скандал, необходимо внимательно приглядеться, вследствие чего он произошел: конфликта на национальной «кухне власти» или транснациональной. Нередко бывает так, что коррупционные скандалы — это инструменты, взламывающие национальные рынки власти. В рабочем документе XXI Конгресса ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию (Бангкок, 2005 г.) «Коррупция: угрозы и тенденции в XXI веке» отмечено, что в сегодняшнем относительно неспокойном мире, который стал результатом радикальных изменений, происшедших после окончания «холодной войны», появились новые возможности и стимулы для того, чтобы прибегать к разного рода коррупционным действиям. Утверждение, будто бы «свободные» рынки и невмешательство государства в бизнес — панацея против коррупции, опровергается недавним опытом. Теперь каждая социально-политическая и экономическая система рождает на свет собственную разновидность коррупции и нет ни одной системы, которая не была бы так или иначе затронута этим явлением. Разрастается политическая коррупция, которая охватывает ряд различных действий: от незаконного финансирования партий и выборов до покупки голосов избирателей и «торговлей влиянием», которую практикуют политики и государственные чиновники на выборных должностях. Для многих стран проблемой стала коррупция в судебных органах, которая угрожает их независимости, беспристрастности и справедливости и подрывает основы законности — одного из главных условий для экономического роста. Такой вывод сделан в докладе «Глобальная коррупция в 2007 г.: коррупция органов судебной власти», подготовленном неправительственной организацией «Транспаренси Интернэшнл». Согласно докладу существует четкая взаимосвязь между высоким уровнем коррупции в судебной системе и низким уровнем экономического роста. Это неудивительно, говорится в докладе, поскольку «ожидание выполнения договоров и справедливого разрешения споров жизненно важно для инвесторов и является основой для эффективного развития и роста бизнеса». § 1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности 409 Обычно считается, что сущность коррупции как социально-правового явления двуедина. С одной стороны, она выражается в незаконном использовании публичным лицом своего статуса в целях получения каких-либо выгод (продажность), а с другой — в незаконном предоставлении публичному лицу таких выгод любым заинтересованным субъектом (подкуп). Кроме того, коррупция имеет место и в случае подкупа избирателей и участников референдума, которые в узком смысле слова не считаются публичными лицами. Однако в действительности коррупция может быть не связана с незаконным предоставлением каких-либо благ (например, при хищении должностным лицом вверенного ему в управление имущества). Тем не менее мировая практика свидетельствует о том, что коррупция, сопряженная с подкупом, обычно рассматривается как наиболее опасный тип коррупции. Содержание коррупции определяется совокупностью разнообразных деяний (действий или бездействия), выражающихся в незаконном получении имущества, услуг или льгот лицом, уполномоченным на осуществление государственных функций, а также в предоставлении ему таких преимуществ. Формами проявления коррупции выступают специфические виды нарушения этических и правовых норм лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций. Примером этических нарушений может служить совершение публичным лицом действий, которые хотя и не запрещены законом или договором, но создают впечатление о возможной коррумпированности (систематическое присутствие на банкетах, проводимых организациями, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица; бесплатное пользование услугами, подлежащими оплате, предоставление кредитов друзьям или знакомым и т. п.). Коррупционные правонарушения в отличие от аморальных коррупционных проступков запрещены нормами права и предусматривают юридическую ответственность. Выделяются четыре основных вида коррупционных правонарушений: 1) гражданско-правовые деликты; 2) дисциплинарные проступки; 3) административные правонарушения; 4) преступления. Коррупционные преступления — это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на интересы государственной власти и публичной службы, выражающиеся в незаконном получении публичными лицами каких-либо благ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких благ (табл. 12, 13). Основная масса коррупционных преступлений носит латентный характер. Динамика выявленных преступлений этой категории целиком зависит от субъективного фактора — активности деятельности правоохранительных органов, политической воли руководства страны. Увеличение численности лиц, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничество с начала XXI в. в России более чем в 2 раза (с 2, 6 тыс. человек в 2001 г. до 5, 6 тыс. человек в 2007 г.) свидетельствует о тенденции реального усиления борьбы с коррупционной преступностью- § 1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности 411 Об этом же говорят данные о привлечении к уголовной ответственности высших руководящих чиновников субъектов РФ с начала XXI в. За этот период в качестве обвиняемых, подозреваемых и уже осужденных по конкретным уголовным делам, связанным с различными злоупотреблениями, фигурировали: 15 губернаторов, глав республик, председателей региональных правительств; 22 вице-губернатора; 15 мэров краевых, областных, республиканских центров и 9 их заместителей; 2 спикера городских Дум. Иными словами, свыше 60 руководителей высшей региональной иерархии из 34 субъектов РФ были замешаны в различных махинациях с бюджетными средствами, в коррупции, экономических преступлениях. К этой категории чиновников следует добавить многие десятки привлеченных к уголовной ответственности мэров и их заместителей из городов областного, краевого и республиканского подчинения, а также руководителей муниципальных образований, депутатов всех уровней, руководителей и сотрудников аппаратов региональных и местных администраций1. Вместе с тем Президент РФ в Послании Федеральному Собранию за 2006 г. особо отметил, что, несмотря на предпринимаемые усилия, до сих пор не удалось устранить одно из самых серьезных препятствий на пути развития страны — коррупцию. Уровень коррупции и политическим руководством страны, и правоохранительными органами, и гражданским обществом оценивается как недопустимо высокий. Многочисленные опросы общественного мнения, проводимые в последние годы, свидетельствуют, что секторами, наиболее пораженными коррупцией, являются государственное управление, в частности госзакупки, правоохранительные органы, судебная система, здравоохранение, образование, жилищное строительство, жилищно-коммунальное хозяйство. 25. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ Стремясь дать достойный отпор коррупции, мировое сообщество проделало в конце XX — начале XXI в. большую работу, включая разработку и принятие Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН) и Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях (резолюция 51/191). В Конвенции против транснациональной организованной преступности (ратифицирована Российской Федерацией), вступившей в силу 29 сентября 2003 г., содержатся положения, касающиеся коррупции среди публичных должностных лиц. 31 октября 2003 г. принята Конвенция ООН против коррупции (ратифицирована Российской Федерацией). Конвенция предписывает государствам определить круг правонарушений и предусматривает широкие меры по предупреждению коррупции. В ней также содержатся важные положения об укреплении международного сотрудничества по уголовно-правовым вопросам, а также по конкретным аспектам международного сотрудничества между правоохранительными органами. Наконец, крупным шагом вперед стало включение в названную Конвенцию принципиально новых и имеющих далеко идущие последствия положений о возвращении активов, а также о технической помощи и механизмах осуществления. Одновременно с разработкой Конвенции ООН против коррупции Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) развернуло Глобальную программу борьбы с коррупцией. В рамках Глобальной программы борьбы с коррупцией в сентябре 2007 г. Всемирный банк и Управление ООН по борьбе с наркотиками и преступностью выступили с инициативой, призванной помочь развивающимся странам вернуть средства, похищенные их коррумпированными лидерами, и инвестировать их в программы развития. Ежегодно международные потоки средств, полученных преступным путем, в результате коррупции и уклонения от уплаты налогов, составляют от 1 трлн до 1, 6 трлн долл. в год. Новая инициатива должна пресекать отмывание средств, полученных незаконным путем, повысить эффективность служб финансовой разведки по всему миру и организовать между ними более плодотворное сотрудничество. Инициатива призывает развивающиеся страны повысить эффективность управления и подотчетность, а развитые — не давать возможность хранить 1* Криминология 418 Глава XV. Коррупционная преступность наворованные средства на своей территории и прекратить предоставлять убежища тем, кто их украл. Кроме того, в рамках инициативы будет вестись наблюдение за тем, как используются возвращенные активы. Привлекают ли их, например, для финансирования социальных программ, 'улучшения услуг в сфере образования и медицины. В свою очередь Совет Европы 27 января 1999 г. принял Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию (ратифицирована Российской Федерацией). В Российской Федерации правовые и организационные основы противодействия коррупции регламентируются федеральными законами от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» и другими нормативными правовыми актами РФ. Уголовный кодекс РФ относит к числу преступлений широкий круг общественно опасных деяний, совершаемых с использованием служебного положения, сопряженных с получением выгоды, а также создающих условия для коррупционных проявлений, криминализация которых предусмотрена в названных конвенциях. Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», федеральными законами «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ), от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другими нормативными правовыми актами РФ определяются государственные органы, осуществляющие противодействие коррупции, и устанавливается их компетенция. § 3. Система мер борьбы с коррупцией 419 Активное участие в мероприятиях по совершенствованию антикоррупционных механизмов принимает Комиссия Государственной Думы по противодействию коррупции. В МВД России реализуется Комплексная программа мероприятий МВД России по усилению борьбы с коррупцией на 2007—2008 гг. Генеральной прокуратурой РФ в 2006 г. разработана ведомственная стратегия по противодействию коррупции, согласно которой усилия прокуроров должны концентрироваться не только на проведении проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и выявлении коррупционных проявлений, причин и условий их порождающих. Указом Президента РФ от 3 марта 2007 г. № 269 при федеральных государственных органах и государственных органах субъектов РФ образованы Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов. В случае если в комиссию поступила информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом представителя нанимателя в целях принятия им мер по предотвращению конфликта интересов: усиление контроля за исполнением гражданским служащим его должностных обязанностей, отстранение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов или иные меры. В 2008 г. по поручению Президента РФ подготовлен Национальный план противодействия коррупции. План включает принятие федерального закона «О противодействии коррупции», предусматривающего, в частности: 1) определение понятий «коррупция» — как социально-юридического явления, «коррупционное правонарушение» — как отдельного проявления коррупции, влекущего дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность, и «противодействие коррупции» — как скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий; 420 Глава XV. Коррупционная преступность 2) меры по профилактике коррупции, включающие: а) специальные требования к лицам, претендующим на заме б) развитие института общественного и парламентского кон в) совершенствование механизма антикоррупционной экс г) возложение на государственных и муниципальных служа 3) определение основных направлений государственной по а) совершенствование системы и структуры государственных б) разработку системы мер, направленных на совершенство в) сокращение категорий лиц, в отношении которых приме г) введение антикоррупционных стандартов, т. е. установле д) обеспечение справедливой и равной для всех доступности е) развитие процедур досудебного и внесудебного разреше Одновременно вносятся изменения в законодательные акты РФ в целях: § 3. Система мер борьбы с коррупцией 421 1) установления административной ответственности юридических лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также государственных и муниципальных служащих, совершивших административные правонарушения коррупционного характера, не влекущие уголовную ответственность, с применением к ним дисквалификации в качестве административного наказания; отнесения административного расследования дел данной категории к полномочиям органов прокуратуры Российской Федерации; 2) уточнения требований к судьям, лицам, претендующим на замещение должностей судей, членам Совета Федерации Федерального Собрания РФ и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления муниципальных образований, членам избирательных комиссий, Председателю Счетной палаты РФ, его заместителю, аудиторам Счетной палаты и служащим Центрального банка России; 3) возложения на государственных и муниципальных служащих дополнительных запретов, ограничений и обязанностей; 4) установления запрета на прием на правоохранительную службу и службу в органах федеральной службы безопасности граждан, имеющих (имевших) судимость, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирую-щим основаниям, либо граждан, уволенных с государственной службы по дискредитирующим обстоятельствам;
5) законодательного развития механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государственной и муниципальной службе; 6) установления в качестве задачи ОРД обнаружения имущества, подлежащего конфискации; 7) создания возможности осуществления оперативно-розыскных мероприятий для проверки достоверности предоставленных судьями, государственными и муниципальными служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Национальный план противодействия коррупции предполагает осуществление комплекса мер, направленных на улучшение государственного управления в социально-экономической сфере и включающих: 1) регламентацию использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов (в том числе при предоставлении государственной и му- 422 Глава XV. Коррупционная преступность ниципальной помощи), передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; 2) создание условий для справедливой конкуренции на товарных и финансовых рынках, устранение дискриминационных условий доступа к инфраструктуре естественных монополий, повышение ответственности за организацию картельных соглашений; 3) совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дискриминации и предоставления неоправданных преимуществ; 4) обеспечение контроля за выполнением принятых контрактных обязательств, прозрачности процедур закупок, преимущественное использование механизма аукционных торгов и биржевой торговли при отчуждении государственного и муниципального имущества; 5) детализацию механизма контроля за выполнением публичных функций федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципальных образований; соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций, включая введение административных регламентов по каждой -из таких функций и системы оценки качества их выполнения. Реализуется также система мер, направленных на совершенствование функционирования государственного аппарата и включающих: 1) передачу части федеральных полномочий регионам при одновременном внедрении системы оценки их работы и передачу части функций государственных органов в негосударственный сектор, а также изъятие у государственных органов имущества, не используемого для реализации их полномочий; 2) реализацию прав граждан на получение достоверной информации, повышение независимости СМИ; 3) создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества; 4) сокращение излишней численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицированных специалистов и созданием адекватных материальных стимулов в зависимости от объема и результатов работы; § 3. Система мер борьбы с коррупцией 423 5) повышение ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции; 6) оптимизацию и конкретизацию полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть закреплены в административных регламентах; 7) выработку оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и СМИ с государственными органами, исключающей возможность неправомерного вмешательства в деятельность государственных служащих; 8) создание и использование инновационных технологий государственного управления и администрирования, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность управленческих процессов, в частности по осуществлению перехода на электронные торги в режиме он-лайн при реализации имущества, подлежащего конфискации, конкурсной массы предприятий-банкротов и при закупках для государственных и муниципальных нужд; 9) создание многофункциональных центров для предоставления гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг;
10) размещение на соответствующих сайтах в сети Интернет решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов; 11) совершенствование механизма ответственности за недопущение, ограничение или устранение конкуренции; 12) повышение оперативности оспаривания сделок, совершенных с нарушением законодательства РФ; 13) расширение общественного контроля за использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
|