Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие коррупции






Коррупционная преступность — традиционный и распро­страненный вид преступности в большинстве стран мира.

Понятие коррупционной преступности не тождественно по­нятию коррупции, поскольку феномен коррупционной пре­ступности лишь часть явления коррупции вообще, хотя и наи­более опасная с точки зрения общественных интересов. Вместе с тем анализ содержания рассматриваемого вида преступности невозможен без изучения существенных признаков коррупции.

Под коррупцией (лат. corruptio — разламывать, портить, по­вреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, долж­ностных лиц, а также общественных и политических деятелей во­обще1.

. Изучение дошедших до нас памятников истории и права по­зволяет заключить, что явление коррупции хорошо известно с древнейших времен и было присуще всем государствам в лю­бые периоды их развития2.

Уже в дошедших до нас документах Древнего Вавилона XIV в. до н. э. содержатся упоминания о мерах по пресечению злоупотреблений чиновников и судей, а также вымогательства незаконных вознаграждений у храмовых священников со сто­роны царских слуг. Платон и Аристотель связывали коррупцию с политикой.

1 См.: Словарь иностранных слов. М., 1954. С. 369.

2 Л. Н. Гумилев приводит любопытный пример механизма распро­ странения коррупции в Китайской империи (I в.), способствовавший ее падению: «Все желали получить как можно больше драгоценного товара, чтобы, продав его, ублажить своих дочерей и жен. Естествен­ но, у китайцев развилась система, при которой все делалось, как бы сегодня сказали, «по блату». Все жены и наложницы императора стали протаскивать своих родственников на должности правителей и началь­ ников. Эти родственники, получив право на управление какой-либо областью, немедленно начинали прижимать крестьян, чтобы добыть деньги на взятки.

§ 1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности 407

Современное понимание коррупции как системы грабежа со стороны чиновников сформулировал в XVI в. Никколо Макиа­велли в своей вечной книге «Государь». Век спустя Томас Гоббс напишет в «Левиафане»: «Люди, кичащиеся своим богатством, смело совершают преступления в надежде, что им удастся избе­жать наказания путем коррумпирования государственной юсти­ции или получить прощение за деньги или другие формы воз­награждения». Этот вывод, сделанный еще в XVII в., в полной мере соответствует и веку нынешнему. Начало XXI в. ознаме­новалось небывалым всплеском коррупционных скандалов, в том числе и в отношении первых лиц ряда государств.

Внутренние механизмы коррумпирования высших деятелей государства глубже всех вскрыл теоретик анархизма Михаил Бакунин еще в 70-х гг. XIX в. в работе «Коррупция. О Макиа­велли. Развитие государственности». Для любых правителей го­сударства коррупция выступала, как писал Бакунин, в качестве средства управления. Коррупция, по его словам, была важным инструментом в руках профессиональных политиков, которые обладали новым искусством — «искусством побеждать и сохра­нять власть всеми возможными способами».

Авторы доклада Римского клуба «Первая глобальная револю­ция» (1991 г.) считают, что политическая власть в современном мире больше не контролируется силой и сложностью вооруже­ний — она определяется финансовой мощью. Валютно-финан-совые биржевые спекуляции с помощью компьютеризированной связи, отмечено в докладе, стали игрой, абсолютно вышедшей за рамки экономической действительности. Все это не могло не сказаться на потере ценностей, которые ранее обеспечивали сплоченность общества и его членов. «В некоторых местах это было связано с потерей религиозной веры, у других — с потерей веры в политическую систему и ее руководителей...» Коррупция верховных правителей как раз и расцвела на фоне потери ценно­стей и трансформации управления в мире финансов.

В этот же период происходило активное сращивание поли­тической и экономической власти. Нельзя не согласиться с вы­сказанной Александром Зиновьевым в книге «На пути к сверх­обществу» мыслью о том, что в системе власти и управления в современном обществе существует феномен, выходящий за рамки государственности и фактически управляющий ею. Фе­номен, называемый «кухня власти», включает в процессы при­нятия решения верховных правителей помимо официальных структур власти, а также бизнесменов, банкиров, хозяев масс-медиа, лидеров мафиозных групп.

408 Глава XV. Коррупционная преступность

Если продолжить мысль Зиновьева, то можно прийти к выво­ду о том, что «кухня власти» превратила саму власть в товар. В результате помимо финансовых, сырьевых, технологических рынков возникли рынки власти. Что касается коррупции, то она стала механизмом продажи власти на рынке властных услуг. Но рынки услуг существуют как национальные, так и транснацио­нальные. И между ними идет постоянная конкуренция. Каждый раз,.когда возникает очередной коррупционный скандал, необхо­димо внимательно приглядеться, вследствие чего он произошел: конфликта на национальной «кухне власти» или транснацио­нальной. Нередко бывает так, что коррупционные скандалы — это инструменты, взламывающие национальные рынки власти.

В рабочем документе XXI Конгресса ООН по предупрежде­нию преступности и уголовному правосудию (Бангкок, 2005 г.) «Коррупция: угрозы и тенденции в XXI веке» отмечено, что в сегодняшнем относительно неспокойном мире, который стал результатом радикальных изменений, происшедших после окончания «холодной войны», появились новые возможности и стимулы для того, чтобы прибегать к разного рода коррупцион­ным действиям. Утверждение, будто бы «свободные» рынки и невмешательство государства в бизнес — панацея против кор­рупции, опровергается недавним опытом. Теперь каждая соци­ально-политическая и экономическая система рождает на свет собственную разновидность коррупции и нет ни одной систе­мы, которая не была бы так или иначе затронута этим явлени­ем. Разрастается политическая коррупция, которая охватывает ряд различных действий: от незаконного финансирования пар­тий и выборов до покупки голосов избирателей и «торговлей влиянием», которую практикуют политики и государственные чиновники на выборных должностях.

Для многих стран проблемой стала коррупция в судебных ор­ганах, которая угрожает их независимости, беспристрастности и справедливости и подрывает основы законности — одного из главных условий для экономического роста. Такой вывод сде­лан в докладе «Глобальная коррупция в 2007 г.: коррупция ор­ганов судебной власти», подготовленном неправительственной организацией «Транспаренси Интернэшнл». Согласно докладу существует четкая взаимосвязь между высоким уровнем кор­рупции в судебной системе и низким уровнем экономического роста. Это неудивительно, говорится в докладе, поскольку «ожидание выполнения договоров и справедливого разрешения споров жизненно важно для инвесторов и является основой для эффективного развития и роста бизнеса».

§ 1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности 409

Обычно считается, что сущность коррупции как социально-правового явления двуедина. С одной стороны, она выражается в незаконном использовании публичным лицом своего статуса в целях получения каких-либо выгод (продажность), а с дру­гой — в незаконном предоставлении публичному лицу таких выгод любым заинтересованным субъектом (подкуп). Кроме того, коррупция имеет место и в случае подкупа избирателей и участников референдума, которые в узком смысле слова не считаются публичными лицами. Однако в действительности коррупция может быть не связана с незаконным предоставле­нием каких-либо благ (например, при хищении должностным лицом вверенного ему в управление имущества).

Тем не менее мировая практика свидетельствует о том, что коррупция, сопряженная с подкупом, обычно рассматривается как наиболее опасный тип коррупции.

Содержание коррупции определяется совокупностью разно­образных деяний (действий или бездействия), выражающихся в незаконном получении имущества, услуг или льгот лицом, уполномоченным на осуществление государственных функций, а также в предоставлении ему таких преимуществ.

Формами проявления коррупции выступают специфические виды нарушения этических и правовых норм лицами, уполно­моченными на выполнение государственных функций. Приме­ром этических нарушений может служить совершение публич­ным лицом действий, которые хотя и не запрещены законом или договором, но создают впечатление о возможной коррум­пированности (систематическое присутствие на банкетах, про­водимых организациями, контроль за деятельностью которых входит в компетенцию данного лица; бесплатное пользование услугами, подлежащими оплате, предоставление кредитов друзьям или знакомым и т. п.).

Коррупционные правонарушения в отличие от аморальных коррупционных проступков запрещены нормами права и пре­дусматривают юридическую ответственность. Выделяются че­тыре основных вида коррупционных правонарушений: 1) граж­данско-правовые деликты; 2) дисциплинарные проступки; 3) административные правонарушения; 4) преступления.

Коррупционные преступления — это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на ин­тересы государственной власти и публичной службы, выражаю­щиеся в незаконном получении публичными лицами каких-либо благ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предостав­лении последним таких благ (табл. 12, 13).

Основная масса коррупционных преступлений носит латент­ный характер. Динамика выявленных преступлений этой кате­гории целиком зависит от субъективного фактора — активно­сти деятельности правоохранительных органов, политической воли руководства страны. Увеличение численности лиц, при­влеченных к уголовной ответственности за взяточничество с начала XXI в. в России более чем в 2 раза (с 2, 6 тыс. человек в 2001 г. до 5, 6 тыс. человек в 2007 г.) свидетельствует о тенден­ции реального усиления борьбы с коррупционной преступностью-

§ 1. Понятие и общая характеристика коррупционной преступности 411

Об этом же говорят данные о привлечении к уголовной ответ­ственности высших руководящих чиновников субъектов РФ с начала XXI в. За этот период в качестве обвиняемых, подозре­ваемых и уже осужденных по конкретным уголовным делам, связанным с различными злоупотреблениями, фигурировали: 15 губернаторов, глав республик, председателей региональных правительств; 22 вице-губернатора; 15 мэров краевых, област­ных, республиканских центров и 9 их заместителей; 2 спикера городских Дум.

Иными словами, свыше 60 руководителей высшей регио­нальной иерархии из 34 субъектов РФ были замешаны в раз­личных махинациях с бюджетными средствами, в коррупции, экономических преступлениях. К этой категории чиновников следует добавить многие десятки привлеченных к уголовной ответственности мэров и их заместителей из городов областно­го, краевого и республиканского подчинения, а также руково­дителей муниципальных образований, депутатов всех уровней, руководителей и сотрудников аппаратов региональных и мест­ных администраций1.

Вместе с тем Президент РФ в Послании Федеральному Со­бранию за 2006 г. особо отметил, что, несмотря на предприни­маемые усилия, до сих пор не удалось устранить одно из са­мых серьезных препятствий на пути развития страны — кор­рупцию.

Уровень коррупции и политическим руководством страны, и правоохранительными органами, и гражданским обществом оценивается как недопустимо высокий. Многочисленные оп­росы общественного мнения, проводимые в последние годы, свидетельствуют, что секторами, наиболее пораженными кор­рупцией, являются государственное управление, в частности госзакупки, правоохранительные органы, судебная система, здравоохранение, образование, жилищное строительство, жи­лищно-коммунальное хозяйство.

25. БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Стремясь дать достойный отпор коррупции, мировое сооб­щество проделало в конце XX — начале XXI в. большую рабо­ту, включая разработку и принятие Международного кодекса поведения государственных должностных лиц (резолюция 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН) и Декларации ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных ком­мерческих операциях (резолюция 51/191). В Конвенции против транснациональной организованной преступности (ратифици­рована Российской Федерацией), вступившей в силу 29 сентября 2003 г., содержатся положения, касающиеся коррупции среди публичных должностных лиц.

31 октября 2003 г. принята Конвенция ООН против корруп­ции (ратифицирована Российской Федерацией). Конвенция предписывает государствам определить круг правонарушений и предусматривает широкие меры по предупреждению корруп­ции. В ней также содержатся важные положения об укреплении международного сотрудничества по уголовно-правовым вопро­сам, а также по конкретным аспектам международного сотруд­ничества между правоохранительными органами. Наконец, крупным шагом вперед стало включение в названную Конвен­цию принципиально новых и имеющих далеко идущие послед­ствия положений о возвращении активов, а также о техниче­ской помощи и механизмах осуществления.

Одновременно с разработкой Конвенции ООН против корруп­ции Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК) развернуло Глобальную программу борьбы с коррупцией.

В рамках Глобальной программы борьбы с коррупцией в сентябре 2007 г. Всемирный банк и Управление ООН по борьбе с наркотиками и преступностью выступили с инициативой, призванной помочь развивающимся странам вернуть средства, похищенные их коррумпированными лидерами, и инвестиро­вать их в программы развития. Ежегодно международные пото­ки средств, полученных преступным путем, в результате кор­рупции и уклонения от уплаты налогов, составляют от 1 трлн до 1, 6 трлн долл. в год.

Новая инициатива должна пресекать отмывание средств, по­лученных незаконным путем, повысить эффективность служб финансовой разведки по всему миру и организовать между ни­ми более плодотворное сотрудничество. Инициатива призывает развивающиеся страны повысить эффективность управления и подотчетность, а развитые — не давать возможность хранить

1* Криминология

418 Глава XV. Коррупционная преступность

наворованные средства на своей территории и прекратить пре­доставлять убежища тем, кто их украл. Кроме того, в рамках инициативы будет вестись наблюдение за тем, как используют­ся возвращенные активы. Привлекают ли их, например, для финансирования социальных программ, 'улучшения услуг в сфере образования и медицины.

В свою очередь Совет Европы 27 января 1999 г. принял Кон­венцию об уголовной ответственности за коррупцию (ратифици­рована Российской Федерацией).

В Российской Федерации правовые и организационные ос­новы противодействия коррупции регламентируются федераль­ными законами от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государ­ственной службы Российской Федерации», от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной про­дукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на постав­ки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государст­венных и муниципальных нужд», от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 27 декабря 1995 г. № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе», от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государ­ственных нужд» и другими нормативными правовыми акта­ми РФ.

Уголовный кодекс РФ относит к числу преступлений широ­кий круг общественно опасных деяний, совершаемых с исполь­зованием служебного положения, сопряженных с получением выгоды, а также создающих условия для коррупционных про­явлений, криминализация которых предусмотрена в названных конвенциях.

Уголовно-процессуальным кодексом РФ, Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», федеральными зако­нами «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Феде­рального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ), от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», «Об оперативно-розыскной деятельности», от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) дохо­дов, полученных преступным путем, и финансированию терро­ризма» и другими нормативными правовыми актами РФ опре­деляются государственные органы, осуществляющие противо­действие коррупции, и устанавливается их компетенция.

§ 3. Система мер борьбы с коррупцией 419

Активное участие в мероприятиях по совершенствованию антикоррупционных механизмов принимает Комиссия Госу­дарственной Думы по противодействию коррупции.

В МВД России реализуется Комплексная программа меро­приятий МВД России по усилению борьбы с коррупцией на 2007—2008 гг. Генеральной прокуратурой РФ в 2006 г. разрабо­тана ведомственная стратегия по противодействию коррупции, согласно которой усилия прокуроров должны концентриро­ваться не только на проведении проверок исполнения законов о государственной и муниципальной службе, но и выявлении коррупционных проявлений, причин и условий их порождаю­щих.

Указом Президента РФ от 3 марта 2007 г. № 269 при феде­ральных государственных органах и государственных органах субъектов РФ образованы Комиссии по соблюдению требова­ний к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов.

В случае если в комиссию поступила информация о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, кото­рая приводит или может привести к конфликту интересов, председатель комиссии немедленно информирует об этом пред­ставителя нанимателя в целях принятия им мер по предотвра­щению конфликта интересов: усиление контроля за исполне­нием гражданским служащим его должностных обязанностей, отстранение гражданского служащего от замещаемой должно­сти гражданской службы на период урегулирования конфликта интересов или иные меры.

В 2008 г. по поручению Президента РФ подготовлен Нацио­нальный план противодействия коррупции. План включает принятие федерального закона «О противодействии корруп­ции», предусматривающего, в частности:

1) определение понятий «коррупция» — как социально-юри­дического явления, «коррупционное правонарушение» — как отдельного проявления коррупции, влекущего дисциплинар­ную, административную, уголовную или иную ответственность, и «противодействие коррупции» — как скоординированной деятельности федеральных органов государственной власти, ор­ганов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образований, институтов граж­данского общества, организаций и физических лиц по преду­преждению коррупции, уголовному преследованию лиц, совер­шивших коррупционные преступления, и минимизации и (или) ликвидации их последствий;

420 Глава XV. Коррупционная преступность

2) меры по профилактике коррупции, включающие:

а) специальные требования к лицам, претендующим на заме­
щение должностей судей, государственных должностей Россий­
ской Федерации и должностей государственной службы, пере­
чень которых определяется нормативными правовыми актами
РФ, предусматривающие в том числе контроль над доходами,
имуществом и обязательствами имущественного характера ука­
занных лиц;

б) развитие института общественного и парламентского кон­
троля за соблюдением антикоррупционного законодательст­
ва РФ;

в) совершенствование механизма антикоррупционной экс­
пертизы нормативных правовых актов РФ;

г) возложение на государственных и муниципальных служа­
щих обязанности уведомлять о ставших им известными в связи
с выполнением своих должностных обязанностей случаях кор­
рупционных или иных правонарушений, а также привлечение к
дисциплинарной и иной ответственности за невыполнение дан­
ной обязанности;

3) определение основных направлений государственной по­
литики в сфере противодействия коррупции, включающих:

а) совершенствование системы и структуры государственных
органов, оптимизацию и конкретизацию их полномочий;

б) разработку системы мер, направленных на совершенство­
вание порядка прохождения государственной и муниципальной
службы, стимулирование добросовестного исполнения обязан­
ностей государственной и муниципальной службы на высоком
профессиональном уровне;

в) сокращение категорий лиц, в отношении которых приме­
няется особый порядок производства по уголовным делам и ве­
дения оперативно-розыскных мероприятий;

г) введение антикоррупционных стандартов, т. е. установле­
ние для соответствующей области социальной деятельности
единой системы запретов, ограничений, обязанностей и дозво­
лений, направленных на предупреждение коррупции;

д) обеспечение справедливой и равной для всех доступности
правосудия и повышение оперативности рассмотрения дел в
судах;

е) развитие процедур досудебного и внесудебного разреше­
ния споров, прежде всего между гражданами и государственны­
ми органами.

Одновременно вносятся изменения в законодательные акты РФ в целях:

§ 3. Система мер борьбы с коррупцией 421

1) установления административной ответственности юриди­ческих лиц, причастных к коррупционным правонарушениям, а также государственных и муниципальных служащих, совершив­ших административные правонарушения коррупционного ха­рактера, не влекущие уголовную ответственность, с примене­нием к ним дисквалификации в качестве административного наказания; отнесения административного расследования дел данной категории к полномочиям органов прокуратуры Рос­сийской Федерации;

2) уточнения требований к судьям, лицам, претендующим на замещение должностей судей, членам Совета Федерации Феде­рального Собрания РФ и депутатам Государственной Думы Фе­дерального Собрания РФ, депутатам законодательных (предста­вительных) органов государственной власти субъектов РФ и ор­ганов местного самоуправления муниципальных образований, членам избирательных комиссий, Председателю Счетной пала­ты РФ, его заместителю, аудиторам Счетной палаты и служа­щим Центрального банка России;

3) возложения на государственных и муниципальных служа­щих дополнительных запретов, ограничений и обязанностей;

4) установления запрета на прием на правоохранительную службу и службу в органах федеральной службы безопасности граждан, имеющих (имевших) судимость, уголовное преследо­вание в отношении которых прекращено по нереабилитирую-щим основаниям, либо граждан, уволенных с государственной службы по дискредитирующим обстоятельствам;

 

5) законодательного развития механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов на государст­венной и муниципальной службе;

6) установления в качестве задачи ОРД обнаружения имуще­ства, подлежащего конфискации;

7) создания возможности осуществления оперативно-розы­скных мероприятий для проверки достоверности предоставлен­ных судьями, государственными и муниципальными служащи­ми сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущест­венного характера.

Национальный план противодействия коррупции предпола­гает осуществление комплекса мер, направленных на улучше­ние государственного управления в социально-экономической сфере и включающих:

1) регламентацию использования государственного и муни­ципального имущества, государственных и муниципальных ре­сурсов (в том числе при предоставлении государственной и му-

422 Глава XV. Коррупционная преступность

ниципальной помощи), передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения;

2) создание условий для справедливой конкуренции на то­варных и финансовых рынках, устранение дискриминационных условий доступа к инфраструктуре естественных монополий, повышение ответственности за организацию картельных согла­шений;

3) совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок для государственных и муниципальных нужд, в целях исключения возможности их произвольного толкования, дис­криминации и предоставления неоправданных преимуществ;

4) обеспечение контроля за выполнением принятых кон­трактных обязательств, прозрачности процедур закупок, пре­имущественное использование механизма аукционных торгов и биржевой торговли при отчуждении государственного и муни­ципального имущества;

5) детализацию механизма контроля за выполнением пуб­личных функций федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и орга­нами местного самоуправления муниципальных образований; соблюдение прав и законных интересов граждан и организа­ций, включая введение административных регламентов по каж­дой -из таких функций и системы оценки качества их выполне­ния.

Реализуется также система мер, направленных на совершен­ствование функционирования государственного аппарата и включающих:

1) передачу части федеральных полномочий регионам при одновременном внедрении системы оценки их работы и пере­дачу части функций государственных органов в негосударствен­ный сектор, а также изъятие у государственных органов имуще­ства, не используемого для реализации их полномочий;

2) реализацию прав граждан на получение достоверной ин­формации, повышение независимости СМИ;

3) создание системы контроля деятельности государствен­ных и муниципальных служащих со стороны институтов граж­данского общества;

4) сокращение излишней численности государственных и муниципальных служащих с одновременным привлечением на государственную и муниципальную службу квалифицирован­ных специалистов и созданием адекватных материальных сти­мулов в зависимости от объема и результатов работы;

§ 3. Система мер борьбы с коррупцией 423

5) повышение ответственности федеральных органов госу­дарственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления муниципальных образо­ваний и их должностных лиц за непринятие мер по устранению причин коррупции;

6) оптимизацию и конкретизацию полномочий государст­венных органов и их работников, которые должны быть закре­плены в административных регламентах;

7) выработку оптимальной системы взаимодействия инсти­тутов гражданского общества и СМИ с государственными орга­нами, исключающей возможность неправомерного вмешатель­ства в деятельность государственных служащих;

8) создание и использование инновационных технологий го­сударственного управления и администрирования, повышаю­щих объективность и обеспечивающих прозрачность управлен­ческих процессов, в частности по осуществлению перехода на электронные торги в режиме он-лайн при реализации имуще­ства, подлежащего конфискации, конкурсной массы предпри­ятий-банкротов и при закупках для государственных и муници­пальных нужд;

9) создание многофункциональных центров для предостав­ления гражданам и организациям государственных и муници­пальных услуг;

 

10) размещение на соответствующих сайтах в сети Интернет решений судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

11) совершенствование механизма ответственности за недо­пущение, ограничение или устранение конкуренции;

12) повышение оперативности оспаривания сделок, совер­шенных с нарушением законодательства РФ;

13) расширение общественного контроля за использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и мест­ных бюджетов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал