Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Оперативно-розыскные меры борьбы с организованными преступными формированиями
На местах борьба с организованной преступностью осуществляется непосредственно федеральными полицейскими подразделениями (объединениями " Ударные силы"), территориальная юрисдикция которых распределена таким образом, чтобы в совокупности охватить контролем всю страну. Эти подразделения, подчиненные министерству юстиции, действуют в тесном контакте с другими правоохранительными органами. Немаловажное значение имеет и создание в городских полицейских управлениях специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью. Опыт специализации подразделений правоохранительной системы в борьбе с организованной преступностью имеется и в нашей стране. Так, в конце 80-х годов в МВД СССР было создано управление по борьбе с организованной преступностью, по инициативе которого образованы межрегиональные, а в ряде МВД, УВД - соответствующие региональные подразделения. Была разработана и концепция борьбы с организованной преступностью, предусматривающая решение следующих основных задач: проведение разведывательно-поисковых мероприятий, направленных на добывание, сбор и анализ сведений об организованных преступных сообществах, оперативно-розыскное проникновение в их структуры, выработка мер противодействия; борьба с устойчивыми преступными сообществами и их коррумпированными связями; направление соответствующей информации в аппараты уголовного розыска, борьбы с экономической преступностью и совместное проведение крупномасштабных операций по разоблачению организованных преступных сообществ; информирование органов власти и управления о состоянии и тенденции развития организованной преступности. Концепция достаточно четко определила и главные направления работы, а именно: выявление и разоблачение преступных структур, возникших в результате сращивания общеуголовной и экономической преступности; недопущение возможности отмывания денег, добытых преступным путем; документирование преступной деятельности членов организаций, предприятий, созданных на незаконно нажитые средства; разоблачение бандитских группировок; обнаружение и перекрытие каналов сбыта за рубеж партий оружия, антиквариата, драгоценных камней и металлов, других предметов, представляющих для страны культурную и историческую ценность; документирование преступной деятельности членов организованных преступных групп, занимающихся наркобизнесом; изобличение коррумпированных лиц в органах власти и управления; противодействие проникновению преступных организованных формирований из зарубежных стран на территорию России; проведение совместно с другими правоохранительными органами и иными организациями мероприятий, защищающих интересы Российской Федерации по заключенным договорам об экспорте-импорте продукции; документирование деятельности преступных сообществ, имеющих международные связи; сбор информации о " ворах в законе", авторитетах уголовного мира и теневой экономики, способных организовывать и финансировать преступные сообщества, документирование их противоправной деятельности и противодействие вырабатываемой ими преступной стратегии; пресечение попыток использовать организованные преступные группы в террористических и экстремистских акциях. Задачей межрегиональных подразделений, кроме того, стали выявление и изобличение организованных преступных сообществ, имеющих межобластные, межреспубликанские, а также международные связи. На них же было возложено создание информационно-поисковых систем, банка данных о проявлениях организованной преступности для обмена информацией в регионе и за его пределами в интересах изобличения организаторов и участников преступных сообществ, крупных дельцов " теневой" экономики и наркобизнеса, экстремистских формирований, быстрого и полного раскрытия совершаемых ими тяжких преступлений. Созданные подразделения проводили анализ информации о процессах в преступной среде, определяли на этой основе стратегию и тактику борьбы с преступными сообществами в регионе, разрабатывали предложения по устранению причин и условий, способствующих организованной преступной деятельности. Важное значение в борьбе с организованной преступностью имело образование Главного управления по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД России, преобразованного в настоящее время в Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом (ДБОПТ). В его составе функционируют объединенные в оперативно-розыскные бюро подразделения по борьбе: с коррупцией в органах власти, с международными преступными структурами, с легализацией преступных доходов, с этническими организованными преступными группами, с лидерами преступных структур, с межрегиональными преступными структурами; с терроризмом и похищением людей. В состав ДБОПТ также входит организационно-зональное управление, осуществляющее штабные функции (информационно-аналитическую, оперативно-зонального контроля, оперативного реагирования). Повышение статуса и дальнейшее совершенствование системы этих подразделений органов внутренних дел создали новые возможности для наступления на наиболее опасные проявления организованной преступности. С учетом местных условий были осуществлены мероприятия по консолидации всей системы правоохранительных органов в целях укрепления правопорядка, ужесточения противодействия вооруженным организованным преступным группам; выработан механизм взаимодействия региональных подразделений с другими оперативными службами и милицией общественной безопасности; созданы условия для широкого обмена информацией, проведения совместной подготовки и самих операций против вооруженных преступных групп; разработаны меры по дальнейшему укреплению оперативных позиций в преступной среде, глубокому проникновению в вооруженные организованные преступные группы, включая внедрение в установленном порядке специально подготовленных штатных сотрудников органов внутренних дел. ДБОПТ усилен специальными подразделениями быстрого реагирования, оснащенными современными средствами передвижения, связи, защиты, вооружения. На эти подразделения возложена задача предупреждать и пресекать противоправные действия вооруженных преступных групп, изымать незаконно хранящееся оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, наркотики и т.п. В последние годы ДБОПТ, региональные управления по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел составляют единую систему специализированных подразделений. Ее образование осуществлено прежде всего для документирования деятельности организованных преступных формирований и принятия адекватных мер противодействия на различных уровнях государственного управления. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: пресечение деятельности преступных сообществ (организаций), банд и организованных групп; проведение разведывательно-оперативных мероприятий с целью получения сведений о процессах и тенденциях, происходящих в преступной среде, документирование противоправной деятельности лидеров преступных формирований; выявление и привлечение к ответственности коррумпированных лиц, использующих служебное положение в интересах преступных формирований; предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие конкретных преступлений, совершенных организованными группами. Для реализации названных задач ДБОПТ обеспечивает оперативно-розыскное предупреждение создания и функционирования межрегиональных и международных организованных преступных групп, организаций (сообществ), а специализированные аппараты субъектов Федерации - предупреждение фактов бандитизма, похищений и незаконного лишения свободы людей, захватов заложников, вымогательства, незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ, совершенных организованными группами. Руководители региональных органов внутренних дел обеспечивают взаимодействие аппаратов по борьбе с организованной преступностью с другими подразделениями криминальной милиции, для чего определяют систему обмена информацией, периодического совместного анализа оперативной обстановки и вырабатывают меры по противодействию организованным преступным формированиям, предотвращению и раскрытию особо тяжких и тяжких преступлений, проведению оперативно-розыскных мероприятий по конкретным делам оперативного учета, внедряют другие оправдавшие себя формы совместной деятельности и обеспечивают использование личного состава подразделений по борьбе с организованной преступностью строго для решения задач, определенных положениями о них. Одновременно осуществлены меры, направленные на организационное, тактическое, методическое, финансовое и кадровое обеспечение комплексного использования в борьбе с организованной преступностью действующего резерва, штатных негласных сотрудников. На базе ДБОПТ создаются единая автоматизированная система информационного обеспечения подразделений по борьбе с организованной преступностью, предназначенная для сбора, обработки и анализа сведений о преступных формированиях, фонотека на их лидеров и активных участников; собран массив фрагментов видео- и аудиозаписей, графических изображений. Разработаны методические рекомендации по основам организации и тактики деятельности подразделений по борьбе с организованной преступностью. Осуществляется специализация и следственных работников. Для обеспечения квалифицированного расследования уголовных дел в отношении организованных преступных структур и коррумпированных лиц в составе следственных аппаратов созданы специализированные отделы, организация работы и процессуальный контроль за которыми возложены на управление по расследованию организованной преступной деятельности и коррупции Следственного комитета при МВД России. Важную роль в предупреждении организованной преступности играет информационно-аналитическое обеспечение, создание банка данных, включающего сведения о преступных структурах, направлениях их деятельности, лидерах и уголовных авторитетах, складывающихся между ними отношениях и т.п. При этом учитывается, что основные устремления организованных преступных формирований направлены в настоящее время на захват ключевых позиций в наиболее доходных сферах экономики, на проникновение во властные структуры, прежде всего на региональном уровне. Поэтому информационно-аналитическая деятельность подразделений по борьбе с организованной преступностью в сфере предупреждения ее проявлений преследует следующие цели: выявление причин и условий, способствующих проявлениям организованной преступности, и лиц - потенциальных участников преступных формирований; получение и анализ сведений о тенденциях преступности, процессах, происходящих в преступной среде, концентрация их в массивах автоматизированных банков данных и использование для проведения оперативно-розыскных и профилактических мероприятий в отношении лидеров и участников организованных преступных формирований; организация системы информационного обмена с правоохранительными органами, контролирующими и иными ведомствами и осуществление совместных мероприятий по предупреждению проникновения организованных преступных формирований в сферу экономики и политики. Информационно-аналитическая работа осуществляется по следующим направлениям. 1. Получение с помощью оперативно-розыскных средств и методов стратегически важной информации и ее анализ. Содержание ее - конфиденциальные сведения и статистические данные о распространении и видах организованной преступности, в том числе по отдельным регионам, о коррумпированности должностных лиц, возможных способах совершения преступлений (особенно в сфере экономики) и об обстоятельствах, способствующих этим явлениям, и т.п. 2. Получение разведывательной информации о преступных формированиях, совершающих преступления международного (транснационального) характера (финансовые махинации, контрабанда оружия, исторических и культурных ценностей, а также авто- и наркобизнес), направление ее соответствующим службам правоохранительных органов. Координация действий этих служб с Национальным бюро Интерпола, аналогичными службами других стран (при наличии соглашений с ними). 3. Получение контрразведывательной информации в целях обеспечения собственной безопасности, а также выявления коррумпированных сотрудников правоохранительных органов. Важным элементом организации предупредительной работы подразделений по борьбе с организованной преступностью является планирование. Стратегические вопросы в этой сфере определяются федеральными целевыми программами по борьбе с преступностью, а также Межгосударственной программой по борьбе с преступностью на территории СНГ, соглашениями с отдельными государствами. Конкретные мероприятия по предупреждению проявлений организованной преступности намечаются в ведомственных и межведомственных планах основных организационных и практических мероприятий правоохранительных органов; в специальных планах проведения комплексных операций, оперативно-розыскных мероприятий, целевых проверок, исследований и т.д. Взаимодействие соответствующих подразделений в предупреждении организованной преступности, как правило, носит дифференцированный характер. Внутреннее взаимодействие подразделения по борьбе с организованной преступностью осуществляют с иными оперативными аппаратами органов внутренних дел, следственными подразделениями. Внешнее их взаимодействие определяется характером решаемой задачи и осуществляется на следующих уровнях: федеральном - с правоохранительными органами России; региональном - с институтами исполнительной власти (правительством, администрацией субъектов Федерации, с контролирующими ведомствами); международном - с зарубежными правоохранительными органами, с Интерполом. Указанное взаимодействие строится по таким основным направлениям, как взаимообмен информацией и проведение совместных оперативно-профилактических операций. При этом особое значение имеет организация и осуществление взаимодействия правоохранительных органов России. Продолжающийся рост организованной преступности обусловливает необходимость привлечения к борьбе с нею Федеральной службы безопасности (в том числе пограничной службы), органов таможенной службы. Расширение круга субъектов этой деятельности требует их большей согласованности, лучшего взаимодействия, усиления роли органов прокуратуры. В этих целях на основании совместного решения Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ России созданы следственно-оперативные группы (СОГ), объединяющие усилия следственных, оперативных, технических и других служб и подразделений соответствующих органов по пресечению и расследованию деятельности организованных преступных группировок. Эти группы комплектуются из наиболее квалифицированных следователей и оперативных сотрудников. Успех предупредительной деятельности правоохранительных органов во многом также зависит от качества подготовки кадров, эффективности научных исследований, от разработки и умелого применения принципиально новых, научно обоснованных подходов к организации и методике профилактической и оперативно-розыскной деятельности. Главная цель осуществляемых в правоохранительных органах преобразований - совершенствование системы борьбы с организованной преступностью, приведение ее в состояние, позволяющее своевременно, адекватно и целенаправленно реагировать на изменение характера преступности, появление новых видов преступлений, на действия лидеров и авторитетов преступной среды; использование всего потенциала системы для нейтрализации и эффективной борьбы с организованной преступностью, ее вытеснения в традиционно криминальные сферы деятельности, для обеспечения реальной защиты личности, общества и государства от наиболее опасных преступных проявлений.
|