Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нормативно-правовое регулирование борьбы с организованной преступностью
Впервые в едином комплексе стратегические направления борьбы с организованной преступностью на уровне ООН были сформулированы на VIII Конгрессе по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.). Они были конкретизированы на Всемирной конференции ООН по транснациональной организованной преступности (Неаполь, 1994 г.), в частности в справочном документе «Национальное законодательство и его соответствие требованиям борьбы с различными формами организованной транснациональной преступности; надлежащие руководящие принципы для принятия законодательных и иных мер на национальном уровне». § 4. Основные направления борьбы 399 Принципиально новые возможности в борьбе с организованной преступностью, в особенности с ее международными формами, открывает принятая в декабре 2000 г. на политической конференции высокого уровня в Палермо (Италия) Конвенция против транснациональной организованной преступности (Конвенция ООН), которая стала адекватным ответом мирового сообщества на процессы криминальной глобализации. Конвенция ООН включает конкретные меры по борьбе с участием в организованной преступной группе, с отмыванием денежных средств, против коррупции. Подробным образом изложены процедуры передачи уголовного производства, конфискации и ареста доходов от преступлений, выдачи лиц, причастных к организованной преступной деятельности, защиты свидетелей от вероятной мести или запугивания со стороны преступников, помощь потерпевшим и их защита. Совершенно новым для международно-правовой практики стало закрепление в Конвенции ООН мер по предупреждению транснациональной организованной преступности. Такие меры предусматривают предупреждение злоупотреблений со стороны организованных преступных групп процедурами торгов, проводимых публичными органами, субсидиями и лицензиями, выдаваемыми публичными органами для осуществления коммерческой деятельности. Конвенция ООН обязывает государств-участников создавать публичные реестры юридических и физических лиц, участвующих в учреждении юридических лиц, управлении ими и их финансировании, а также создать национальный реестр лиц, лишенных права занимать должности руководителей юридических лиц. Помимо текста самой Конвенции ООН одновременно были подписаны два протокола к ней: о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. В дальнейшем подписан еще один протокол — по проблеме незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями. Большое внимание уделено развитию сотрудничества между правоохранительными органами государств — участников Конвенции ООН, в частности в проведении совместных расследований. Впервые на высшем международном уровне закреплены в едином комплексе такие специальные методы расследования, как электронное наблюдение, контролируемые поставки и агентурные операции. Регламентируется сбор и анализ информации о характере организованной преступности и обмен такой информацией, подготовка кадров и техническая помощь. 400 Глава XIV. Организованная преступность В Конвенции ООН определены понятия организованной преступной группы, отмывания доходов от преступлений, уголовно наказуемой коррупции, контролируемой поставки. В Конвенции ООН дана также структура информации, необходимой для международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью. Она включает: 6) идентификационные данные, характер, членский состав, структуру, местонахождение или деятельность организованных преступных групп; 7) связи, в том числе международные, с другими организованными преступными группами; 8) преступления, которые совершили или могут совершить организованные преступные группы; 9) сведения о личности, местонахождении и деятельности лиц, подозреваемых в участии в преступлениях, совершенных членами организованных преступных групп, или местонахождении других причастных лиц; 10) данные о перемещении доходов от преступлений или имущества, полученного в результате преступлений, совершенных членами организованных преступных групп, а также о перемещении имущества, оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении таких преступлений. В Конвенции ООН содержатся стандарты информационной работы полицейских подразделений в борьбе с организованной преступностью. Так, в ней отмечено, что каждое государство-участник в необходимых пределах осуществляет, разрабатывает или совершенствует конкретные программы подготовки персонала правоохранительных органов. Такие программы, в частности, включают: 5) методы, используемые при предупреждении, выявлении и пресечении преступлений, охватываемых Конвенцией ООН; 6) маршруты и средства, используемые лицами, подозреваемыми в причастности к преступлениям, охватываемым указанной Конвенцией ООН, в том числе в государствах транзита, а также соответствующие ответные меры; 7) наблюдение за перемещением предметов контрабанды; 8) выявление и наблюдение за перемещением доходов от преступлений, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений и за методами передачи, сокрытия или утаивания таких доходов, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений, а также методы, используе- § 4. Основные направления борьбы 401 мые в борьбе с отмыванием денежных средств и другими финансовыми преступлениями; 9) сбор доказательств; 10) способы контроля в зонах свободной торговли и свободных портах; 11) современное оборудование и методы, используемые в работе правоохранительных органов, включая электронное наблюдение, контролируемые поставки и агентурные операции; 12) методы, используемые в борьбе с транснациональными организованными преступлениями, совершаемыми с использованием компьютеров, телекоммуникационных сетей и других видов современной технологии; и методы, применяемые при защите потерпевших и свидетелей. Конвенция ООН предусматривает ответственность юридических лиц за участие в преступлениях, к которым причастны организованные преступные группы. В российском законодательстве такая ответственность предусмотрена в гражданском праве. Поэтому необходимо определить механизмы использования институтов гражданского права в борьбе с организованной преступностью. В Конвенции ООН подробно описываются процедуры конфискации и ареста доходов от преступлений, совершенных организованными преступными группами; международного сотрудничества в целях конфискации, распоряжения конфискованными доходами от преступлений или имуществом. Реализация Конвенции ООН в Российской Федерации требует также кардинального улучшения системы координации деятельности всех силовых структур в борьбе с организованной преступностью и коррупцией. В системе координации основное — это упорядоченные информационные потоки как гласной, так и негласной информации о вскрытых и латентных процессах в преступной среде. В этой ситуации на межведомственном уровне необходимо составить всероссийскую матрицу распространения организованных преступных сообществ. С принятием Конвенции ООН борьба с международной организованной преступностью в нашей стране становится не только сферой интересов узкой группы профессионалов из правоохранительных органов, она все более значима и для внешнеполитической деятельности. Поэтому требуются предельно взвешенные подходы и в построении совместных информационных систем, и в отработке технологий сотрудничества, и в использовании оценочных показателей. 402 Глава XIV. Организованная преступность Помимо обозначенных в Конвенции направлений сбора информации, за основу таких критериев целесообразно взять стандарты Интерпола. По линии борьбы с организованной преступностью эти стандарты определены в проекте Интерпола под условным наименованием «Миллениум». Задачи этого проекта состоят в систематизации информации по участникам и структурам восточно-европейской или российской организованной преступности для ее сопоставления и анализа; выявление членства, иерархии, сфер деятельности, способов совершения преступлений и преступного характера этих групп; подготовка информационно-аналитических материалов для доведения их до участников проекта; создание всемирной базы данных по участникам и организаторам восточно-европейской или российской организованной преступности с усиленными мерами безопасности; содействие государствам-членам в обмене оперативно-розыскной и следственной информацией. Важнейшим направлением в борьбе с организованной преступностью в Российской Федерации продолжает оставаться укрепление сотрудничества правоохранительных органов государств — участников СНГ, имеющих, по существу, единое криминальное пространство. Основные усилия должны быть сосредоточены на выполнении регулярно принимаемых межгосударственных программ совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств — участников СНГ. Развитие программно-целевого подхода в борьбе с организованной преступностью необходимо и на общероссийском уровне1. Эффективные результаты, например, дает реализация Концепции совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере борьбы с организованной преступностью, принятой 5 августа 2005 г. В этой Концепции поставлены задачи вывода из-под криминального контроля участников преступных формирований объектов экономики, а также недопущения проникновения их представителей во власть. В рамках Концепции проводятся мероприятия по: 1) мониторингу, анализу и прогнозированию состояния оперативной обстановки по линии борьбы с организованной преступностью; 1 См.: Эминов В. Е. Концепция борьбы с организованной преступностью в России. М., 2007. § 4. Основные направления борьбы 403 7) разработке и реализации целевых программ и комплексных планов в сфере борьбы с организованной преступностью; 8) проведению оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, направленных на выполнение основных задач в сфере борьбы с организованной преступностью; 9) обеспечению согласно законодательству Российской Федерации государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, участников уголовного судопроизводства, а также их близких, при угрозе посягательства на жизнь, здоровье и имущество этих лиц со стороны участников преступных формирований; 10) формированию и ведению оперативных учетов, информационных систем, необходимых для борьбы с организованной преступностью; 11) организации и взаимодействию с иными правоохранительными органами Российской Федерации и зарубежных государств. Важным условием повышения эффективности борьбы с организованной преступностью является также постоянное совершенствование следственной, судебной и прокурорской практики по делам указанной категории. Большое значение для борьбы с организованной преступностью имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2008 г. № 8 «О судебной практике рассмотрения уголовных дел об организации преступного сообщества (преступной организации)», где содержатся основополагающие для теории и практики положения. В частности, под преступным сообществом (преступной организацией) предлагается понимать структурно оформленную преступную группу, которая, помимо присущих организованной группе признаков (ч. 3 ст. 35 УК РФ), характеризуется сплоченностью и создана для совершения одного или нескольких тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп, созданное в тех же целях. В качестве организаторов (руководителей) преступного сообщества (преступной организации) и входящих в него структурных подразделений может выступать одно или несколько лиц. Судам разъяснено, что по смыслу ч. 4 ст. 35 УК РФ под при- знаком сплоченности преступного сообщества (преступной организации) следует понимать наличие у руководителей (организаторов) и участников этого сообщества (организации) единого умысла на совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также осознания ими общих целей функционирования такого 404 Глава XIV. Организованная преступность преступного сообщества и своей принадлежности к нему. Для данной формы организованной преступности характерно сочетание в различной совокупности таких признаков, как наличие организационно-управленческих структур, общей материально-финансовой базы, образованной в том числе из взносов от преступной и иной деятельности, иерархии, дисциплины, установленных ими правил взаимоотношения и поведения участников преступного сообщества и т. д. Сплоченность может также характеризоваться особой структурой сообщества (например, руководитель, совет руководителей, исполнители отдельных заданий), наличием руководящего состава, распределением функций между его участниками. О сплоченности сообщества свидетельствуют планирование преступной деятельности на длительный период, подкуп и другие коррупционные действия, направленные на нейтрализацию представителей правоохранительных и иных государственных органов. Постановление разъясняет, что уголовная ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений либо объединения организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп в целях разработки планов и условий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 1 ст. 210 УК РФ) наступает с момента фактического образования указанного преступного сообщества, т. е. создания условий, свидетельствующих о готовности преступного сообщества (преступной организации) реализовать свои преступные намерения независимо от того, совершили участники такого сообщества планировавшиеся преступления или нет. О готовности сообщества (организации) к совершению преступлений может свидетельствовать, например, приобретение и распространение между участниками сообщества орудий и средств совершения преступлений, договоренность о разделе сфер и территорий преступной деятельности и др. Под руководством преступным сообществом (преступной организацией) или входящими в него структурными подразделениями понимается осуществление организационных и управленческих функций в отношении преступного сообщества и его структурных подразделений как при совершении конкретных преступлений, так и в целом при обеспечении функционирования преступного сообщества. Такое руководство может выражаться, в частности, в формулировании целей, разработке общих планов деятельности преступного сообщества (преступной § 4. Основные направления борьбы 405 организации), подготовке к совершению конкретных тяжких и (или) особо тяжких преступлений, а также иных организационно-распорядительных действиях, направленных на достижение целей, поставленных перед преступным сообществом и входящими в его структуру подразделениями при их создании (например, распределение ролей между членами сообщества, организация материально-технического обеспечения, принятие мер безопасности, конспирации, распределение средств, полученных от преступной деятельности). Указанные и другие положения постановления Пленума Верховного Суда РФ явились результатом многолетних исследований и обобщений практики, проводимыми учеными криминологами и криминалистами.
[1] " Общаковые" средства – нелегальный материальный фонд главарей преступных формирований, состоящий из взносов криминальных лиц, а также отдельных коммерсантов и бизнесменов, используемый на нужды преступной деятельности.
|