Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативно-правовое регулирование борьбы с организованной преступностью






Впервые в едином комплексе стратегические направления борьбы с организованной преступностью на уровне ООН были сформулированы на VIII Конгрессе по предупреждению пре­ступности и обращению с правонарушителями (Гавана, 1990 г.). Они были конкретизированы на Всемирной конференции ООН по транснациональной организованной преступности (Неаполь, 1994 г.), в частности в справочном документе «Национальное за­конодательство и его соответствие требованиям борьбы с раз­личными формами организованной транснациональной пре­ступности; надлежащие руководящие принципы для принятия законодательных и иных мер на национальном уровне».

§ 4. Основные направления борьбы 399

Принципиально новые возможности в борьбе с организо­ванной преступностью, в особенности с ее международными формами, открывает принятая в декабре 2000 г. на политиче­ской конференции высокого уровня в Палермо (Италия) Кон­венция против транснациональной организованной преступно­сти (Конвенция ООН), которая стала адекватным ответом ми­рового сообщества на процессы криминальной глобализации.

Конвенция ООН включает конкретные меры по борьбе с участием в организованной преступной группе, с отмыванием денежных средств, против коррупции. Подробным образом из­ложены процедуры передачи уголовного производства, конфи­скации и ареста доходов от преступлений, выдачи лиц, прича­стных к организованной преступной деятельности, защиты свидетелей от вероятной мести или запугивания со стороны преступников, помощь потерпевшим и их защита.

Совершенно новым для международно-правовой практики стало закрепление в Конвенции ООН мер по предупреждению транснациональной организованной преступности. Такие меры предусматривают предупреждение злоупотреблений со стороны организованных преступных групп процедурами торгов, прово­димых публичными органами, субсидиями и лицензиями, вы­даваемыми публичными органами для осуществления ком­мерческой деятельности. Конвенция ООН обязывает госу­дарств-участников создавать публичные реестры юридических и физических лиц, участвующих в учреждении юридических лиц, управлении ими и их финансировании, а также создать национальный реестр лиц, лишенных права занимать должно­сти руководителей юридических лиц.

Помимо текста самой Конвенции ООН одновременно были подписаны два протокола к ней: о предупреждении и пресече­нии торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху. В даль­нейшем подписан еще один протокол — по проблеме незакон­ной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями.

Большое внимание уделено развитию сотрудничества между правоохранительными органами государств — участников Кон­венции ООН, в частности в проведении совместных расследо­ваний. Впервые на высшем международном уровне закреплены в едином комплексе такие специальные методы расследования, как электронное наблюдение, контролируемые поставки и агентурные операции. Регламентируется сбор и анализ инфор­мации о характере организованной преступности и обмен такой информацией, подготовка кадров и техническая помощь.

400 Глава XIV. Организованная преступность

В Конвенции ООН определены понятия организованной преступной группы, отмывания доходов от преступлений, уго­ловно наказуемой коррупции, контролируемой поставки.

В Конвенции ООН дана также структура информации, необ­ходимой для международного сотрудничества в борьбе с организо­ванной преступностью. Она включает:

6) идентификационные данные, характер, членский состав, структуру, местонахождение или деятельность организованных преступных групп;

7) связи, в том числе международные, с другими организо­ванными преступными группами;

8) преступления, которые совершили или могут совершить организованные преступные группы;

9) сведения о личности, местонахождении и деятельности лиц, подозреваемых в участии в преступлениях, совершенных членами организованных преступных групп, или местонахож­дении других причастных лиц;

10) данные о перемещении доходов от преступлений или имущества, полученного в результате преступлений, совершен­ных членами организованных преступных групп, а также о пе­ремещении имущества, оборудования или других средств, ис­пользовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении таких преступлений.

В Конвенции ООН содержатся стандарты информационной работы полицейских подразделений в борьбе с организованной преступностью. Так, в ней отмечено, что каждое государство-участник в необходимых пределах осуществляет, разрабатывает или совершенствует конкретные программы подготовки персона­ла правоохранительных органов. Такие программы, в частности, включают:

5) методы, используемые при предупреждении, выявлении и пресечении преступлений, охватываемых Конвенцией ООН;

6) маршруты и средства, используемые лицами, подозревае­мыми в причастности к преступлениям, охватываемым указан­ной Конвенцией ООН, в том числе в государствах транзита, а также соответствующие ответные меры;

7) наблюдение за перемещением предметов контрабанды;

8) выявление и наблюдение за перемещением доходов от преступлений, имущества, оборудования или других средств со­вершения преступлений и за методами передачи, сокрытия или утаивания таких доходов, имущества, оборудования или других средств совершения преступлений, а также методы, используе-

§ 4. Основные направления борьбы 401

мые в борьбе с отмыванием денежных средств и другими фи­нансовыми преступлениями;

9) сбор доказательств;

10) способы контроля в зонах свободной торговли и свобод­ных портах;

11) современное оборудование и методы, используемые в ра­боте правоохранительных органов, включая электронное на­блюдение, контролируемые поставки и агентурные операции;

12) методы, используемые в борьбе с транснациональными организованными преступлениями, совершаемыми с использо­ванием компьютеров, телекоммуникационных сетей и других видов современной технологии; и методы, применяемые при защите потерпевших и свидетелей.

Конвенция ООН предусматривает ответственность юридиче­ских лиц за участие в преступлениях, к которым причастны ор­ганизованные преступные группы. В российском законодатель­стве такая ответственность предусмотрена в гражданском праве. Поэтому необходимо определить механизмы использования ин­ститутов гражданского права в борьбе с организованной преступ­ностью.

В Конвенции ООН подробно описываются процедуры кон­фискации и ареста доходов от преступлений, совершенных ор­ганизованными преступными группами; международного со­трудничества в целях конфискации, распоряжения конфиско­ванными доходами от преступлений или имуществом.

Реализация Конвенции ООН в Российской Федерации тре­бует также кардинального улучшения системы координации дея­тельности всех силовых структур в борьбе с организованной пре­ступностью и коррупцией. В системе координации основное — это упорядоченные информационные потоки как гласной, так и негласной информации о вскрытых и латентных процессах в преступной среде. В этой ситуации на межведомственном уров­не необходимо составить всероссийскую матрицу распростра­нения организованных преступных сообществ.

С принятием Конвенции ООН борьба с международной ор­ганизованной преступностью в нашей стране становится не только сферой интересов узкой группы профессионалов из пра­воохранительных органов, она все более значима и для внеш­неполитической деятельности. Поэтому требуются предельно взвешенные подходы и в построении совместных информаци­онных систем, и в отработке технологий сотрудничества, и в использовании оценочных показателей.

402 Глава XIV. Организованная преступность

Помимо обозначенных в Конвенции направлений сбора ин­формации, за основу таких критериев целесообразно взять стан­дарты Интерпола. По линии борьбы с организованной преступ­ностью эти стандарты определены в проекте Интерпола под ус­ловным наименованием «Миллениум». Задачи этого проекта состоят в систематизации информации по участникам и струк­турам восточно-европейской или российской организованной преступности для ее сопоставления и анализа; выявление член­ства, иерархии, сфер деятельности, способов совершения пре­ступлений и преступного характера этих групп; подготовка ин­формационно-аналитических материалов для доведения их до участников проекта; создание всемирной базы данных по участ­никам и организаторам восточно-европейской или российской организованной преступности с усиленными мерами безопас­ности; содействие государствам-членам в обмене оперативно-розыскной и следственной информацией.

Важнейшим направлением в борьбе с организованной пре­ступностью в Российской Федерации продолжает оставаться укрепление сотрудничества правоохранительных органов госу­дарств — участников СНГ, имеющих, по существу, единое кри­минальное пространство. Основные усилия должны быть со­средоточены на выполнении регулярно принимаемых межгосу­дарственных программ совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на терри­тории государств — участников СНГ.

Развитие программно-целевого подхода в борьбе с организо­ванной преступностью необходимо и на общероссийском уров­не1. Эффективные результаты, например, дает реализация Кон­цепции совершенствования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации в сфере борьбы с организованной преступностью, принятой 5 августа 2005 г.

В этой Концепции поставлены задачи вывода из-под крими­нального контроля участников преступных формирований объ­ектов экономики, а также недопущения проникновения их представителей во власть.

В рамках Концепции проводятся мероприятия по:

1) мониторингу, анализу и прогнозированию состояния опе­ративной обстановки по линии борьбы с организованной пре­ступностью;

1 См.: Эминов В. Е. Концепция борьбы с организованной преступ­ностью в России. М., 2007.

§ 4. Основные направления борьбы 403

7) разработке и реализации целевых программ и комплекс­ных планов в сфере борьбы с организованной преступностью;

8) проведению оперативно-розыскных и профилактических мероприятий, направленных на выполнение основных задач в сфере борьбы с организованной преступностью;

9) обеспечению согласно законодательству Российской Фе­дерации государственной защиты судей, должностных лиц пра­воохранительных и контролирующих органов, участников уго­ловного судопроизводства, а также их близких, при угрозе по­сягательства на жизнь, здоровье и имущество этих лиц со стороны участников преступных формирований;

10) формированию и ведению оперативных учетов, информа­ционных систем, необходимых для борьбы с организованной преступностью;

11) организации и взаимодействию с иными правоохрани­тельными органами Российской Федерации и зарубежных госу­дарств.

Важным условием повышения эффективности борьбы с ор­ганизованной преступностью является также постоянное совер­шенствование следственной, судебной и прокурорской практи­ки по делам указанной категории. Большое значение для борь­бы с организованной преступностью имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2008 г. № 8 «О судеб­ной практике рассмотрения уголовных дел об организации пре­ступного сообщества (преступной организации)», где содержат­ся основополагающие для теории и практики положения.

В частности, под преступным сообществом (преступной орга­низацией) предлагается понимать структурно оформленную преступную группу, которая, помимо присущих организован­ной группе признаков (ч. 3 ст. 35 УК РФ), характеризуется сплоченностью и создана для совершения одного или несколь­ких тяжких или особо тяжких преступлений, либо объединение организаторов, руководителей или иных представителей орга­низованных групп, созданное в тех же целях. В качестве орга­низаторов (руководителей) преступного сообщества (преступ­ной организации) и входящих в него структурных подразделе­ний может выступать одно или несколько лиц.

Судам разъяснено, что по смыслу ч. 4 ст. 35 УК РФ под при- знаком сплоченности преступного сообщества (преступной орга­низации) следует понимать наличие у руководителей (организа­торов) и участников этого сообщества (организации) единого умысла на совершение тяжких и особо тяжких преступлений, а также осознания ими общих целей функционирования такого

404 Глава XIV. Организованная преступность

преступного сообщества и своей принадлежности к нему. Для данной формы организованной преступности характерно соче­тание в различной совокупности таких признаков, как наличие организационно-управленческих структур, общей материально-финансовой базы, образованной в том числе из взносов от пре­ступной и иной деятельности, иерархии, дисциплины, установ­ленных ими правил взаимоотношения и поведения участников преступного сообщества и т. д.

Сплоченность может также характеризоваться особой струк­турой сообщества (например, руководитель, совет руководите­лей, исполнители отдельных заданий), наличием руководящего состава, распределением функций между его участниками. О сплоченности сообщества свидетельствуют планирование преступной деятельности на длительный период, подкуп и дру­гие коррупционные действия, направленные на нейтрализацию представителей правоохранительных и иных государственных органов.

Постановление разъясняет, что уголовная ответственность за создание преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений либо объединения организаторов, руководителей или иных предста­вителей организованных групп в целях разработки планов и ус­ловий для совершения тяжких или особо тяжких преступлений (ч. 1 ст. 210 УК РФ) наступает с момента фактического образо­вания указанного преступного сообщества, т. е. создания усло­вий, свидетельствующих о готовности преступного сообщества (преступной организации) реализовать свои преступные наме­рения независимо от того, совершили участники такого сооб­щества планировавшиеся преступления или нет. О готовности сообщества (организации) к совершению преступлений может свидетельствовать, например, приобретение и распространение между участниками сообщества орудий и средств совершения преступлений, договоренность о разделе сфер и территорий преступной деятельности и др.

Под руководством преступным сообществом (преступной ор­ганизацией) или входящими в него структурными подразделе­ниями понимается осуществление организационных и управ­ленческих функций в отношении преступного сообщества и его структурных подразделений как при совершении конкретных преступлений, так и в целом при обеспечении функционирова­ния преступного сообщества. Такое руководство может выра­жаться, в частности, в формулировании целей, разработке об­щих планов деятельности преступного сообщества (преступной

§ 4. Основные направления борьбы 405

организации), подготовке к совершению конкретных тяжких и (или) особо тяжких преступлений, а также иных организаци­онно-распорядительных действиях, направленных на достиже­ние целей, поставленных перед преступным сообществом и входящими в его структуру подразделениями при их создании (например, распределение ролей между членами сообщества, организация материально-технического обеспечения, принятие мер безопасности, конспирации, распределение средств, полу­ченных от преступной деятельности).

Указанные и другие положения постановления Пленума Верховного Суда РФ явились результатом многолетних иссле­дований и обобщений практики, проводимыми учеными кри­минологами и криминалистами.

 


[1] " Общаковые" средства – нелегальный материальный фонд главарей преступных формирований, состоящий из взносов криминальных лиц, а также отдельных коммерсантов и бизнесменов, используемый на нужды преступной деятельности.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал