Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Данного вида.






Слово «жанр» (genre) французского происхождения, в буквальном переводе означает «рождающая», одного корня с русским словом «жена» - «дающая начало роду» и греческим «genos» и латинским «genus», что означает – «род».В музыкальной культуре человечества за прошедшие века как в волшебной копилке накопилось множество разнообразных музыкальных произведений, различных по содержанию, настроению, написанных для солистов и различных групп исполнителей. Все они относятся к разным видам музыки, так называемым жанрам.Понятие - жанр - принадлежит не только к музыкальному искусству. В литературе, живописи и др.искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе - это роман, повесть, рассказ; в поэзии - сонет и баллада; в живописи - пейзаж и портрет; в музыке - вокальная, камерная, симфоническая музыка и т.д. К одному жанру мы можем отнести произведения, написанные для определённого состава исполнителей, сходных логикой построения, способностью передать характерные черты эпохи, с типичным кругом образов и жизненным предназначением. В музыке понятие жанра очень ёмко и многогранно Например: к камерному жанру мы относим произведения, написанные для отдельных инструментов (фортепиано, скрипки, трубы и т.д.) и для небольших ансамблей (трио, квартет). В каждом жанре

складывается своё, определенное сочетание выразительных средств, комплекс художественных приёмов, которые легко узнаются и запоминаются.

Одними из древнейших музыкальных жанров являются жанры народной, фольклорной музыки (fOLKLORE - староангл.- народная мудрость): песня, марш, танец – это самые первые жанры, их так и называют – первичные жанры, а

поскольку они связаны с бытом людей, укладом их жизни их называют прикладными жанрами. В дальнейшем появились и другие: колыбельная,

частушка; былина и т.д. Каждый из жанров имеет множество разновидностей (поджанров), например: песни (исторические, обрядовые, трудовые, лирические, шуточные); (русские, украинские, немецкие). С развитием профессиональной музыки, то есть музыки, сочиняемой композиторами, родились и получили развитие жанры вторичные (автономные), к примеру, такие как фуга, симфония, соната, опера, кантата, оратория.

Музыку такого рода можно услышать в концертном зале, филармонии, оперном театре. От прикладных жанров автономные отличаются по цели – те утилитарны (используются в быту), эти - преображают человека, способствуют его духовному росту. А что же стало с первичными жанрами? Они продолжают жить в профессиональной музыке. Интонации прикладных жанров становятся языком

автономных, так мазурки Ф.Шопена подражают народным танцам, и все же предназначены для слушания, а не для танца. Жанр марша был использован многими композиторами, например, М.И.Глинкой («Марш Черномора» из оперы

«Руслан и Людмила»). Столь любимые в народе жанры – песня, романс, колыбельная, серенада, баркарола, баллада становятся вокальными жанрами профессиональной музыки (Л.Бетховен («Сурок»).

Эволюция и историческое влияние формируют новые жанры вокальной музыки: ария (ариозо, ариетта), каватина, элегия, дуэт, трио. Появляются и новые жанровые разновидности песен: революционные, советские, массовые, блатные, бардовские (авторская песня).Одновременно развиваются инструментальные жанры: камерные инструментальные и симфонические.

Камерные - (от позднелат. camera - комната), предназначеные для исполнения в небольших помещениях, для домашнего, " комнатного" музицирования с небольшим составом исполнителей: ноктюрн, песня без слов, токката, скерцо, пьеса, юмореска, багатель, каприс. Оркестровые: симфония, симфоническая поэма, оркестровая сюита, рапсодия, концерт; монументальные: кантата, оратория; театральные (сценические): опера, балет, мюзикл.

Все музыкальные жанры обладают яркой характеристичностью, ведь нельзя спутать мазурку с маршем, вальс с песней – все они обладают целым рядом характерных особенностей, поэтому всегда легко узнаваемы. Есть даже такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определенные образы и представления. По этой причине многие жанры используются композиторами намеренно – для заострения того или иного содержания.

Жанры в музыке не отделены друг от друга непроходимыми перегородками и иногда происходит взаимопроникновение или слияние двух жанров и

появляются смешанные жанры (песня -марш).Но особый случай представляют произведения, принадлежащие к какому -то определенному жанру, но имеющие явно ощутимую, слышимую связь с другим жанром. Так, например, в песне «Школьные годы» - с вальсом (песня -вальс), в песне «Алеша» - с колыбельной, романсе «Я тебя никогда не забуду» - с ноктюрном, арии Фигаро «Мальчик резвый»

- с маршем, песне «Священная война» - с сарабандой. В этом случае можно говорить о жанровых связях.

Музыкальные жанры (определение) – это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи:

- с различным жизненным назначением музыки;

- условиями (местом) бытования;

- способом исполнения;

- с определенными типами содержания.

Исходя из определения возможно следующее разделение жанров:

1. В связи с жизненным назначением на:

прикладные и автономные;

духовные и светские;

легкие и серьезные;

2. В связи с местом и условиями бытования на:

камерные и монументальные;

концертные; театральные; пленэрные;

3. В связи со способом исполнения на:

вокальные и инструментальные;

симфонические (оркестровые);

сольные, ансамблевые, хоровые;

4. По кругу образов и содержанию на:

лиричекие; эпические; драматические; юмористические (шуточные);

В одном произведении непременно пересекаются разные жанровые уровни, например: романс – это светский; камерный, вокальный, сольный жанр, часто (но не всегда) с лирическим содержанием, то есть лирический.

Общепринятой систематики жанров до сих пор не существует, но проще всего музы­кальные жанры поддаются систематизации основе исполнительских средств. По испол­нительству мы предлагаем разделить жанры на следующие группы:

 

Жанры (по способу исполнения)
Инструментальные Вокальные Вокально-инструментальные

Примеры (инструментальные жанры):

Кончерто гроссо – виртуозное произведение в нескольких частях, в котором звучание всего оркестра противопоставляется звучанию группы солистов (tutti – все и concertino – малая концертная группа).

Прелюд, прелюдия – 1. Небольшое вступление перед музыкальным произведением, имеющее импровизационный характер. 2. Небольшая инструментальная пьеса, преимущественно для фортепиано.

Симфония – крупное произведение для симфонического оркестра, написанного в форме сонатного цикла. Как правило, состоит из четырех частей. Четырехчастный сонатный цикл состоит:

I часть – сонатная форма, сонатное аллегро;

II часть – Анданте или Адажио,

III часть – Менуэт (скерцо) сложная трехчастная форма;

IV часть – Финал – сонатная форма, рондо и др.

Сонатный цикл, сонатная циклическая форма – форма музыкального произведения, состоящая из трех или четырех частей, обычно первая часть изложена в сонатной форме.

Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенных художественным замыслом. В XVII-XVIII вв. сюита объединяла четыре танцевальные пьесы – аллеманду, куранту, сарабанду и жигу, позднее в состав сюиты вошли менуэт, бурре, гавот, полонез. В XIX-XX вв. появились сюиты нового типа – программные («Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. Мусоргского), сюиты на основе музыки балетов, опер, кинофильмов.

Токката – виртуозная инструментальная пьеса для фортепиано или органа, написанная в четком, быстром темпе звуками одинаковой краткой длительности, исполняемыми нон легато.

Чакона – инструментальная пьеса, происходящая от старинного испанского танца трехдольного размера 3/4. С XVII в. – пьеса в форме полифонических вариаций на неизменно повторяющуюся небольшую тему в басу.

Примеры (вокальные жанры):

Кант – старинная трехголосная куплетная песня, исполняемая ансамблем певцов или хором без инструментального сопровождения.

Народная песня – песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. Выделяют песни трудовые, календарные, хороводные, протяжные, городские.

Примеры (Вокально-инструментальные жанры):

Кантата – произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, состоящее из нескольких законченных частей и предназначенное для концертного исполнения. По своей форме кантата схожа с ораторией, но отличается от нее меньшим размером, преобладанием лирики и драматической ограниченностью сюжета.

Водевиль – вид легкой комедии с куплетами, исполняемыми под музыку. Был распространен во Франции во второй половине XVIII в. В России появился в начале XIX в.

Мюзикл – музыкально-сценическое произведение, в котором использованы разнообразные жанры и выразительные средства современной и бытовой музыки, хореографии, оперетты и оперы.

Опера – вид театрального искусства, в котором сценическое действие органически сочетается с музыкой – вокальной (солисты, хор) и инструментальной (оркестр), балетом, с изобразительным искусством (костюмы, декорации).

Опера-буффа – итальянская комическая опера. Возникла в XVIII в. на основе реалистической комедии и народно-бытовой песенной традиции как вид демократического оперного искусства, противопоставлявшийся опере-сериа.

Опера-сериа – жанр итальянской оперы на героико-мифологический или легендарно-исторический сюжет, возникший в конце XVII в. Центральное место в опере-сериа занимало виртуозное пение солистов.

Оперетта – музыкально-сценическое представление развлекательного характера, близкое к комической опере, но с более развитыми диалогами.

Оратория – крупное концертное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра, написанное на определенный сюжет. Оратория возникла почти одновременно с кантатой и оперой (XVII в.) и по своей структуре близка к ним, отличаясь от кантаты большими размерами и развернутым сюжетом, от оперы – преобладанием повествовательного элемента над драматическим действием, а также отсутствием сценического действия и художественного оформления.

Жанры (по назначению)
светские Церковные (духовные)

Примеры (светские жанры):

Мадригал – светская песня эпохи Возрождения, исполнявшаяся на итальянском языке. В XIV в. Мадригал – двух-трехголосная песня с несколькими куплетами и припевом.

Былины – древнерусские песни-сказы о героических подвигах богатырей и знаменательных событиях из жизни русского народа.

Экспромт – музыкальное произведение импровизационного характера.

Джаз – жанр эстрадной музыки. Возник в начале XX в. в Америке на основе некоторых жанров негритянской народной музыки. Непосредственные предшественники джаза – спиричуэлс, блюз, регтайм. Джазовую музыку отличает импровизационность, повышенная эмоциональность исполнения, утонченная ритмичность.

Примеры (духовные жанры):

Акафист – торжественное песнопение православной церкви, исполняемое стоя.

Магнификат – католическая песня, выражающая радость по поводу рождения сына у девы Марии.

Реквием – траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших, принятая в католической церкви. В XVII-XVIII вв. реквием превратился в крупное циклическое произведение для солистов, хора и оркестра, утратив свое культовое значение.

Псалмы – библейские песни и молитвы, сочинение которых приписывается царю Давиду. Собрание псалмов составляет Псалтырь, а правила исполнения псалмов получили название псалмодии.

Хорал – хоровое песнопение на религиозный текст в католической церкви и многоголосное – в протестантской. Мелодии хорала отличаются приподнятым характером звучания и малоподвижным ритмом. 2. Пьеса аккордово-гармонического склада, написанная равномерными длительностями в спокойном движении.

Духовный стих – песня религиозного содержания. Духовные стихи возникли как поэтическое освоение народом христианского вероучения, они преследовали нравоучительные цели и соответствовали религиозным чувствам исполнителей и слушателей. Главный признак произведений жанра – противопоставление христианского мирскому.

 

Жанры (по типу выражения и характеру образов)
Лирические эпические драматические

Примеры (лирические жанры):

Баркаролла – песня лодочника. Особенно распространена в Венеции (Италия). Певучая вокальная или инструментальная пьеса. Размер 6/8. Характерный рисунок ритма в аккомпанементе создает ощущение покачивания на воде.

Пастораль – произведение, рисующее картины природы или сцены сельской жизни.

Серенада – лирическая песня, представляющая собой обращение к возлюбленной и исполняющаяся вечером или ночью под ее окнами.

Романс – одноголосное вокальное произведение с инструментальным сопровождением.

Ноктюрн (от фр. - «ночной») – распространившееся с начала XIX века название пьес лирического, мечтательного характера.

Примеры (эпические жанры):

Баллада – произведение, в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора.

Дума – эпический и лироэпический песенный жанр украинского фольклора. Песни поются, а думы исполняются мелодичным речитативом, импровизируются.

Рапсодия – инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, импровизационном, эпическом стиле. Для рапсодии характерно чередование разнохарактерных эпизодов на народно-песенном материале.

Примеры (драматические жанры):

Драма предполагает создание произведения, в котором взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в форме монологов и диалогов (оперы, симфонии, сонаты).

В качестве особой категории можно выделить моторные жанры, призванные организовывать движение и управлять им. К этой категории можно отнести этюды, токкаты, скерцо, марши и большое количество танцевальных жанров.

Марш – музыкальная пьеса в энергичном, четком ритме, близкому к шагу темпе. Размер 2/4, 4/4, основа репертуара военных оркестров. Типы марша: походный, парадный, фанфарный, траурный.

Скерцо – музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с характерными острыми ритмическими и гармоническими оборотами.

Этюд – инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.

Танцевальные жанры:

Барыня – сольный или парный русский народный танец. Темп живой, задорный, музыкальный размер 2/4.

Болеро – испанский парный народный танец; темп – умеренно быстрый; размер 3/4 с характерной метроритмической фигурой, подчеркиваемой ударами кастаньет.

Бурре – старинный французский народный танец; темп – быстрый; размер 2/2 (4/4) с затактом на одну четверть. Встречается в старинных сюитах XVIII в.

Вальс – парный бальный танец; размер 3/4, возник на основе народных танцев Австрии, Германии, Чехии. Одним из предшественников вальса был австрийский танец лендлер.

Гавот – старинный французский танец; темп умеренный; размер 4/4 с затактом на две четверти, две или три восьмых.

Галоп – быстрый, стремительный, веселый танец; размер 2/4. Появился во Франции в первой трети XIX в.

Гальярда – старинный итальянский и французский танец, распространенный в Европе XV-XVII вв. Гальярда. исполняется в умеренно быстром темпе, размер 3/4.

Кадриль – танец, распространенный в России, Белоруссии, на Украине, исполняемый парами. Размеры 2/4, 6/8. Кадриль состоит из 5 -6 фигур, каждая из которых имеет свое название и соответствующую музыку.

Казачек – украинский и русский народный танец, веселый, живой по характеру. Размер 2/4. Исполняется в быстром темпе.

Контрданс – английский народный танец. Размер 2/4 или 6/8. Темп быстрый, танец похож на кадриль.

Кек-уок – бально-эстрадный танец, возникший в начале XX в. на основе танца американских негров. Музыкальный размер 2/4; с характерным синкопированным ритмом. Исполняется в темпе быстрого марша. Эстрадный вариант cakwalk близок к канкану.

Лендлер – крестьянский народный танец, распространенный в Германии и Австрии, предшественник вальса. Размер 3/4. Для лендлера характерна подвижная мелодия.

Лезгинка – народный танец, получивший распространение у народов Кавказа. Размер 6/8 и 2/4. Темп быстрый.

Полонез – старинный бальный польский танец-шествие торжественного характера. Размер 3/4.

Полька – чешский народный танец, исполняемый в быстром темпе. Размер 2/4.

Павана – старинный бальный танец испанского или итальянского (в этом случае название предположительно происходит от города Падуя) происхождения: темп медленный, торжественный; музыкальный размер 4/4.

Па д'аксьон – танец в балете, связанный с развитием сюжета и раскрывающий содержание балетной сцены.

Па-де-де – одна из основных форм классического балета. Структура па-де-де: совместный выход (антре), парная лирическая часть (адажио), две сольных вариации (аллегро), совместный финал (кода).

Па-де-катр – 1. Бальный танец английского происхождения. Музыкальный размер 12/8. 2. В балете – танец четырех исполнителей.

Па-де-труа – танцевальная форма в балете, отличающаяся от па-де-де тем, что исполняется тремя артистами (две женщины и мужчина), в связи с чем вводится третья вариация.

Пассакалья – 1. Старинный танец испанского происхождения, исполняемый в медленном темпе. Размер трехдольный. 2. Полифоническая форма, разработанная в виде вариаций с постоянно повторяющейся в басу мелодией (бассо остинато).

Ригодон – французский танец провансальского происхождения. Размер 2/4. Характер танца – оживленный, веселый, темпераментный. Был распространен в XVII в.

Румба – бальный танец мексиканского происхождения. Музыкальный размер 4/4. Темп умеренный с резким ускорением последней части.

Самба – современный бальный танец, построенный на бразильской народной основе. Размер 2/4. Исполняется в быстром темпе.

Сарабанда – старинный испанский народный танец трехчастного построения. Размер 3/4. Исполняется плавно и величественно.

Сегидилья – испанский народный танец-песня, исполняемый в быстром темпе. Размер 3/4 (3/8), с разнообразными ритмическими фигурами. Исполняется в сопровождении кастаньет.

Сиртаки – массовый современный греческий танец на музыку М. Теодоракиса. Музыкальный размер 4/4. Темп – вначале умеренный, ускоряющийся до очень быстрого и неожиданно возвращающийся к умеренному.

Танго – бальный или эстрадный танец кубинского происхождения. Размер 2/4, темп – умеренный. Существуют андалусийское, креольское и аргентинское танго.

Тарантелла – итальянский народный танец, исполняемый в быстром, стремительном темпе. Размер 6/8 или 3/8 с характерным непрерывным движением триолями.

Твист – танец группы рок-н-ролла. Размер 4/4, четные доли акцентированы, исполняется в быстром темпе.

Трепак – старинный русский танец. Музыкальный размер 2/4. Темп живой, веселый, задорный.

Фламенко – музыкальный стиль, связанный с традициями испанских цыган; музыка, песни, танцы в этом стиле. Фламенко свойственна преувеличенная эмоциональная окраска, возбужденность, ритмическая неустойчивость.

Фокстрот – салонный и бальный танец, в основе которого находятся движения ту-степа. Возник в начале XX в. в США, затем получил широкое распространение в Европе. Размер 4/4. Существуют две разновидности фокстрота быстрый фокстрот (квик-фокстрот, квикстеп) и медленный фокстрот (слоу-фокстрот)

Хабанера – испанская народная песня-танец кубинского происхождения. Музыкальный размер 2/4, с характерной ритмической фигурой, постоянно звучащей в сопровождении:.

Хота – испанский народный парный танец, исполняемый в сопровождении гитары, мандолины, кастаньет и сочетаемый с пением. Размер 3/4 или 3/8. Темп – быстрый, характер танца – живой, темпераментный.

Чарльстон – бальный танец американского происхождения, возникший на основе негритянских танцев. Музыкальный размер 4/4. Ритм синкопированный.

Контрольные вопросы:

1. Что такое жанр, как определить жанр произведения, в котором много разных признаков?

2. По каким главным признакам можно разделить всю музыку (укажите два варианта такого деления)

3. Что такое вокальная музыка и какие жанры в неё входят?

4. Назовите жанры инструментальной музыки.

5. Какие жанры связаны с движением? Расскажите коротко о каждом из них. Какое общее свойство их объединяет?

 

Ладовые особенности музыкальных форм.

Гармония и музыкальная форма.

Простая музыкальная форма.

Простая трёхчастная форма.

Сложная трёхчастная форма.

Тема с вариациями.

Сонатная форма. Рондо.

Полифонические формы.

Основные музыкальные формы

Музыкальное произведение, как и произведение любого другого искусства, представ­ляет собой единство содержания и формы. Под содержанием понимается художественное отражение действительности, типических характеров, мыслей, чувств и т. д. Под формой понимается целостная, организованная система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания. Иначе творя, все мелодические, ритмические, гармонические обороты, динамические оттенки, пропорции частей, организованные в единую систему для передачи содержания, образуют форму произведения.

Понятие «музыкальная форма» применяется также и в более тесном смысле слова - в смысле композиционного плана произведения, т.е. соотношения его частей. Понятие «му­зыкальная форма» употребляется в двух различных значениях. Иногда имеется в виду конкретный композиционный план именно данного произведения, его индивидуальные пропорции. Чаще речь идет не об индивидуальных чертах композиции, а об исторически сложившихся типах композиционною плана: сонатная форма, вариационная форма, фор­ма рондо, сложная трехчастная и т.д. Именно эти типы композиционного плана и назы­вают «музыкальными формами» (ниже мы познакомимся с самыми основными из них). Рекомендуется обратить внимание на следующие структурные функции частей в музыкальной форме:

1. Изложение (экспозиция) темы или ряда тем. т.е. первоначальное их проведение.

2. Связующая часть между какими-либо основными частями формы (например, ме­жду изложением различных тем).

3. Середина, построение, расположенное между двумя сходными частями, разви­вающее предшествующий материал.

4. Реприза (повторение) - повторное проведение темы (или ряда тем) после нового

раздела.

5. Вступление к основной форме или какой-либо ее части.

6. Заключение - завершение основной формы или какой-либо ее части. Простейшие музыкальные формы - это период, простая двухчастная и простая трехчастиая (существуют также сложная двухчастная и сложная трехчастная формы).

Музыкальная форма складывается из частей, которые могут быть отделены друг от друга или связаны между собой.
Момент раздела между частями произведения называется цезурой. К признакам цезур относятся:

  1. повторность мелодико-ритмических фигур;
  2. паузы;
  3. ритмические остановки;
  4. кадансы;
  5. смены тональности, тембра, регистра, динамического оттенка и т.п.

Каданс, каденция - заключение, заключительный оборот в музыке.
Часть произведения, отделенная цезурами называется построением.
Мотив, - наименьший смысловой элемент музыкальной речи, оказывается и наименьшей структурной единицей.

Фраза является более развернутым построением, чем мотив. Она обычно содержит две метрически сильные доли.

К основным структурным элементам музыкальной речи относятся также предложение и период.
Примером периода может служить любая куплетная песня. Куплет - это и есть одна часть. Повторение его идет неизменно, а изменяется только текст.

ПЕРИОД (от греч. — обход, круговращение) — наименьшая форма излагающая относительно законченную музыкальную мысль. Нормативная продолжительность П. — 8 или 16 тактов (в зависимости от темпа, размера, жанра сочинения). П. кончается в исходной (однотональный П.) или новой (модулирующий П.) тональности.

П. может быть построен из отд. составных частей — предложений, которые отделены друг от друга каденциями, причём функциональная зависимость каденций скрепляет форму.

ПРОСТЫЕ ФОРМЫ — музыкальные формы из 2 или 3 частей (возможны повторения), каждая из которых не сложнее периода.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.025 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал