Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Данного вида.
Слово «жанр» (genre) французского происхождения, в буквальном переводе означает «рождающая», одного корня с русским словом «жена» - «дающая начало роду» и греческим «genos» и латинским «genus», что означает – «род».В музыкальной культуре человечества за прошедшие века как в волшебной копилке накопилось множество разнообразных музыкальных произведений, различных по содержанию, настроению, написанных для солистов и различных групп исполнителей. Все они относятся к разным видам музыки, так называемым жанрам.Понятие - жанр - принадлежит не только к музыкальному искусству. В литературе, живописи и др.искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе - это роман, повесть, рассказ; в поэзии - сонет и баллада; в живописи - пейзаж и портрет; в музыке - вокальная, камерная, симфоническая музыка и т.д. К одному жанру мы можем отнести произведения, написанные для определённого состава исполнителей, сходных логикой построения, способностью передать характерные черты эпохи, с типичным кругом образов и жизненным предназначением. В музыке понятие жанра очень ёмко и многогранно Например: к камерному жанру мы относим произведения, написанные для отдельных инструментов (фортепиано, скрипки, трубы и т.д.) и для небольших ансамблей (трио, квартет). В каждом жанре складывается своё, определенное сочетание выразительных средств, комплекс художественных приёмов, которые легко узнаются и запоминаются. Одними из древнейших музыкальных жанров являются жанры народной, фольклорной музыки (fOLKLORE - староангл.- народная мудрость): песня, марш, танец – это самые первые жанры, их так и называют – первичные жанры, а поскольку они связаны с бытом людей, укладом их жизни их называют прикладными жанрами. В дальнейшем появились и другие: колыбельная, частушка; былина и т.д. Каждый из жанров имеет множество разновидностей (поджанров), например: песни (исторические, обрядовые, трудовые, лирические, шуточные); (русские, украинские, немецкие). С развитием профессиональной музыки, то есть музыки, сочиняемой композиторами, родились и получили развитие жанры вторичные (автономные), к примеру, такие как фуга, симфония, соната, опера, кантата, оратория. Музыку такого рода можно услышать в концертном зале, филармонии, оперном театре. От прикладных жанров автономные отличаются по цели – те утилитарны (используются в быту), эти - преображают человека, способствуют его духовному росту. А что же стало с первичными жанрами? Они продолжают жить в профессиональной музыке. Интонации прикладных жанров становятся языком автономных, так мазурки Ф.Шопена подражают народным танцам, и все же предназначены для слушания, а не для танца. Жанр марша был использован многими композиторами, например, М.И.Глинкой («Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»). Столь любимые в народе жанры – песня, романс, колыбельная, серенада, баркарола, баллада становятся вокальными жанрами профессиональной музыки (Л.Бетховен («Сурок»). Эволюция и историческое влияние формируют новые жанры вокальной музыки: ария (ариозо, ариетта), каватина, элегия, дуэт, трио. Появляются и новые жанровые разновидности песен: революционные, советские, массовые, блатные, бардовские (авторская песня).Одновременно развиваются инструментальные жанры: камерные инструментальные и симфонические. Камерные - (от позднелат. camera - комната), предназначеные для исполнения в небольших помещениях, для домашнего, " комнатного" музицирования с небольшим составом исполнителей: ноктюрн, песня без слов, токката, скерцо, пьеса, юмореска, багатель, каприс. Оркестровые: симфония, симфоническая поэма, оркестровая сюита, рапсодия, концерт; монументальные: кантата, оратория; театральные (сценические): опера, балет, мюзикл. Все музыкальные жанры обладают яркой характеристичностью, ведь нельзя спутать мазурку с маршем, вальс с песней – все они обладают целым рядом характерных особенностей, поэтому всегда легко узнаваемы. Есть даже такое понятие «память жанра», указывающее, что в жанрах накоплен огромный ассоциативный опыт, вызывающий у слушателя определенные образы и представления. По этой причине многие жанры используются композиторами намеренно – для заострения того или иного содержания. Жанры в музыке не отделены друг от друга непроходимыми перегородками и иногда происходит взаимопроникновение или слияние двух жанров и появляются смешанные жанры (песня -марш).Но особый случай представляют произведения, принадлежащие к какому -то определенному жанру, но имеющие явно ощутимую, слышимую связь с другим жанром. Так, например, в песне «Школьные годы» - с вальсом (песня -вальс), в песне «Алеша» - с колыбельной, романсе «Я тебя никогда не забуду» - с ноктюрном, арии Фигаро «Мальчик резвый» - с маршем, песне «Священная война» - с сарабандой. В этом случае можно говорить о жанровых связях. Музыкальные жанры (определение) – это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи: - с различным жизненным назначением музыки; - условиями (местом) бытования; - способом исполнения; - с определенными типами содержания. Исходя из определения возможно следующее разделение жанров: 1. В связи с жизненным назначением на: прикладные и автономные; духовные и светские; легкие и серьезные; 2. В связи с местом и условиями бытования на: камерные и монументальные; концертные; театральные; пленэрные; 3. В связи со способом исполнения на: вокальные и инструментальные; симфонические (оркестровые); сольные, ансамблевые, хоровые; 4. По кругу образов и содержанию на: лиричекие; эпические; драматические; юмористические (шуточные); В одном произведении непременно пересекаются разные жанровые уровни, например: романс – это светский; камерный, вокальный, сольный жанр, часто (но не всегда) с лирическим содержанием, то есть лирический. Общепринятой систематики жанров до сих пор не существует, но проще всего музыкальные жанры поддаются систематизации основе исполнительских средств. По исполнительству мы предлагаем разделить жанры на следующие группы:
Примеры (инструментальные жанры): Кончерто гроссо – виртуозное произведение в нескольких частях, в котором звучание всего оркестра противопоставляется звучанию группы солистов (tutti – все и concertino – малая концертная группа). Прелюд, прелюдия – 1. Небольшое вступление перед музыкальным произведением, имеющее импровизационный характер. 2. Небольшая инструментальная пьеса, преимущественно для фортепиано. Симфония – крупное произведение для симфонического оркестра, написанного в форме сонатного цикла. Как правило, состоит из четырех частей. Четырехчастный сонатный цикл состоит: I часть – сонатная форма, сонатное аллегро; II часть – Анданте или Адажио, III часть – Менуэт (скерцо) сложная трехчастная форма; IV часть – Финал – сонатная форма, рондо и др. Сонатный цикл, сонатная циклическая форма – форма музыкального произведения, состоящая из трех или четырех частей, обычно первая часть изложена в сонатной форме. Сюита – музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей, объединенных художественным замыслом. В XVII-XVIII вв. сюита объединяла четыре танцевальные пьесы – аллеманду, куранту, сарабанду и жигу, позднее в состав сюиты вошли менуэт, бурре, гавот, полонез. В XIX-XX вв. появились сюиты нового типа – программные («Шехеразада» Н. Римского-Корсакова, «Картинки с выставки» М. Мусоргского), сюиты на основе музыки балетов, опер, кинофильмов. Токката – виртуозная инструментальная пьеса для фортепиано или органа, написанная в четком, быстром темпе звуками одинаковой краткой длительности, исполняемыми нон легато. Чакона – инструментальная пьеса, происходящая от старинного испанского танца трехдольного размера 3/4. С XVII в. – пьеса в форме полифонических вариаций на неизменно повторяющуюся небольшую тему в басу. Примеры (вокальные жанры): Кант – старинная трехголосная куплетная песня, исполняемая ансамблем певцов или хором без инструментального сопровождения. Народная песня – песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. Выделяют песни трудовые, календарные, хороводные, протяжные, городские. Примеры (Вокально-инструментальные жанры): Кантата – произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, состоящее из нескольких законченных частей и предназначенное для концертного исполнения. По своей форме кантата схожа с ораторией, но отличается от нее меньшим размером, преобладанием лирики и драматической ограниченностью сюжета. Водевиль – вид легкой комедии с куплетами, исполняемыми под музыку. Был распространен во Франции во второй половине XVIII в. В России появился в начале XIX в. Мюзикл – музыкально-сценическое произведение, в котором использованы разнообразные жанры и выразительные средства современной и бытовой музыки, хореографии, оперетты и оперы. Опера – вид театрального искусства, в котором сценическое действие органически сочетается с музыкой – вокальной (солисты, хор) и инструментальной (оркестр), балетом, с изобразительным искусством (костюмы, декорации). Опера-буффа – итальянская комическая опера. Возникла в XVIII в. на основе реалистической комедии и народно-бытовой песенной традиции как вид демократического оперного искусства, противопоставлявшийся опере-сериа. Опера-сериа – жанр итальянской оперы на героико-мифологический или легендарно-исторический сюжет, возникший в конце XVII в. Центральное место в опере-сериа занимало виртуозное пение солистов. Оперетта – музыкально-сценическое представление развлекательного характера, близкое к комической опере, но с более развитыми диалогами. Оратория – крупное концертное произведение для солистов, хора и симфонического оркестра, написанное на определенный сюжет. Оратория возникла почти одновременно с кантатой и оперой (XVII в.) и по своей структуре близка к ним, отличаясь от кантаты большими размерами и развернутым сюжетом, от оперы – преобладанием повествовательного элемента над драматическим действием, а также отсутствием сценического действия и художественного оформления.
Примеры (светские жанры): Мадригал – светская песня эпохи Возрождения, исполнявшаяся на итальянском языке. В XIV в. Мадригал – двух-трехголосная песня с несколькими куплетами и припевом. Былины – древнерусские песни-сказы о героических подвигах богатырей и знаменательных событиях из жизни русского народа. Экспромт – музыкальное произведение импровизационного характера. Джаз – жанр эстрадной музыки. Возник в начале XX в. в Америке на основе некоторых жанров негритянской народной музыки. Непосредственные предшественники джаза – спиричуэлс, блюз, регтайм. Джазовую музыку отличает импровизационность, повышенная эмоциональность исполнения, утонченная ритмичность. Примеры (духовные жанры): Акафист – торжественное песнопение православной церкви, исполняемое стоя. Магнификат – католическая песня, выражающая радость по поводу рождения сына у девы Марии. Реквием – траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших, принятая в католической церкви. В XVII-XVIII вв. реквием превратился в крупное циклическое произведение для солистов, хора и оркестра, утратив свое культовое значение. Псалмы – библейские песни и молитвы, сочинение которых приписывается царю Давиду. Собрание псалмов составляет Псалтырь, а правила исполнения псалмов получили название псалмодии. Хорал – хоровое песнопение на религиозный текст в католической церкви и многоголосное – в протестантской. Мелодии хорала отличаются приподнятым характером звучания и малоподвижным ритмом. 2. Пьеса аккордово-гармонического склада, написанная равномерными длительностями в спокойном движении. Духовный стих – песня религиозного содержания. Духовные стихи возникли как поэтическое освоение народом христианского вероучения, они преследовали нравоучительные цели и соответствовали религиозным чувствам исполнителей и слушателей. Главный признак произведений жанра – противопоставление христианского мирскому.
Примеры (лирические жанры): Баркаролла – песня лодочника. Особенно распространена в Венеции (Италия). Певучая вокальная или инструментальная пьеса. Размер 6/8. Характерный рисунок ритма в аккомпанементе создает ощущение покачивания на воде. Пастораль – произведение, рисующее картины природы или сцены сельской жизни. Серенада – лирическая песня, представляющая собой обращение к возлюбленной и исполняющаяся вечером или ночью под ее окнами. Романс – одноголосное вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Ноктюрн (от фр. - «ночной») – распространившееся с начала XIX века название пьес лирического, мечтательного характера. Примеры (эпические жанры): Баллада – произведение, в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Дума – эпический и лироэпический песенный жанр украинского фольклора. Песни поются, а думы исполняются мелодичным речитативом, импровизируются. Рапсодия – инструментальное или вокальное произведение, написанное в свободном, импровизационном, эпическом стиле. Для рапсодии характерно чередование разнохарактерных эпизодов на народно-песенном материале. Примеры (драматические жанры): Драма предполагает создание произведения, в котором взаимоотношения людей, возникающие между ними конфликты раскрываются через поступки героев и получают воплощение в форме монологов и диалогов (оперы, симфонии, сонаты). В качестве особой категории можно выделить моторные жанры, призванные организовывать движение и управлять им. К этой категории можно отнести этюды, токкаты, скерцо, марши и большое количество танцевальных жанров. Марш – музыкальная пьеса в энергичном, четком ритме, близкому к шагу темпе. Размер 2/4, 4/4, основа репертуара военных оркестров. Типы марша: походный, парадный, фанфарный, траурный. Скерцо – музыкальная пьеса в живом, стремительном темпе, с характерными острыми ритмическими и гармоническими оборотами. Этюд – инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Танцевальные жанры: Барыня – сольный или парный русский народный танец. Темп живой, задорный, музыкальный размер 2/4. Болеро – испанский парный народный танец; темп – умеренно быстрый; размер 3/4 с характерной метроритмической фигурой, подчеркиваемой ударами кастаньет. Бурре – старинный французский народный танец; темп – быстрый; размер 2/2 (4/4) с затактом на одну четверть. Встречается в старинных сюитах XVIII в. Вальс – парный бальный танец; размер 3/4, возник на основе народных танцев Австрии, Германии, Чехии. Одним из предшественников вальса был австрийский танец лендлер. Гавот – старинный французский танец; темп умеренный; размер 4/4 с затактом на две четверти, две или три восьмых. Галоп – быстрый, стремительный, веселый танец; размер 2/4. Появился во Франции в первой трети XIX в. Гальярда – старинный итальянский и французский танец, распространенный в Европе XV-XVII вв. Гальярда. исполняется в умеренно быстром темпе, размер 3/4. Кадриль – танец, распространенный в России, Белоруссии, на Украине, исполняемый парами. Размеры 2/4, 6/8. Кадриль состоит из 5 -6 фигур, каждая из которых имеет свое название и соответствующую музыку. Казачек – украинский и русский народный танец, веселый, живой по характеру. Размер 2/4. Исполняется в быстром темпе. Контрданс – английский народный танец. Размер 2/4 или 6/8. Темп быстрый, танец похож на кадриль. Кек-уок – бально-эстрадный танец, возникший в начале XX в. на основе танца американских негров. Музыкальный размер 2/4; с характерным синкопированным ритмом. Исполняется в темпе быстрого марша. Эстрадный вариант cakwalk близок к канкану. Лендлер – крестьянский народный танец, распространенный в Германии и Австрии, предшественник вальса. Размер 3/4. Для лендлера характерна подвижная мелодия. Лезгинка – народный танец, получивший распространение у народов Кавказа. Размер 6/8 и 2/4. Темп быстрый. Полонез – старинный бальный польский танец-шествие торжественного характера. Размер 3/4. Полька – чешский народный танец, исполняемый в быстром темпе. Размер 2/4. Павана – старинный бальный танец испанского или итальянского (в этом случае название предположительно происходит от города Падуя) происхождения: темп медленный, торжественный; музыкальный размер 4/4. Па д'аксьон – танец в балете, связанный с развитием сюжета и раскрывающий содержание балетной сцены. Па-де-де – одна из основных форм классического балета. Структура па-де-де: совместный выход (антре), парная лирическая часть (адажио), две сольных вариации (аллегро), совместный финал (кода). Па-де-катр – 1. Бальный танец английского происхождения. Музыкальный размер 12/8. 2. В балете – танец четырех исполнителей. Па-де-труа – танцевальная форма в балете, отличающаяся от па-де-де тем, что исполняется тремя артистами (две женщины и мужчина), в связи с чем вводится третья вариация. Пассакалья – 1. Старинный танец испанского происхождения, исполняемый в медленном темпе. Размер трехдольный. 2. Полифоническая форма, разработанная в виде вариаций с постоянно повторяющейся в басу мелодией (бассо остинато). Ригодон – французский танец провансальского происхождения. Размер 2/4. Характер танца – оживленный, веселый, темпераментный. Был распространен в XVII в. Румба – бальный танец мексиканского происхождения. Музыкальный размер 4/4. Темп умеренный с резким ускорением последней части. Самба – современный бальный танец, построенный на бразильской народной основе. Размер 2/4. Исполняется в быстром темпе. Сарабанда – старинный испанский народный танец трехчастного построения. Размер 3/4. Исполняется плавно и величественно. Сегидилья – испанский народный танец-песня, исполняемый в быстром темпе. Размер 3/4 (3/8), с разнообразными ритмическими фигурами. Исполняется в сопровождении кастаньет. Сиртаки – массовый современный греческий танец на музыку М. Теодоракиса. Музыкальный размер 4/4. Темп – вначале умеренный, ускоряющийся до очень быстрого и неожиданно возвращающийся к умеренному. Танго – бальный или эстрадный танец кубинского происхождения. Размер 2/4, темп – умеренный. Существуют андалусийское, креольское и аргентинское танго. Тарантелла – итальянский народный танец, исполняемый в быстром, стремительном темпе. Размер 6/8 или 3/8 с характерным непрерывным движением триолями. Твист – танец группы рок-н-ролла. Размер 4/4, четные доли акцентированы, исполняется в быстром темпе. Трепак – старинный русский танец. Музыкальный размер 2/4. Темп живой, веселый, задорный. Фламенко – музыкальный стиль, связанный с традициями испанских цыган; музыка, песни, танцы в этом стиле. Фламенко свойственна преувеличенная эмоциональная окраска, возбужденность, ритмическая неустойчивость. Фокстрот – салонный и бальный танец, в основе которого находятся движения ту-степа. Возник в начале XX в. в США, затем получил широкое распространение в Европе. Размер 4/4. Существуют две разновидности фокстрота быстрый фокстрот (квик-фокстрот, квикстеп) и медленный фокстрот (слоу-фокстрот) Хабанера – испанская народная песня-танец кубинского происхождения. Музыкальный размер 2/4, с характерной ритмической фигурой, постоянно звучащей в сопровождении:. Хота – испанский народный парный танец, исполняемый в сопровождении гитары, мандолины, кастаньет и сочетаемый с пением. Размер 3/4 или 3/8. Темп – быстрый, характер танца – живой, темпераментный. Чарльстон – бальный танец американского происхождения, возникший на основе негритянских танцев. Музыкальный размер 4/4. Ритм синкопированный. Контрольные вопросы: 1. Что такое жанр, как определить жанр произведения, в котором много разных признаков? 2. По каким главным признакам можно разделить всю музыку (укажите два варианта такого деления) 3. Что такое вокальная музыка и какие жанры в неё входят? 4. Назовите жанры инструментальной музыки. 5. Какие жанры связаны с движением? Расскажите коротко о каждом из них. Какое общее свойство их объединяет?
Ладовые особенности музыкальных форм. Гармония и музыкальная форма. Простая музыкальная форма. Простая трёхчастная форма. Сложная трёхчастная форма. Тема с вариациями. Сонатная форма. Рондо. Полифонические формы. Основные музыкальные формы Музыкальное произведение, как и произведение любого другого искусства, представляет собой единство содержания и формы. Под содержанием понимается художественное отражение действительности, типических характеров, мыслей, чувств и т. д. Под формой понимается целостная, организованная система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания. Иначе творя, все мелодические, ритмические, гармонические обороты, динамические оттенки, пропорции частей, организованные в единую систему для передачи содержания, образуют форму произведения. Понятие «музыкальная форма» применяется также и в более тесном смысле слова - в смысле композиционного плана произведения, т.е. соотношения его частей. Понятие «музыкальная форма» употребляется в двух различных значениях. Иногда имеется в виду конкретный композиционный план именно данного произведения, его индивидуальные пропорции. Чаще речь идет не об индивидуальных чертах композиции, а об исторически сложившихся типах композиционною плана: сонатная форма, вариационная форма, форма рондо, сложная трехчастная и т.д. Именно эти типы композиционного плана и называют «музыкальными формами» (ниже мы познакомимся с самыми основными из них). Рекомендуется обратить внимание на следующие структурные функции частей в музыкальной форме: 1. Изложение (экспозиция) темы или ряда тем. т.е. первоначальное их проведение. 2. Связующая часть между какими-либо основными частями формы (например, между изложением различных тем). 3. Середина, построение, расположенное между двумя сходными частями, развивающее предшествующий материал. 4. Реприза (повторение) - повторное проведение темы (или ряда тем) после нового раздела. 5. Вступление к основной форме или какой-либо ее части. 6. Заключение - завершение основной формы или какой-либо ее части. Простейшие музыкальные формы - это период, простая двухчастная и простая трехчастиая (существуют также сложная двухчастная и сложная трехчастная формы). Музыкальная форма складывается из частей, которые могут быть отделены друг от друга или связаны между собой.
Каданс, каденция - заключение, заключительный оборот в музыке. Фраза является более развернутым построением, чем мотив. Она обычно содержит две метрически сильные доли. К основным структурным элементам музыкальной речи относятся также предложение и период. ПЕРИОД (от греч. — обход, круговращение) — наименьшая форма излагающая относительно законченную музыкальную мысль. Нормативная продолжительность П. — 8 или 16 тактов (в зависимости от темпа, размера, жанра сочинения). П. кончается в исходной (однотональный П.) или новой (модулирующий П.) тональности. П. может быть построен из отд. составных частей — предложений, которые отделены друг от друга каденциями, причём функциональная зависимость каденций скрепляет форму. ПРОСТЫЕ ФОРМЫ — музыкальные формы из 2 или 3 частей (возможны повторения), каждая из которых не сложнее периода.
|