Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Увеличение длительности ноты
Точка — удлиняет ноту на половину ее длительности: Фермата — остановка на любом звуке или паузе (удлинение неопределенное). Пишется над или под нотой или паузой:
Регулярная акцентировка - это главное свойство моторной музыки. Моторная музыка воссоздает различные виды четкого энергичного движения: спокойный, замедленный или напряженно ускоренный шаг, стремительный бег, легкую поступь (вприпрыжку), величавую поступь торжественного или траурного шествия. Подобные виды движения разнообразно воплощаются в произведениях моторной музыки: танцах, маршах, вариациях на темы танцевального характера, в отдельных частях многих симфоний и сонат. Музыке и поэзии присущ сходный характер ударений (акцентов). Так в двухдольном и четырехдольном метрах пишутся марши, в трехдольном - вальсы, мазурки, полонезы, в пятидольном - многие мелодии хороводных и величавых народных песен. Наряду с этим старинные народные песни могут и не иметь ясно выраженного размера. Ударения в них располагаются свободно и ритмика их изменчива. Инструментальные жанры тоже далеко не все относятся моторным. Например, баллады, ноктюрны Шопена, этюды-картины Рахманинова, прелюдии и поэмы Скрябина - ритмика таких сочинений более свободна и своеобразна, а мелодика отличается большой одухотворенностью и мягкостью, интонационной выразительностью. В произведениях такого характера особенно важное значение получают приёмы выразительных замедлений и ускорений, в той или иной мере отклоняющих регулярное течение музыки от тактового каркаса. Речь идет об агогике - своеобразном исполнительском приеме, присущем живому звучанию музыки и в известной мере, противостоящему тактовой организации. Агогика (с греч. –увод, унесение) - отклонение от жесткого темпа. (см. таблицу уточняющие термины) Одним из важных средств музыкальной выразительности является регистр. Композитор Лядов использует высокий регистр в фортепианной пьесе «Музыкальная табакерка», чтобы показать изящность, кукольность чудесной коробочки. Э. Григ начинает пьесу «В пещере горного короля» в низком регистре: сказочные недра гор, их фантастические жители, жутковатые шорохи ощущаются в картине, рисующей царство горного короля. Что представляет собой ряд клавиш фортепиано? Ряд звуков. А если короче - звукоряд. Значит, регистр – это часть звукоряда. Средний регистр - самый привычный для нас. И когда мы слушаем музыку, написанную в этом регистре, то обращаем внимание не на сам регистр, а на другие подробности: мелодию, гармонию и прочие выразительные детали. А нижний и верхний регистры резко выделяются своей особой регистровой выразительностью. Нижний регистр напоминает «увеличительное стекло». Он делает музыкальные образы крупнее, важнее, значительнее. Он и напугать может. И сказать: «Тсс, это тайна». А верхний регистр, наоборот, как бы «уменьшает» то, что в нём звучит. В «Детском альбоме» П. Чайковского есть «Марш деревянных солдатиков». Всё в нём как в настоящем военном марше, но маленькое, «игрушечное». Таким образом, регистр - это часть звукоряда, имеющая определённую звуковую краску. Выделяют три регистра: верхний, средний и нижний. Регистровые краски играют важную роль в звуковой живописи. Темп и его виды. Обозначения темпа. Агогика. Метр и ритм: моторная и не моторная музыка. Немаловажна роль скорости музыкального произведения темпа. Например, М.И. Глинка берет очень быстрый темп в «Попутной песне», чтобы слушатель почувствовал и скорость движения поезда, и вокзальную суету, и волнение толпы на перроне. А медленный темп «Старого замка» М. П. Мусоргского помогает мысленно воспроизвести руины старинного замка, услышать печальную песню трубадура. Композитор проставляет темповые обозначения в самом начале произведения слева, на итальянском языке. Музыка созерцательного, возвышенного характера, как правило, имеет сдержанный, медленный темп, а стремительная, шутливая, весёлая музыка редко бывает медленной. Быстрый темп придаёт музыке иное звучание. Стремительность, порывистость, движение выражаются в музыке при помощи скорых темпов. Конечно, вы хорошо знаете, что это слово означает скорость движения. Правда, происходит этот термин не от слова скорость, а от слова время (латинское tempus). От темпа зависят и характер, и настроение пьесы. Колыбельная не может исполняться в быстром темпе, а галоп - в медленном. Для более точного установления темпа используется метроном Мельцеля (сокр. — М.М.), который отстукивает доли метра, как часы. Для работы с ним достаточно установить гирьку на нужный темп (цифры указывают количество ударов-четвертей в минуту, (например. Allegro М.М.=120). ТЕРМИНЫ ОБОЗНАЧЕНИЯ ТЕМПА И ЕГО ИЗМЕНЕНИЙ Медленные темпы: lento (ленто) – протяжно, медленно, слабо, тихо largo (ларго) – широко, медленно adagio (адажио) – медленно grave (граве) – значительно, торжественно, величаво, тяжело Умеренные темпы: andante (анданте) – шагом, грациозное движение moderato (модерато) – умеренно, сдержанно allegretto (аллегретто) – оживлённо Быстрые темпы: allegro (аллегро) – скоро vivo, vivace (виво, виваче) – быстро, живо Очень быстрые темпы: Presto (престо) – в высшей степени быстро
|