Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение в дисциплину.Стр 1 из 41Следующая ⇒
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебное пособие представлено в виде опорных конспектов. Освещает вопросы теории и истории музыки, Основное содержание учебного курса включает в себя изучение отдельных элементов музыкального языка, средств музыкальной выразительности, умение различать жанры и стили музыки. Учебное пособие содержит материал для самоподготовки студентов к семинарам, контрольным работам и терминологический словарь для повторения. Введение в дисциплину. 1. Мелодия и ритм – выразительные средства музыки. Музыка как искусство. Понятия: временные и пространственные виды искусства, физическая основа музыки. Мелодия, как основа музыкального развития. Приемы создания мелодии. Средства музыкальной выразительности: интонация, музыкальная система, звукоряд. Виды созвучий: консонансы и диссонансы, интервалы и аккорды.
МУЗЫКА КАК ИСКУССТВО «Музыка не может создавать зримый образ мира, но она имеет то преимущество перед другими видами искусства, что она наиболее чутка на чувство и ей доступно передавать его непосредственное живое движение» Д. Д. Шостакович Разные стороны жизни не в равной мере «подвластны» различным видам искусства. Каждый вид искусства отличается от других специфичностью образного содержания и принципами, способами формообразования. Что же представляет собой музыка? В чем могущество ее воздействия на слушателя? Особенностью музыки как вида искусства является ее звуковыразительная, интонационная природа. Интонация (от лат. intonio — громко произношу) свойственна также и нашей речи. Понижение и повышение голоса, усиление или ослабление громкости, ускорение или замедление речи, ее прерывистость или плавность подчеркивают эмоционально-смысловой подтекст, уточняют понятийное значение слов. В музыке интонация непосредственно и исчерпывающе передает всю полноту идейно-эмоционального содержания. Музыкальная интонация, средства музыкального языка, временная природа музыки позволяют ей с особенной глубиной, тонкостью, проникновенностью воссоздавать динамику человеческих переживаний, душевные движения людей, с эмоциональной непосредственностью воздействовать на слушателей, как бы «переливая» в их сознание думы и эмоции, волновавшие автора. Основа и источник музыкального искусства — народное песнетворчество. Имена авторов большинства бытующих в народе песен затерялись в дали веков, и их творения народ правомерно считает своими. Народные песни и танцы являются первичными по отношению к музыке профессиональных композиторов. В народном творчестве (фольклоре) сочинитель песни нередко одновременно является и се исполнителем. В профессиональной музыке произведение неизбежно должно пройти через вторичное воплощение: замысел композитора воссоздается в процессе музыкального исполнения, реализуется в живом интонировании. Роль исполнителя не сводится к бесстрастному озвучиванию нотного текста, к простому «посредничеству» между композитором и слушателем. Исполнительское творчество (в идеале!) есть равновесие между объективным содержанием музыкального произведения и личностью исполнителя. В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры) музыка, наряду с хореографией, театром и кино, относится к временным искусствам. Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании. В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Поэтому её можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным " языком", не требующим перевода. Звук – физическое явление, вызываемое колебаниями звучащего тела, например струны. Звуки делятся на музыкальные, шумовые и звоны. Отличие музыкальных звуков от других в том, что он имеет определённую высоту, его можно повторить на музыкальном инструменте или голосом. Музыкальный звук имеет 4 свойства: I. высота. 2. громкость, 3. длительность 4. тембр Высота звука зависит от частоты колебания звучащего тела (струны). Длительность - это продолжительность звука зависит oi продолжительности колебаний звучащего тела (струны).Громкость - сила звука, зависит от размаха колебаний звучащего тела (струны). Тембр - окраска звука, зависящая от многих факторов, например, материала из которого изготовлен музыкальный инструмент, качество этого материала мастерства исполнителя и пЗр. Главным компонентом музыки является звук, а основными выразительными средствами: мелодия, полифония, гармония, ритм, динамика, фактура, лад, темп, тембр. Всё многообразие звуков, воспринимаемых человеческим ухом, разделяется на три основные категории: I) звуки, обладающие точной высотой, определенной интонацией; 2) звуки, высота которых не фокусирована, — звоны; 3) звуки, лишенные точной высоты (не интонируемые), — шумы. Все звуки современной музыкальной системы находятся между собой в точных высотных соотношениях. Система высотных соотношений звуков, лежащая в основе данной музыкальной культуры, называется музыкальным строем. Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, в единстве всего, из чего оно состоит. Первые строи возникли еще до нашей эры. Формирование строев несомненно связано с развитием музыкальных инструментов (напр., кифары), требовавших настройки. Музыкальное произведение, в отличие, например, от картины художника, подвергается двойной интерпретации — исполнителя и слушателя. Как и другие вилы искусства, музыка говорит образами. Художественный образ содержит обобщенное отражение действительности, данное через конкретное явление. Например, в созданном Глинкой образе Ивана Сусанина воплощены общие черты многих русских крестьян-патриотов; в то же время глинкинский Сусанин - яркая, неповторимая индивидуальность. Вопросы для самопроверки: 1. Какова роль музыки в нашей жизни? 2. Что такое музыкальный образ? 3. Что составляет содержание музыки? 4. Какое влияние музыка оказывает на Вас лично?
Фактура. Типы фактуры: полифония и гармония. Средства музыкальной выразительности: лад, тональность, гамма, мелодия и гармония. Мажор и минор. Практические занятия. Мелодия, её строение: мотив, фраза. Ритм, метр, темп. Лад, понятие мажора и минора. Нотное письмо, интервалы. История развития музыкального искусства. Практическое освоение ритма (продолжение). Средства музыкальной выразительности Звуковысотная сторона мелодии воспринимается как последовательность звуков, их соотношение, которое называется ИНТЕРВАЛ. Интервал - (от лат. –промежуток, расстояние) созвучие из двух звуков, взятых одновременно (гармонический) или последовательно (мелодический). На слух отдельные интервалы воспринимаются нами по-разному. Некоторые более благозвучные - их называют консонансы, а другие звучат резко и напряженно - диссонансы. ГАРМОНИЯ – одно из важнейших средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи этих созвучий между собой. Каждый вид искусства обладает своими специфическими для него средствами создания художественного образа. В музыке средствами выразительности являются: мелодия, гармония, фактура, ритм, метр, темп, лад, тональность, динамика, регистр, тембр, исполнительские штрихи. Совокупность этих средств образует «музыкальный язык» произведения. Одно выразительное средство само по себе, как правило, не имеет значения и лишь совокупность или система нескольких средств даёт возможность создания определенного музыкального образа. Для того чтобы судить о значении того или иного выразительного средства, нужно оценить его выразительные возможности и его формообразующее значение, а также рассмотреть его связи с другими выразительными средствами.
|