Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение в дисциплину.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебное пособие представлено в виде опорных конспектов. Освещает вопросы теории и истории музыки, Основное содержание учебного курса включает в себя изучение отдельных элементов музыкального языка, средств музыкальной выразительности, умение различать жанры и стили музыки.

Учебное пособие содержит материал для самоподготовки студентов к семинарам, контрольным работам и терминологический словарь для повторения.

Введение в дисциплину.

1. Мелодия и ритм – выразительные средства музыки.

Музыка как искусство. Понятия: временные и пространственные виды искусства, физическая основа музыки. Мелодия, как основа музыкального развития. Приемы создания мелодии. Средства музыкальной выразительности: интонация, музыкальная система, звукоряд. Виды созвучий: консонансы и диссонансы, интервалы и аккорды.

 

МУЗЫКА КАК ИСКУССТВО

«Музыка не может создавать зримый образ мира, но она имеет то

преимущество перед дру­гими видами искусства, что она наиболее чутка

на чувство и ей доступно передавать его непосредственное живое движение»

Д. Д. Шостакович

Разные стороны жизни не в равной мере «подвластны» раз­личным видам искусства. Каждый вид искусства отличается от других специфичностью образного содержания и принципами, способами формообразования.

Что же представляет собой музыка? В чем могущество ее воздействия на слушателя?

Особенностью музыки как вида искусства является ее звуковыразительная, интонационная природа. Интонация (от лат. intonio — громко произношу) свойственна также и нашей речи. Понижение и повышение голоса, усиление или ослабление гром­кости, ускорение или замедление речи, ее прерывистость или плавность подчеркивают эмоционально-смысловой подтекст, уточ­няют понятийное значение слов.

В музыке интонация непосредственно и исчерпывающе пере­дает всю полноту идейно-эмоционального содержания. Музы­кальная интонация, средства музыкального языка, временная природа музыки позволяют ей с особенной глубиной, тонкостью, проникновенностью воссоздавать динамику человеческих пере­живаний, душевные движения людей, с эмоциональной непосред­ственностью воздействовать на слушателей, как бы «переливая» в их сознание думы и эмоции, волновавшие автора.

Основа и источник музыкального искусства — народное песнетворчество. Имена авторов большинства бытующих в народе песен затерялись в дали веков, и их творения народ правомерно считает своими. Народные песни и танцы являются первичными по от­ношению к музыке профессиональных композиторов. В народном творчестве (фольклоре) сочинитель песни нередко одновременно является и се исполнителем.

В профессиональной музыке произведение неизбежно должно пройти через вторичное воплощение: замысел композитора вос­создается в процессе музыкального исполнения, реализуется в живом интонировании. Роль исполнителя не сводится к бесстраст­ному озвучиванию нотного текста, к простому «посредничеству» между композитором и слушателем. Исполнительское творчество (в идеале!) есть равновесие между объективным содержанием музыкального произведения и личностью исполнителя.

В отличие от простран­ственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры) музыка, наряду с хорео­графией, театром и кино, относится к временным искусствам. Одна из главных особенностей музыки в том, что она реально существует только в исполнении, в живом звучании. В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Поэтому её можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным " языком", не требующим перевода.
Физической основой музыки является музыкальный звук.

Звук – физическое явление, вызываемое колебаниями звучащего тела, на­пример струны. Звуки делятся на музыкальные, шумовые и звоны. Отличие музы­кальных звуков от других в том, что он имеет определённую высоту, его можно повторить на музыкальном инструменте или голосом. Музыкальный звук имеет 4 свойства:

I. высота.

2. громкость,

3. длительность

4. тембр

Высота звука зависит от частоты колебания звучащего тела (струны). Длительность - это продолжительность звука зависит oi продолжительности колеба­ний звучащего тела (струны).Громкость - сила звука, зависит от размаха колебаний звучащего тела (струны). Тембр - окраска звука, зависящая от многих факторов, например, материала из ко­торого изготовлен музыкальный инструмент, качество этого материала мастерства исполнителя и пЗр.

Главным компонентом музыки является звук, а основными выразительными средствами: мелодия, полифония, гармония, ритм, динамика, фактура, лад, темп, тембр.

Всё многообразие звуков, воспринимаемых человеческим ухом, разделяется на три основные категории: I) звуки, обладающие точной высотой, определенной интонацией; 2) звуки, высота кото­рых не фокусирована, — звоны; 3) звуки, лишенные точной высоты (не интонируемые), — шумы.

Все звуки современной музыкальной системы находятся между собой в точных высотных соотношениях. Система высотных соотношений звуков, лежащая в основе данной музыкальной культуры, называется музыкальным строем. Музыкальное произведение мы обычно воспринимаем целиком, в единстве всего, из чего оно состоит. Первые строи возникли еще до нашей эры. Формирование строев несомнен­но связано с развитием музыкальных инструментов (напр., кифа­ры), требовавших настройки.

Музыкальное произведение, в отличие, например, от картины художника, подвергается двойной интерпретации — исполнителя и слушателя.

Как и другие вилы искусства, музыка говорит образами. Художественный образ со­держит обобщенное отражение действительности, данное через конкретное явление. На­пример, в созданном Глинкой образе Ивана Сусанина воплощены общие черты многих русских крестьян-патриотов; в то же время глинкинский Сусанин - яркая, неповторимая индивидуальность.

Вопросы для самопроверки:

1. Какова роль музыки в нашей жизни?

2. Что такое музыкальный образ?

3. Что составляет содержание музыки?

4. Какое влияние музыка оказывает на Вас лично?

 

Фактура. Типы фактуры: полифония и гармония.

Средства музыкальной выразительности: лад, тональность, гамма, мелодия и гармония. Мажор и минор.

Практические занятия. Мелодия, её строение: мотив, фраза. Ритм, метр, темп. Лад, понятие мажора и минора. Нотное письмо, интервалы.

История развития музыкального искусства. Практическое освоение ритма (продолжение).

Средства музыкальной выразительности

Звуковысотная сторона мелодии воспринимается как последовательность звуков, их соотношение, которое называется ИНТЕРВАЛ. Интервал - (от лат. –промежуток, расстояние) созвучие из двух звуков, взятых одновременно (гармонический) или последовательно (мелодический). На слух отдельные интервалы воспринимаются нами по-разному. Некоторые более благозвучные - их называют консонансы, а другие звучат резко и напряженно - диссонансы.

ГАРМОНИЯ – одно из важнейших средств музыки, основанное на объединении звуков в созвучия и на взаимосвязи этих созвучий между собой.
При изучении гармонии важно понятие аккорда. АККОРД – это одновременное звучание 3 или более звуков. Гармония также строится на КОНСОНАНСАХ и ДИССОНАНСАХ.
Так же как и в речи, в музыке интонации могут быть повествовательными, вопросительными, повелительными, отрицательными, могут иметь, множество различных оттенков. Интонации выявляют смысл многих выразительных средств, Легко улавливаемая слухом характерная интонация обязательно входит в осно­ву мелодии, одного из главных средств запоминания и узнавания музыкального произве­дения.

Каждый вид искусства обладает своими специфическими для него средствами создания художественного образа. В музыке средствами выразительности являются: мелодия, гармония, фактура, ритм, метр, темп, лад, тональность, динамика, регистр, тембр, исполнительские штрихи.

Совокупность этих средств образует «музыкальный язык» произведения. Одно выразительное средство само по себе, как правило, не имеет значения и лишь совокупность или система нескольких средств даёт возможность создания определенного музыкального образа. Для того чтобы судить о значении того или иного выразительного средства, нужно оценить его выразительные возможности и

его формообразующее значение, а также рассмотреть его связи с другими выразительными средствами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал