Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Римские цари и реформы Сервия Туллия
Римская традиция рассказывает о 7 римских царях. Наибольшего внимания из них заслуживает шестой римский царь - Сервий Туллий (579-535 гг.до н.э.). Главной заслугой Сервия стало проведение реформ, способствовавших формированию римской гражданской общины - цивитас (civitas). Что же он сделал? Сервий Туллий разделил все население Рима на 6 имущественных разрядоа, независимо от сословной принадлежности. Принадлежность к имущественным разрядам, в свою очередь, определяла место воина в строю и характер его вооружения, но это еще не все… Как уже было сказано, все общество делилось на 6 классов, каждый из которых должен был выставить определенное количество центурий (сотен) в римскую армию. Самый состоятельный - первый класс выставлял наибольшее количество центурий - 98, ценз низшего класса не был определен вообще - сюда относились пролетарии (люди, не имевшие ничего кроме потомства), и они выставляли всего одну центурию (т.е. самая бедная прослойка совместными силами должна была предоставить в общую армию всего лишь сотню воинов). Однако новое деление граждан Рима касалось не только армии. Сервий Туллий учредил новый вид народного собрания - центуриатные собрания/комиции. В этих собраниях каждый имущественный класс имел столько голосов, сколько выставлял центурий. Соответственно большинство голосов всегда принадлежало высшему классу (98 из 193). Голосование обычно не доходило не только до последних, но даже до средних классов. Сервию Туллию приписывается также разделение Рима на территориальные округа - трибы. Вспомним, до этого трибы также существовали - все римское население делилось на 3 трибы, которые по своему смысловому значению подразумевали роды. Теперь же триба превратилась в территориальную единицу. Таким образом формирующемуся римскому государству был придан его важней ший признак - территориальность. Вокруг города была построена крепостная стена, остатки которой сохранились до нашего времени. Другой важной мерой Сервия Туллия был допуск плебеев в римское вой ско. Также Сервий Туллий попытался подготовить условия для превращения царской власти из выборной в наследственную, выдав своих дочерей замуж за сыновей своего предшественника Тарквиния Приска. Возможно, этой мерой Сервий хотел ограничить растущее влияние сената и аристократии. Подытог: Демократический характер преобразований Туллия не вызывает сомнений. Очевидно, он хотел создать опору царской власти в широких слоях римского общества, и эта тенденция не могла не вызвать противодей ствия со стороны аристократии.
Последний римский царь (Тарквиний Гордый) изображается римской традицией как жестокий тиран, правление которого вызывало всеобщее недовольство. Однако в литературе высказывается мнение, что Тарквиний продолжал линию Сервия Туллия на усиление царской власти в противовес сенату и аристократии. Именно этим можно объяснить резко отрицательное отношение традиции, сформированной сенаторскими кругами, к этому правителю. В источниках четко зафиксировано, что восстание против Тарквиния было организовано и проведено патрициями, которые и взяли управление городом в свои руки, хотя и назвали это управление " общественным делом" - республикой (res publica). Это произошло в 510 или 507 г. до н.э. Так была установлена аристократическая республика, просуществовавшая до конца I в. до н.э. Правда, формирование римской гражданской общины с установлением Республики не только не завершилось, но вступило в новый важный этап.
3. Ранняя Римская Республика (конец VI - середина III в. до н.э.) Эпоха Ранней Римской республики может быть охарактеризована как время борьбы патрициев и плебеев, окончательного оформления римской гражданской общины (цивитас) и завоевания Римом Аппенинского полуострова. Борьба патрициев и плебеев по сути была борьбой за равноправие и демократизацию формирующегося государства. Старая патрицианская знать стремилась сохранить древние родовые обычаи и учреждения и объективно выступала тормозом общественного прогресса. Плебеи, вынужденные в силу ограничения их доступа к общественной земле заниматься преимущественно ремеслом и торговлей, выступали за динамичное развитие римской экономики, за ликвидацию родовых отношений, за формирование демократических институтов управления общиной. На практике основные требования плебеев сводились к тому, что они добивались политического равноправия, ограничения патрицианского землевладения и допуска к общественной земле, ограничения долгового процента и отмены долговой кабалы. После реформ Сервия Туллия плебеи стали составлять основную часть римской армии, хотя командные посты в ней занимали патриции. Пользуясь этим, плебеи избрали весьма своеобразный метод борьбы за свои права - военную забастовку. В момент, когда Риму угрожали враги, плебеи покидали город, уходя на Священную гору поблизости от Рима (отсюда название этой акции: сецессия - уход), и выставляли оттуда свои требования патрициям. После долгих переговоров в результате первой сецессии, патриции согласились на учреждение должности народных трибунов, главной обязанностью которых была защита плебеев от произвола со стороны патрициев. Плебеи еще не раз прибегали к подобной манипулятивной политики. Результатом стало появление законов XII таблиц (449 г. до н.э.), названных так потому, что они были выбиты на 12-ти медных досках, выставленных впоследствии для всеобщего обозрения. Законы XII таблиц являются древней шим памятником римского права и содержат наряду с нормами обычного права, уходящими в глубокую древность, нормы, отражающие динамику развития римского общества в V в. до н.э.: отношения собственности, развитие рабовладения, новые тенденции в семей ных отношениях и т.д. Теперь устранялся произвол патрицианских судей при разборе дел, касавшихся плебеев. В том же году наряду с другими был принят важный закон о том, что решения плебей ских народных собраний получали силу закона, обязательного и для патрициев. Так возник еще один вид народных собраний Римской Республики - трибутные собрания/ комиции, собиравшиеся по территориальным округам (т.е. по трибам). Новый виток борьбы двух сословий приходится на 70-60-е гг. следующего столетия. В результате успешных вой н Рима произошло увеличение земельного фонда, значительная часть которого оставалась в общественном пользовании. Патриции пользовались своим правом оккупации общественных земель, и это привело к концентрации земельного фонда в руках патрициев, с одной стороны, и к разорению мелких собственников и росту кабального рабства, с другой. В результате борьбы в 367 г. до н.э. были изданы законы, частично решавшие долговую проблему и, главное, запрещавшие патрициям занимать более 500 югеров (югер - 1/4 гектара) общественной земли. Стоит также отметить, что спустя полвека был окончательно решен долговой вопрос: по закону 326 г. до н.э. должник должен был отвечать перед кредитором своим имуществом, а не личностью, то есть было отменено долговое рабство. В течение IV в. до н.э. плебеи добились доступа ко всем должностям в римском государстве, а в 300 г. до н.э. получили право занимать и жреческие должности. В 287 г. до н.э. законом Гортензия было подтверждено, что плебисциты (решения плебей ских собраний) получали силу закона и не нуждались в одобрении сената. Этим законом принято завершать историю борьбы патрициев и плебеев. Подытог: Хотя плебеи добились полной реализации всех своих требований и полного равноправия, вряд ли есть основания говорить о победе одного сословия и поражении другого. Главным результатом борьбы патрициев и плебеев, продолжавшей ся более двух веков, стал общественный компромисс и консолидация римского общества. В ходе этой борьбы были ликвидированы остатки родового строя, созданы условия для развития рабовладельческих отношений и окончательного оформления римской цивитас. Римская гражданская община была аналогичной эллинским полисам. Слившиеся патрицианские и плебей ские сословия образовали единый гражданский коллектив. Установление земельного максимума не только ограничило рост крупного землевладения, но и законодательно оформило право цивитас на верховное распоряжение всей землей.
|