Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика государственного строя Римской республики






В начальный период своего существования римское государство обладало (цивитас) рядом особенностей, свой ственным античным гражданским общинам: относительно узким и замкнутым гражданством, отсутствием чиновничье-бюрократического аппарата и налогов с граждан, отсутствием специальных карательных органов (полиции, прокуратуры и т.п.). Граждане такого государства рассматривались как его участники, а не как подданные. Термину " республика" был придан новый оттенок, позже сформулированный Цицероном: " общее дело" стало восприниматься как " общее достояние", что определяло не столько форму правления, сколько отношение граждан к цивитас. Ничего не напоминает?

Римскую государственность в рассматриваемое время можно представить следующим образом. Высшим органом власти в Римской республике считалось народное собрание, но, в отличие от греческих полисов, оно в Риме было трех видов. Куриатные комиции, собиравшиеся по родовому принципу, решали в основном вопросы семей ного права и из их прежних функций к III в.до н.э. за ними осталось лишь право наделять высшей властью магистратов - должностных лиц римского государства. Центуриатные комиции, собиравшиеся по принципу имущественного ценза, принимали законы, которые нуждались в последующем одобрении сенатом; осуществляли выборы высших должностных лиц, решали вопросы вой ны и мира и рассматривали апелляции по уголовным делам. Во второй половине III в.до реформа, которая установила равенство по н.э. была проведена демократическая
количеству голосующих центурий между пятью имущественными классами и увеличила до пяти количество центурий пролетариев. Трибутные комиции, которые собирались по территориальному принципу (одна территориальная триба имела один голос), принимали законы, осуществляли выборы низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о штрафах. В III в.до н.э. в Риме насчитывалось 35 триб: 4 городских и 31 сельская. Отмечу, что функции между различными видами народных собрании не были строго разграничены, как не существовало и строгого регламента их работы. Собирались собрания обычно магистратами, они же и председательствовали на них. Собрания не обладали законодательной инициативой, и вплоть до конца I в.до н.э. существовало только открытое голосование. По многим существенно важным вопросам, выносимым на народные собрания требовалось предварительное решение сената.
Еще раз, комиции или советы, которых существовало 3 вида, представляли законодательную власть. А кто же ее реализовывал и исполнял?

Исполнительная власть в Риме принадлежала магистратам, функции которых были довольно разнообразны. Система магистратур формировалась на протяжении долгого времени и в окончательном виде сложилась лишь к концу IV в.до н.э. Все магистратуры в Риме делились на высшие и низшие, ординарные и экстраординарные. Рассмотрим только некоторые из них.

Во главе системы магистратур находились два консула, которые избирались сроком на один год (этот срок мог быть продлен сенатом, если консулы успешно вели вой ну). Консулам принадлежала высшая военная и гражданская власть. Они осуществляли набор в армию, назначали военных командиров, распоряжались военной добычей и пользовались высшей административной властью в мирное время.

Другой высшей магистратурой являлась претура. Два претора тоже избирались на один год и первоначально были помощниками консулов. В годы классической Республики главной функцией преторов было руководство системой судопроизводства. Один из преторов занимался делами римлян, другой - делами чужеземцев-перегринов. Когда истец и ответчик являлись к претору, он первым делом пытался примирить тяжущихся, и если этого не удавалось сделать, назначал судей для разбора дела по существу.

Далее к разряду высших магистратур относятся два цензора, которых избирали раз в пять лет на полтора года. Основной обязанностью цензоров было уточнение списков римских граждан, распределение их по имущественным разрядам и составление списков сенаторов. Важной прерогативой цензора было наблюдение за нравственностью.

Самой значительной из низших магистратур были народные трибуны. Их избирали сроком на один год в количестве 10 человек. Народные трибуны пользовались законодательной инициативой, созывали трибутные комиции, их основной обязанностью было защищать простой народ от произвола магистратов и влиятельных лиц, и с этой целью двери их домов должны были быть всегда открыты, и они не имели права покидать пределов города Рима. Впрочем, самой важной прерогативой народных трибунов было право вето - право наложить запрет на решение любой структуры римского государства, если это решение ущемляло права народа. Единственной магистратурой, на которую трибунское вето не дей ствовало была магистратура цензора.

Экстраординарные магистратуры вызывались к жизни чрезвычай ными обстоятельствами или особыми условиями жизни Рима. По своему уникальной была магистратура диктатора, который назначался сенатом сроком на 6 месяцев в случае серьезной угрозы Риму со стороны внешних врагов. Диктатор пользовался всей полнотой власти в Риме, и никакие другие органы римского государства не дей ствовали. Помощником диктатора являлся начальник конницы.

К разряду магистратур в Риме относятся также многочисленные жреческие должности. Так в Риме вообще не существовало разделения категорий религии и политики, служение богам рассматривалось как общественное дело и жреческие должности считались государственными. Жрецы обычно объединялись в коллегии. Высшей жреческой коллегией была коллегия понтификов, ведавших культом Юпитера. Эту коллегию возглавлял Великий понтифик, которого можно считать главой всего римского языческого культа.

Реально высшим учреждением Римской республики был сенат. В его состав входило 300 человек, главным образом бывших высших магистратов. Хотя включение в сенат не происходило автоматически, а лишь по воле цензоров. Сенат издавал законодательные постановления - сенатус-консульты, представлял законопроекты народному собранию, осуществлял контроль за выборами должностных лиц, ведал вопросами внутренней безопасности и внешней политики, в распоряжении сената находились государственные финансы, сенат принимал отчеты у должностных лиц и выносил решения об установлении диктатуры. В целом функции сената были весьма разнообразными, и его роль в государственной жизни Рима была очень значительной.

Римскую республику уже в древности характеризовали как смешанную форму государства. Так, греческий историк Полибий усматривал монархический элемент в магистратуре консулов, демократический элемент - в народных собраниях и олигархический - в сенате. Римская республика впервые в истории представила систему сдержек и противовесов и распределения власти, обеспечивающих ее устой чивость. Это: разные виды народных собраний, коллегиальность магистратур, невмешательство одной магистратуры в дела другой, срочность и ответственность магистратур, отделение судебной власти от исполнительной и законодательной, исключительные полномочия народных трибунов, наличие сената, как назначаемого органа, обладающего высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти и, наконец, армия, как ополчение всех граждан.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал