![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика развития дошкольников.
При проведении обследования дошкольников следует соблюдать ряд условий, которые обеспечат более объективную оценку их состояния: - состояние в ходе обследования комфортности, установление эмоционального контакта; - предъявление заданий с наиболее легкого варианта для создания ситуации успеха, вызывающее желание дальнейшей работы с экспериментатором; - чередование словесных и наглядных методик для предупреждения переутомления; - игровой характер заданий; - учет уровня развития познавательной деятельности. Психологическое обследование начинается с беседы с ребенком, которая направлена на установление эмоционального контакта. Во время беседы выявляются общий запас знаний и представлений ребенка об окружающем мире, ориентировка во времени, пространстве, эмоциональные особенности: контактность, интересы, любимые игры и занятия. При отборе методик для диагностического обследования детей дошкольного возраста необходимо учитывать психологические возрастные новообразования: уровень развития перцептивных действий, наглядно-образного мышления, ведущей деятельности – игровой, а также типичных видов деятельности – конструирования и рисования. Важной задачей обследования детей 4 – 5-го года жизни является изучение уровня развития их ориентировочно-познавательной деятельности. Именно ориентировочно-познавательной деятельности. Именно ориентировочно-познавательное действие становится основной структурной единицей познания. В дошкольном возрасте выделяют следующие уровни ориентировочно-познавательных действий: - хаотические действия; - перебор вариантов; - целенаправленные пробы; - практическое примеривание; - зрительная ориентировка. При обследовании детей 6-го года жизни необходимо учитывать следующие психологические новообразования: сюжетно-ролевая игра; отражение сюжета в продуктивных видах деятельности. Важное значение имеют также такие показатели развития, как решение задач методом практического премирования, а в некоторых случаях – методом зрительной ориентировки. Главная цель обследования детей 7-го года жизни – целенаправленное изучение из психологической готовности к школьному обучению. Обязательным компонентом психолого-педагогического обследования ребенка дошкольного возраста является обследование состояния речи. Логопедическое обследование осуществляется общепринятыми в логопедической практике методами и включает в себя изучение основных компонентов, составляющих речевую систему. Одним из важнейших показателей уровня развития ребенка является его игровая деятельность, а ее оценка может быть одним из диагностических критериев. Для детей дошкольного возраста игра – ведущая деятельность, т.к. согласно исследованиям А.Н.Леонтьева: - внутри игры возникают и дифференцируются новые виды деятельности, напрмер учения; - в ней перестраиваются частные психические процессы; - от нее зависят основные изменения личности в данный период. У детей характер игры может быть представлен манипуляцией, процессуальной игрой, игрой с элементами сюжета. При изучении игровой деятельности оцениваются: - проявление интереса к игрушкам; - выбор игрушек; - адекватность использования игрушек; - возможность организации и уровень самостоятельности игры; - характер игры (однообразная, творческая); - поведение во время игровой деятельности. Психолого-педагогическое изучение ребенка дошкольного возраста завершается составлением характеристики, отражающей развитие изученных сфер деятельности, а также характерологические особенности. Исследование памяти: - методика «нелепицы»; - методика «10 слов»; - методика А.Н.Леонтьева (опосредованное запоминание). Исследование мышления: - методика «Последовательность событий» А.Н.Бернштейн; - методика «Классификация» А.М.Шуберт и А.Я.Иванова; - методика Э.Ф.Замбилявичене (субтесты). Диагностика эмоционально-аффективной сферы: - методика «Нарисуй человека»; - методика «Рисунок семьи»; - методика «ДДЧ».
|