![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Диагностика развития в подростковом и юношеском возрастах.
Всю совокупность проективных методик можно условно разделить на три группы: 1.Методики, требующие при их выполнении наибольшей речевой и интеллектуальной активности, способности к воображению. Это такие методики, как Тест цветовых пятен Роршаха, Тематический апперцепционный тест(ТАТ, в детском варианте – САТ). 2.Методики, которые требуют менее речевой и интеллектуальной активности, поскольку сохраняя общий принцип построения проективных методик – неопределенность стимульного материала, - они все же более структурированы, в них меньше требований к построению замысла высказывания, формированию. Сюжета, к мотивации ребенка в отношении выполнения заданий. К таким методикам можно отнести «Незаконченные предложения» Сакса и Леви, Фрустрационный тест Розенцвейга. 3.Методики, которые предъявляют минимальные требования к уровню интеллектуального и речевого развития (хотя речевой комментарий подростка, как и всегда при психологическом исследовании, очень желателен). К ним относятся очень популярные сейчас рисуночные тесты («Дом – дерево – человек», «Несуществующее животное», «Рисунок семьи» и т.д.) Анализ рисуночных тестов должен строиться с учетом всей совокупности данных о ребенке, включая результаты нейропсихологического исследования, изучения двигательной сферы и т.д. Т.О., психологическое исследование особенностей личности и межличностных отношений подростка с отклонениями в развитии должно строиться с учетом как специфических особенностей подросткового возраста, так и характера нарушений развития. Предварительное составление программы психологического исследования – неотъемлемая часть процедуры психологической диагностики. Программа экспериментально-психологического исследования определяет набор методик, тактических приемов их проведения и саму последовательность предъявления. Методики изучения восприятия: - методика «Компасы» (восприятие пространственных признаков); - методика «Часы» (восприятие пространственных признаков); - методика изучения восприятия времени. Методики изучения внимания: - методика «корректурная проба»; - красно-черные таблицы; - методика Мюстенберга; - методика «расстановка чисел»; - методика «отыскивание чисел»; Методика «отыскивание чисел с переключением». Методики изучения памяти: - метод опосредованного запоминания (по Л.С.Выготскому); - метод пиктограмм (по А.Р.Лурия); - методика «запоминания цифр»; - методика «запоминания образов»; - метод попарного воспроизведения. Методики изучения мышления: - методика Векслера (детский вариант); - ШТУР (школьный тест умственного развития); - методика «сложные ассоциации»; - методика «Матрицы Равенна»; - методика «анализ отношений понятий»; - методика «выявление общих понятий»; - методика «количественные отношения»; - методика «интеллектуальная лабильность». Методики изучения речевого развития: - методика оценки продуктивности вербального воспроизведения; - толкование пословиц. Методики изучения мотивации обучения: - методика изучения мотивации обучения; - мотивация одобрения – шкала Марлоу – Крауна; - шкала локализации контроля. Методики изучения особенностей развития личности и ее свойств: - опросник Кеттела; - шкала депрессии; - методика «незаконченное предложение»; - методика «несуществующее животное»; - методика «ДДЧ» и др.
|